Изображение купающихся людей пользуется популярностью у художников на протяжении многих веков. Будь то мытье в ванне, в бассейне или на реке, купающиеся стали неотъемлемой частью искусства с античности.

Чтобы понять, почему такая на первый взгляд простая тема имеет такую долгую традицию, важно проследить за художественным развитием этого мотива.

В данной статье вы найдете всю информацию о значении изображений купающихся людей в искусстве, иллюстрированную примерами от античности до наших дней.

Античность: Афродита из Книдоса

В Древней Греции ни одно женское создание не восхищало так сильно, как Афродита. Символ любви и красоты, богиня была идеальной музой для художников, вдохновившихся на создание произведений, таких как "Афродита из Книдоса".

Созданная Праксителем в IV веке до н.э., эта работа была одной из первых жизненного размера актовых изображений в Древней Греции. Поскольку скульптура также показывает Афродиту, держащую полотенце в левой руке, ее также можно рассматривать как ранний пример изображения купающейся в искусстве.

Как и многие другие древнегреческие скульптуры, изначальная "Афродита из Книдоса" больше не существует. Вместо нее уцелели римские копии, которые можно увидеть и по сей день.

Изображение купающихся в искусстве Средневековья

Жованни Баронцио, Крещение Иисуса Христа, 1330/1340

В средние века художники в Европе в основном вдохновлялись религиозными мотивами. Поэтому не удивительно, что в средневековых произведениях главным образом изображены купающиеся люди, представляющие крещение Иисуса Христа.

По библейским преданиям Иисуса крестил его двоюродный брат Иоанн в реке Иордан. После очищения Иисус вышел из воды, и внезапно небо раскрылось перед ним, он увидел, как Дух Божий сошел на него в образе голубя.

Это изображение вдохновило множество табличных картин и алтарных картин, созданных в средние века.

Отсылки к ваннам в эпоху Ренессанса

Pierro della Francesca, Иисус Кристос крещён Иоанном Крестителем в реке Иордан, около 1451 года

В эпоху Возрождения художники сохраняли предпочтение к религиозной иконографии. Художники Возрождения, такие как Леонардо да Винчи и Ян ван Эйк, предпочитали изображать Святую семью, с фокусом на отношениях Иисуса и Иоанна Крестителя.

В то время как многие картины с изображением Иисуса и Иоанна Крестителя показывают их как играющих детей, некоторые работы эпохи Возрождения изучают значимые события в их взрослой жизни, включая крещение Иисуса.

Подобно средневековым изображениям этой же темы, эти работы часто захватывают момент, когда Иоанн купает Иисуса святой водой.

Мотив в золотом веке Нидерландов

Рембрандт ван Рейн, "Бафсебы в ванной", 1654 год

В 17 веке художники Просвещения продолжали черпать вдохновение из ренессансного стиля живописи. В Северной Европе это привело к золотому веку Нидерландов, в котором художники, такие как Рембрандт, переопределили возможности живописи.

Как и у его предшественников, значительная часть творчества Рембрандта была олицетворена христианской культурой. Рембрандт создал несколько произведений, изображающих Батшеву из Ветхого Завета во время ее купания. Несмотря на то, что эти картины непосредственно вдохновлены библейским повествованием о Батшеве, в общем они лишены пристального внимания к деталям тела и открывают путь к изображению не религиозных купающихся.

Купающиеся в искусстве классицизма

Жан Огюст Доминик Ангр, "Купающаяся в Вальпенконе", 1808

Во Франции 18 века классицистические художники возрождали идеализированное искусство древней Греции и Рима, придавая ему новую жизненную силу.

Художества классицизма, хоть и написанные в стиле, приближенном к античности, часто показывают современные сцены и темы - подход, который является характерным для "Купающейся в Вальпенконе" Жана Огюста Доминика Ангра.

На переднем плане "Купающейся в Вальпенконе" изображена голая женщина, готовящаяся к мытью. В дополнение к тонким линиям и превосходной цветопередаче, "Купающаяся в Вальпенконе" известна своим влиянием на некоторых важнейших пионеров современного искусства.

Современность

Эдгар Дега, Женщина в ванне, ок. 1883 год

В 1855 году Эдгар Дега обратился к Ингре, когда тот изучал его работы в Лувре. Как поклонник и поздний коллекционер уважаемого художника, Дега особенно восприимчиво относился к его советам, которые сопровождали его на протяжении всей карьеры.

После того, как Ингр рекомендовал ему уделить больше внимания линии как элементу изображения, Дега начал работать над одной из своих любимых тем: купающимися. В последние десятилетия своей жизни Дега сместил свой акцент с характерных танцующих девушек на женщин в туалете.

Эти рисунки, выполненные пастелью и углем, предлагали соблазнительные взгляды, как будто смотрят через скважину, что отражает интерес импрессионистов к повседневным темам.

Купающиеся в современном искусстве

Фото: Виктория Пикеринг / Фликр

И по сей день художники в своих произведениях занимаются темой купания. Дэвид Хокни стал всемирно известным своими картиными калифорнийских бассейнов.

Будь то отражающий портрет художника, момент загорающего на солнце или его культовая картина "Большой всплеск", работы Хокни добавляют традиционному купальщику современное звучание.

Но в отличие от ранних художников, которые были очарованы самими фигурами, Хокни чувствует влечение к красоте бассейна и воды.

В нескольких интервью он описал, насколько разнообразной является вдохновение, которое он получает от воды и отражений на воде.