Впечатляющее искусство может быть представлено во всех формах и размерах. Художники в истории постоянно экспериментировали с размерами своих произведений, начиная от величественных скульптур, заканчивая крошечными эскизами.

Эта экспериментальность присутствует не только во всех средствах и жанрах искусства, но играет особенно важную роль в живописи.

В этой статье мы рассмотрим 15 особенно больших картин, которые имели значительное влияние на историю искусства: от ранних боевых сцен Паоло Уччелло до авангардистской акционистской живописи Поллока.

Паоло Уччелло, Битва при Романо, между 1435 и 1460 годами

«Битва при Сан-Романо» - это известная серия из трех картин флорентийского художника Паоло Уччелло, созданных между 1435 и 1460 годами. На панелях изображена сцена битвы между флорентийцами и сиенцами в 1432 году.

Тщательная проработка деталей характерна для творчества Уччелло. Он точно передает образы вооруженных рыцарей, их коней и пейзаж. Использование перспективной решетки отражает фасцинацию Уччелло перспективой и придает картинам динамичность и почти геометрическую качественость.

Яркие цвета и стратегическое использование перспективы, а также впечатляющий размер каждой панели - 1,82 x 3,2 метра - делают эти работы французской ранней ренессанса уникальными и выдающимися.

Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, 1482 - 1485

Рождение Венеры - одна из самых известных работ итальянского ренессансного мастера Сандро Боттичелли. Она была написана между 1482 и 1485 годами.

В этой монументальной мифологической картине изображена Венера, римская богиня любви и красоты, восходящая из моря в несомненной раковине.

В дополнение к мифологической тематике, картина известна своей яркой цветовой гаммой, утонченной мазковой техникой и, конечно же, своим внушительным размером - 1,72 м x 2,78 м.

Паоло Веронезе, Свадьба в Кане, 1562-63

Жадио Веронезе, Брак в Кане, 1562-63

Шедевр Жадио Веронезе "Брак в Кане" объединяет элементы различных стилей, сочетая венецианскую цветовую гамму Тициана с композиционной концепцией флорентийского Высокого Возрождения. Кроме того, в нем присутствуют многочисленные аллегорические и символические элементы.

Несмотря на его гигантский размер - 6,77 м на 9,9 м, эту живопись можно назвать самой незаметной среди остальных произведений этого списка. Это обусловлено прежде всего местом его выставки. Она находится в Лувре в том же зале, где находится, пожалуй, самое фотографируемое произведение искусства всех времен - Мона Лиза Леонардо да Винчи, которая в некотором смысле уводит шоу у шедевра Веронезе.

Рембрандт ван Рейн, Ночная стража, 1642

Рембрандт ван Рейн, Ночная стража, 1642

Одним из наиболее значимых старых мастеров является Рембрандт, работы которого включают обширную коллекцию известных картин, гравюр и рисунков.

Тем не менее, составляет главное произведение его искусства наряд дворецкой капитана Франса Банникка Кока, известный как "Ночной дозор" , оставляет впечатление.

С размерами 3,63 м x 4,37 м, картина гражданской гвардии Рембрандта демонстрирует его театральное использование источников света в своих работах, а также его известную предпочтение к портретам в большом масштабе.

Диего Веласкес, "Дворфыни", 1656 год

Диего Веласкес, "Las Meninas", 1656 год.

"Las Meninas" Диего Веласкеса 1656 года - это шедевр, который вызывает сомнения в традиционных представлениях о портретной живописи.

Это картина, которая представляет собой сложную и загадочную композицию, показывающую молодую принцессу Маргариту в кругу своих придворных дам, собаки и различных придворных. Сам Веласкес изображен, стоя на мольберте и смотрящий прямо на зрителя. Используя зеркала на заднем плане, создается увлекательное трехмерное пространство, в котором отражаются изображения короля и королевы, которых, как утверждают, Веласкес изобразил.

