Мужской акт в искусстве далеко не так часто изображается, как женский акт. Однако мужской акт в искусстве не только приносит эстетическое удовольствие, но и имеет долгую историю развития. За последние 2000 лет мужские акты претерпели значительные изменения.

Вот основные этапы развития изображения мужского тела в искусстве от древней Греции до современности.

Мужские акты в греческом искусстве

Первой культурой, которая ценила значение мужского акта, была древняя Греция. На праздниках часто проводились спортивные соревнования, где молодые мужчины демонстрировали свои физические способности и боролись за честь. Греческое искусство отражало жизнь людей того времени.

С появлением ранней архаической эпохи голое тело молодого мужчины стало идеальным образом для многих скульптур того времени. Греки называли этот образ мужского акта "куро" и часто использовали его в своей скульптурной иконографии.

Среди самых известных греческих скульпторов, создававших мужской акт, были:

- Поликал, считавшийся основателем классического стиля;

- Фидий, создавший знаменитую статую Зевса в Олимпии;

- Мирон, автор великолепной статуи "Дискобола";

- Праксител, создавший известную статую Гермеса с младенцем Дионисом;

Однако некоторые известные мужские акты Греции были созданы также и неизвестными скульпторами. К известным скульптурам относятся:

- Барберинский Фавн;

- Дорифор Мирона;

- Апоксиомен Пракситела.

Греческая скульптура создала большое количество мужских актов, которые представляли собой либо обычных людей в религиозных храмах в качестве жертв Богам, либо самих Богов.

Важно понимать, что греческие скульпторы, создавая образы голых мужчин и женщин, стремились к идеалу, а не к индивидуальным чертам личности. Этот идеал воплощал совершенное состояние здоровья, молодости и геометрической пропорциональности.

В то время как греки ценили мужской акт в скульптуре и живописи, другие цивилизации того времени ассоциировали наготу с отрицательными качествами. Например, они считали наготу признаком позора и символом военного поражения.

Мужской акт в римском искусстве

Хотя римские художники античности часто усваивали греческие традиции, в этом случае они следовали собственной римской доктрине о том, что искусство должно служить интересам Рима и способствовать его мощи.

В связи с этим художники в основном посвятили себя созданию символов власти своих полководцев и - за некоторыми исключениями - не создавали свободных актовых скульптур или картин.

Мужские акты в византийском искусстве

К сожалению, христианство в значительной степени изгнало поклонников актового искусства. В общем, мужские фигуры в христианстве были изображены одетыми. Это соответствовало писаниям Евангелия и рассказу об Адаме и Еве в Райском саду, их нагота была связана со стыдом и наказанием. Это также соответствовало общему представлению о том, что нагота воспринимается как угроза для духовного благополучия личности.

Факт того, что почти все византийские произведения искусства были религиозными, привел к тому, что обнаженность еще меньше была принята. В этот период было только несколько исключений нерелигиозного искусства, которые можно найти, например, на шкатулках. Иногда на эти шкатулки рисовали детальные актовые сцены, при этом эти предметы не были предназначены для публичного обозрения.

Поскольку византийцы связывали обнаженность с языческими греками, они считали мужской акт и актовые сцены в целом примитивными и отсталыми.

Мужские акты в Европе средневековья

Романское и готическое искусство было определено скульптурой и архитектурой, которые не допускали обнаженности. В частности, церковная колонная статуя была одной из основных форм искусства.

До эпохи Возрождения католическая церковь была главной спонсорской организацией искусства и финансировала практически все монументальные сооружения, скульптуры, живопись и рукописи в Европе.

Церковь отговаривала от использования наготы в изобразительном искусстве, не в последнюю очередь из-за акцента на целомудрии и безбрачии. Католическое Римское царство считало наготу разрушением душевного и физического благополучия отдельного индивидуума.

Обнаженная мужская фигура в эпоху Возрождения

Возвращение к классическим идеалам греко-римской культуры во время итальянского Возрождения восстановило образ голого тела в современном искусстве.

