-
Содержание
Атмосферная перспектива - это одна из важных техник, используемых в живописи для передачи глубины и пространственности в пейзажных работах. Она основана на оптическом явлении, которое происходит, когда воздух между наблюдателем и объектом изменяет цвет и контрастность из-за воздушной мглы, пыли, влаги и других атмосферных факторов.
Применение атмосферной перспективы позволяет создать иллюзию глубины, добавить объем и привлекательность к пейзажным работам. Какие же советы и информация могут помочь вам научиться использовать эту технику в своей живописи?
1. Учитывайте расстояние и размеры объектов
Атмосферная перспектива обусловлена тем, что объекты, находящиеся дальше от наблюдателя, кажутся более бледными, голубыми и менее контрастными. При создании пейзажа учтите это свойство и придайте объектам на переднем плане большую яркость, контрастность и насыщенность, а объектам на заднем плане - меньшую яркость и контрастность.
2. Определите основную точку обзора
Выберите точку обзора, с которой будет виден ваш пейзаж. Например, это может быть нижняя часть холма или берега реки. Поместите основные элементы пейзажа таким образом, чтобы они создавали впечатление глубины и пространственности. Не забывайте о горизонте, чтобы подчеркнуть просторность пейзажа.
3. Размер и форма объектов
Используйте размеры и формы объектов, чтобы передать глубину пейзажа. Более отдаленные объекты должны быть меньшего размера и иметь более размытые контуры. Это поможет создать иллюзию удаленности и пространственности.
4. Используйте цвета для передачи атмосферной перспективы
Цвета играют важную роль в создании атмосферной перспективы. Более удаленные объекты будут иметь более бледные и голубоватые оттенки, в то время как ближние объекты будут более яркими и насыщенными. Можно также добавить светлые иллюминации на более отдаленные объекты, чтобы создать эффект солнечного света, проникающего сквозь воздушную мглу.
В заключение можно сказать, что атмосферная перспектива - это замечательный способ придать глубину и пространственность вашей пейзажной живописи. Применяйте вышеуказанные советы и экспериментируйте с цветами и формами. Таким образом, вы сможете создать прекрасные и реалистичные пейзажи, которые захватят взгляд зрителя и погрузят его в атмосферу вашего произведения искусства.
Уже Леонардо наблюдал, что цвета и яркости пейзажа изменяются в зависимости от атмосферных условий, когда расстояние до наблюдателя увеличивается. Помимо прозрачных газов, присутствующих в воздухе, в атмосфере находятся частицы, такие как аэрозоли или капельки воды, которые влияют на восприятие. В общем и целом, чем дальше простирается взгляд, тем больше частиц находится между наблюдателем и рассматриваемым объектом, и тем более размытым и тусклым выглядит объект.
Это явление называется атмосферной перспективой или воздушной перспективой.
В ландшафтной фотографии этот эффект становится явно заметным при обзоре на несколько километров:
Пейзажи в фотографии и мастерской Валериуса Тыйгарта. Источник: Википедия
Чтобы создать максимально реалистичное изображение реальности, оптический эффект в естественной ландшафтной живописи также должен быть учтен.
Для изображения воздушной перспективы на картине должны быть поэтапные затухания цвета между передним и задним планами. Также ландшафт должен становиться нечетким и светлее с увеличением расстояния.
В этой статье вы найдете всю информацию о включении атмосферной перспективы в естественную живопись. Сначала будет представлен обзор исторического развития искусства, а затем будут рассмотрены особенности этой перспективы с помощью примеров.
Атмосферная перспектива в живописи
Рафаэль, Портрет кардинала Алессандро Фарнезе, около 1509-1511 гг. (заметно выраженное изображение воздушной перспективы в дальних видовых перспективах)
В живописи атмосферная перспектива использовалась художниками уже многие столетия. Начало художественному изображению воздушной перспективы уходит даже в древность. Еще художники древнего Рима и Греции создавали умелые фрески с пейзажами, нарисованными с учетом атмосферной перспективы.
В Средневековье, когда материальный мир считался скверным и грешным, и художницы и художники главным образом служили продолжением церкви, натуралистические методы живописи были в основном пренебрежены.
Это изменилось только в период художественного Ренессанса в 15 веке, когда эти древние техники живописи были вновь открыты.
Из-за необходимости создания тонких оттенков цвета, масляные краски были лучшим средством, с помощью которого можно получить эту иллюзию. Масляная живопись впервые была использована в голландской живописи начала 15 века из-за более холодных температур, но затем была также использована итальянскими художниками для достижения максимальной детализации.
В то время как большинство художников эпохи Возрождения исследовали, как использовать науки, такие как геометрия, для создания иллюзий глубины и расстояния с помощью линейной перспективы, Леонардо да Винчи расширил свои исследования в области оптики. Он считается художником, который впервые описал атмосферную перспективу в Европе в своей "Trattato della Pittura".
На небольшом участке живописи слева от своей "Felsgrottenmadonna" Леонардо доказал свое понимание аэроперспективы. Как это часто бывает, он выбрал изображение скалистого пейзажа, переходящего в голубоватые оттенки.
Леонардо да Винчи, Деталь Фелсгроттенмадонны, 1483-1486
Значительно раньше, чем Леонардо да Винчи, китайские художники, такие как Гуо Си, уже в X-XI веках н.э. использовали атмосферную перспективу в своих произведениях искусства "Шаньшуй".
Старинная китайская живопись пейзажей - это технически сложное искусство, которое придает большое значение использованию различной толщины мазков для создания атмосферных эффектов.
В своей работе "О живописи" Хань Чо в 1167 году описывает три различных типа перспективы и как атмосферные условия влияют на ясность и внешний вид объектов.
Вот ранний пример работы Гуо Си из XI века:
Гуо Си, Осень в долине реки, 1072 г.
Три основных оптических особенности атмосферной перспективы
При атмосферной перспективе сочетаются различные оптические эффекты. Вот наиболее важные особенности, которые проявляются с увеличением расстояния до рассматриваемого объекта. Если вы хотите нарисовать пейзаж так, чтобы он был максимально естественным, обратите внимание на эти особенности: