Когда мы думаем о том, каким была жизнь в древности, искусству, которое, возможно, оставили эти люди, часто уделяется мало внимания. Фактически, уже 30 000 лет назад люди создавали то, что тогда считалось средством выражения для сложных произведений искусства. Ничто не иллюстрирует это лучше, чем стенные росписи в пещере Альтамира.

Пещера расположена недалеко от Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания. Она является сокровищницей информации о жизни в палеолите. От простых каменных инструментов до резьбы на кости, множество артефактов предоставляют представление о повседневной жизни в каменном веке. Однако, прежде всего, эта пещера, входящая в список наследия ЮНЕСКО, известна своей огромной коллекцией пещерных росписей.

Исследования стенописей, обнаруженных только в XIX веке и хорошо сохранившихся, переосмыслили наше представление о доисторическом искусстве. Эти невероятные изображения животных, рук и абстрактных символов до сих пор имеют огромное значение, показывая, насколько развиты некоторые культуры в палеолите.

Продолжайте чтение и узнайте шесть невероятных фактов о революционных стенописях в пещере Альтамира.

Наблюдения молодой девушки способствовали открытию

Впервые пещеры были обнаружены в 1868 году местным охотником по имени Модест Кубийяс. Он рассказал об этом хозяину земли, дворянину Марселино Санз де Саутоле, но Санз де Саутола посетил пещеры только в 1876 году. Прибыв на место, он не был впечатлен тем, что посчитал бессмысленными символами. Однако после поездки на Всемирную выставку в Париже в 1878 году, где он увидел кости, похожие на те, что он видел в пещере, ему стало ясно, что это что-то особенное.

Это открытие привело его к сотрудничеству с хуаном Вилановой и Пьерой, археологом из университета Мадрида, и в 1879 году они начали раскопки. Сначала они нашли кости животных и небольшие инструменты. В один из дней в пещеры сопровождал их 8-летняя дочь Мария, и она впервые заметила рисунки бизонов на стенах одной из камер.

Результаты раскопок были опубликованы в 1880 году, но были отвергнуты большинством историков, которые считали рисунки современными копиями. Только в начале двадцатого века в этом регионе были обнаружены другие подобные пещерные рисунки, которые подтвердили подлинность произведений искусства.

Стены пещеры были украшены рисунками в течение 20 000 лет

Мы знаем, что пещера была заселена в течение тысячелетий во время палеолита. Однако историки до сих пор пытаются точно определить временной промежуток создания пещерных рисунков Альтамиры.

Благодаря датировке различных объектов, найденных в пещерах, археологи уверены, что две основные культуры использовали это место - солюрцы (примерно 21 000 - 17 000 лет назад) и магдалениены (примерно 11 000 - 17 000 лет назад). Эти народы символизировали культурный пик верхнего палеолита и были известны своими навыками изготовления орудий и искусства. Они были ответственны за большую часть рисунков в пещере.

Ученые в 2008 году с помощью уран-ториевой датировки обнаружили, что сами рисунки, вероятно, были созданы за более чем 20 000 лет. Позднее исследование в 2012 году подтвердило, что между различными изображениями в пещерах прошло как минимум 10 000 лет.

Живопись в пещере Алтамира охватывает множество высот

Пещера Алтамира имеет длину 270 метров, и хотя люди населяли только входную камеру, фрески можно найти на всем протяжении пещеры. Художники не имели проблем с изменением более ранних рисунков, поэтому часто находят остатки старых изображений, перекрашенных поверх.

Большая часть из того, что известно об Алтамире, написана на потолке, что удивительно, учитывая, что камера, в которой находятся большинство рисунков, имела высоту от 1,20 до почти 3 метров.

Работа, которая проводится в этой пещере, является комбинацией гравюры и живописи. Большинство фигур сначала вырезаются в камне с помощью инструментов, а затем окрашиваются в черные, красные и фиолетовые оттенки. Самые реалистичные и изысканные рисунки в пещере были созданы позднекаменно-вековой магдаленской культурой.

Мотив животных является наиболее значимым в пещере

Самыми известными рисунками в пещере, вероятно, являются 25 цветных рисунков бизонов, оленей и лошадей, которые были вырезаны и затем покрашены на потолке пещеры. Впечатляет тот факт, что женский олень достигает 2 метров в высоту.

Что касается материала, художники использовали уголь, чтобы получить черные линии, в то время как они измельчили гематит, чтобы создать красный охра, который использовался для заполнения форм.

Более древние рисунки в пещерах включают положительные и отрицательные изображения рук, много изображений оленей и "масок", которые возникают путем стратегического рисования глаз и рта вокруг неровностей в скале. Эта техника использовалась во всей истории пещерного искусства Альтамиры, так как трехмерное качество скал использовалось для придания фигурам объема.

Пещера Альтамиры важна для понимания древнего искусства

Альтамира имеет большое значение для изучения повседневной жизни в эпоху палеолита. С точки зрения истории искусства, пещерные рисунки, выполненные во время позднего магдалениана и включающие бизонов и оленей, являются решающими. Они демонстрируют непревзойденный реализм для того времени. Лучшим примером искусства магдалениана является Альтамира.

Фото: Yvon Fruneau / Wikipedia

Несмотря на то, что отдельные картины не обязательно имеют взаимосвязь или композиционную связь между ними, есть изысканность в том, как объем, выражение и перспектива были показаны, что делает их кульминацией докисторического искусства.

Возможно, картины использовались в духовных ритуалах

Хотя исследователи не знают точно, почему возникли эти пещерные рисунки, их создание определенно показывает, что у этих культур было свободное время, чтобы создавать их. Это указывает на культуры, которые не только выживали, но и процветали.

Некоторые эксперты считают, что эти картины могли использоваться для шаманского ритуала, чтобы связаться с духами.