Особенно значимое место в этот период занимали мужские акты, увековеченные в нескольких иконических скульптурах, в том числе двух скульптур Давида от Донателло и Микеланджело.

Позже маньеристский скульптор Джамболонья создал впечатляющую скульптуру "Грабеж сабинянок".

В живописи нагота также стала популярной на салонах.

Томмазо ди Масаччо в своей фреске "Изгнание из Эдемского сада" не оставил места для фантазии. Микеланджело также создал фрески Сикстинской капеллы с изображением мужского акта различных размеров и форм. Леонардо да Винчи восхвалил мужской акт, например, в своем "Витрувианском человеке".

Некоторые художники северного Ренессанса также попробовали себя в изображении мужского акта в искусстве. Ян ван Эйк или Иероним Босх - всего лишь два известных художника, которые включили обнаженное мужское тело в свои произведения.

Фото: Патрик А. Роджерс / Фликр / CC BY-SA 2.0

Что же произошло с христианской моралью?

Константинопольский собор (1545-63 гг.) пытался ограничить развращенные элементы в искусстве, но на самом деле искусство не было цензурировано.

Мужские акты в искусстве барокко

Академическое искусство придавало большое значение обучению акту и таким образом сохраняло традицию Микеланджело и его коллег в период барокко.

Тем не менее, в барочном искусстве обнаженность в основном ограничивалась аллегорическими или мифологическими мотивами.

Например, Питер Пауль Рубенс использовал мужской акт в своей мифологической картине "Пьяный Геркулес" 1614 года, в то время как Караваджо использовал его в своей картине "Амур Все Побеждает".

Петер Пауль Рубенс, "Пьяный Геркулес", ведомый нимфой и сатиром, 1613-1614 гг.

В скульптуре Джан Лоренцо Бернини своим выдающимся мастерством установил стандарты барочного изображения нагого тела.

Представления в рококо и классицизме

Мужская нагота была неотъемлемой частью искусства XVIII века, хотя, возможно, она была менее заметна, чем женская нагота.

В основном, мужская актовая композиция присутствовала в исторической живописи и декоративных работах. Время классицизма тоже имеет несколько примеров творческого мастерства в скульптуре.

В классицистическом искусстве, скульпторы, такие как Антонио Канова, моделировали свои скульптуры по античным образцам. Прекрасным примером этого феномена является "Персей Кановы", который имитирует пропорции знаменитого Аполлона Бельведерского.

Исключительными также являются акты немецкого художника Антона Рафаэля Менгса, включая его угольный рисунок Сидящий мужской акт в образе Бакха.

Мужские акты в искусстве XIX века

Мужская нагота в живописи XIX века была представлена энергичными работами, такими как Изучение обнаженного мужчины Тедором Жерико.

Тедор Жерико, Изучение мужского акта, 1816 год

Жюль-Сириль Каве с помощью работы "Нарцисс" показывает популярную историю из "Метаморфоз" Овидия. Эхо, нимфа, влюбившаяся в красавца юношу Нарцисса, полностью отсутствует в изображении. Нарцисс держится одной рукой за ветку, его тело расположено у края пруда, он смотрит на отражающуюся поверхность воды.

Нацисс влюбился в самого себя, и Каве показывает момент, когда он хочет поцеловать свое отражение в зеркале.

В результате Нарцисс был проклят, он утонул и умер.

Жюль-Сириль Каве, Нарцисс, 1890 год

Мужской акт в искусстве XX века

Несмотря на появление кубизма, экспрессионизма и других современных художественных направлений и связанное с этим упадком классической академической живописной традиции, мужские акты остаются значимыми мотивами изобразительного искусства XX века.

В живописи мужской акт изображается в числе многих произведений различных художниц и художников, а также различных стилевых направлений.

Один из впечатляющих примеров - "Голый мужчина с крысой" Люсьена Фрейда 1977-78 годов.