Описание и анализ: Мужчина с красным тюрбаном, Ян ван Эйк

Эта картина, также известная как Мужчина в красной тюрбане, является одним из множества всемирно известных панелей фламандского художника Яна ван Эйка, одного из важнейших предтеч ранне-нидерландского Возрождения.

Предположительно, это автопортрет, который, вероятно, был приобретен Томасом Говардом, графом Арунделлом, во время его изгнания в Антверпене в 1644 году. В 1851 году она была заимствована Национальной галереей в Лондоне, где она находится и по сей день.

Вместе с другими шедеврами ван Эйка, такими как алтарная картина в Генте и портрет Арнольфини, картина Мужчина в красной тюрбане является одним из самых известных примеров искусства северного Возрождения XV века.

Мужчина в красной тюрбане - описание

Является ли изображенный мужчина автопортретом ван Эйка?

Жан ван Эйкс' «Мужчина с красным тюрбаном» впервые был описан в 1655 году как автопортрет, хотя эта точка зрения не является единодушной среди историков искусства и идентификация остается сдержанной.

Надпись на верхней части рамы была указана как основное доказательство. Там написано "ALC IXH XAN" (как только я могу).

Очевидно, что Ван Эйкс также изображал себя в двух других произведениях; кажется, что он отражается в зеркале на «Свадьбе Арнольфини» и на щите святого Георгия в картинах «Мадонна с каноником Георгом ван дер Пэле». В обоих полотнах кажется, что художник включил себя, носящего красное головное убор, в сцену.

Ссылки: фрагмент Арнольфиниевской свадьбы слева, фрагмент Мадонны каноника Георга ван дер Паэля справа

Независимо от того, является ли это автопортретом или нет, на самом деле мужчина не носит тюрбан, а шаперон.

Технический анализ "Человека в красном тюрбане"

Технический прогресс Ван Эйка в масляной живописи, в особенности его тщательное использование тонких слоев прозрачных пигментов для достижения максимальной яркости, позволяет создавать точные оптические эффекты и зеркальные поверхности, придающие этому портрету такую реалистичность.

Обратите внимание, например, на отражение света или капилляры, нарисованные в левом глазу. Использование и применение цвета Ван Эйком были замечены многими художниками и критиками: вот, например, белый цвет глаза смешан с малыми количествами красного и синего. Очень тонкий слой красной краски проходит над этим нижним слоем, но так, чтобы нижний слой был выставлен наружу в нескольких местах. Радужка глаза - ультрамариновая, с добавлением белого и черного у зрачка, который нарисован голубым по радужке.

Возможно, использование зеркала Ван Эйком во время создания этой картины обусловило вариацию фокуса между двумя глазами: его правый глаз слегка размыт по краям и кажется просто пассивным в поле зрения, в то время как контур левого глаза четко очерчен и сфокусирован на определенном объекте.

Этот эффект, вероятно, связан с тем, что художник наблюдал за собой в зеркале. Когда мы смотрим на себя под углом, мы не можем одновременно наблюдать оба глаза.

При помощи своего контроля над изображением, Ван Эйк делает его бесподобно присутствующим, будь то через его физическое воплощение или через способность сделать неразличимым каждый штрих кисти.

Мужчина в красном тюрбане: композиция

Как и во всех своих картинах, Ван Эйк создает свою композицию с большой тщательностью. Здесь, например, он сильно полагается на цвет и теневую отделку в качестве средства композиции. Насыщенные красные складки Шаперон контрастируют с освещенным лицом, выходящим из темноты. Твердый взгляд сидящего неотразимо притягивает зрителя к картине, от которой невозможно отвлечься ни на что другое.

Мастерство Ван Эйка в использовании хиароскуро и драматического тенебризма напоминает живопись Караваджо. Контроль тонов и теней Ван Эйка отсылает к технике сфумато, применяемой Леонардо да Винчи в его портретах, характерной для Высокого Возрождения.

Надпись "Ян Ван Эйк сделал меня 21 октября 1433 года" (оригинал: JOHES DE EYCK ME FECIT ANO MCCCC 33. 21. OCTOBRIS) внизу рамки акцентирует на создании произведения и указывает, что это изображение является не только портретом человека, но и портретом, созданным человеком.

Кроме того, надпись не выполнена на рамке рельефной гравировкой, а изображена методом тромп-л'ой. Это прием иллюзии, заставляющий слова выглядеть, как будто они были вырезаны.

Ян ван Эйк

Реализм портретного искусства ван Эйка придает художнику выразительный современный вид по сравнению с другими ренессансными картинами. Его капризный натурализм оттеснил стилизованные формы готического искусства и лучше всего сравнивается с искусством Ренессанса в Италии.

С использованием масляных красок он, вместе со своим современником Роджером ван дер Вейденом, явно опередил других художников своего времени, и его цвета казались светящимися, как ни у кого другого.