"Las Meninas" восхищает своим мастерским владением светом, пространством и сложным взаимодействием между художником, его моделями и зрителем.

Сегодня в Мадридском Прадо находится монументальная картина размером 3,18 x 2,76 метра, которая занимает особое место рядом с другими шедеврами испанского искусства.

Жак-Луи Давид, Клятва Горациев, 1784 год

Жак-Луи Давид, «Клятва Оратиев», 1784 год, Лувр, Париж

«Клятва Оратиев» Жака-Луи Давида изображает торжественную сцену из римской истории, в которой три брата – Оратии – далеко впереди предстоящей битвы с Куриациами приносят клятву верности.

Композиция характеризуется классическим стоицизмом, поскольку мужчины из рода Орации воплощают гражданский долг и самопожертвование ради общего блага. Сильный контраст между острыми углами фигур и колоннами на заднем плане создает драматическую напряженность и подчеркивает предстоящий конфликт.

Классицистический стиль Давида, проявляющийся в тщательных деталях и идеализированных формах, и впечатляющий размер 3,30 х 4,25 метра подчеркивают добродетель, патриотизм и моральные ценности древнего Рима.

Жак-Луи Давид, Коронование Наполеона, 1805-1807

Рафаэль, развертывание Святого Георгия, 1504-1505

Иллюстрация «Расширение Святого Георгия» Рафаэля Санти, созданная в 1504-1505 годах, захватывает мощность и религиозное значение этого исключительного события.

Главная сцена показывает, как Святой Георгий развертывается и сражается с драконом, спасая принцессу и людей от опасности. Детали картины тщательно проработаны, и они ярко отражают силу и триумф добра над злом.

Вокруг главных персонажей можно также увидеть монахов и верующих, свидетельствующих о важности этого события.

На картине представлен в основном Папа Пий VII, который проводил церемонию и благословил это событие. В композицию были включены стратегические неоклассические элементы, такие как классические драпировки и колонны, чтобы сопоставить правление Наполеона с историческим великолепием древних цивилизаций.

Помимо визуального великолепия, эта огромная картина размером 6,21 м x 9,79 м является мощным политическим пропагандистским инструментом. Аккуратность и продуманность композиции Жак-Луи Давида вносят свой вклад в возвеличивание правления Наполеона и его представление как продолжения великолепных традиций европейских монархий.

Теодор Жерико, Плот Медузы, 1818/1819

Флот «Медузы» Теодора Жерико, 1818-19

Флот «Медузы» Теодора Жерико, написанный между 1818 и 1819 годом, является впечатляющим и трогательным изображением страданий и выживания человечества.

Картина показывает последствия крушения французской фрегаты "Медуза", при котором выжившие вынуждены были выжидать на самодельном плоту. В центре изображения находится пирамида отчаянных фигур, которые показывают физические и душевные страдания от пыток. Жерико улавливает интенсивную борьбу за выживание, где некоторые фигуры выражают надежду и отчаяние, или сдаются перед трудными условиями.

Картина является социальным комментарием на неспособность французского правительства и отражает приверженность художника описывать необузданные и аутентичные человеческие судьбы.

В формате 4,91 x 7,16 м темная сцена даже выполнена в размерах, превышающих обычный размер человеческих фигур.

Эжен Делакруа, Смерть Сарданапала, 1827

Жань Батист Дельакруа, `Смерть Сарданапала`, 1827 год

`Смерть Сарданапала` Жана Батиста Дельакруа, выполненная в 1827 году, является драматическим и эмоциональным изображением последних мгновений ассирийского царя Сарданапала.

Композиция представляет собой хаотичную сцену эксцессов и отчаяния, когда Сарданапал приказывает уничтожение своего дворца, своих сокровищ, включая его наложниц, лошадей и даже самого себя, в акте гордости перед грозящим захватом его столицы.

Огромная картина отличается бурлящим сочетанием ярких цветов, вихрящихся складок и динамичных поз, которые передают ощущение бешеной энергии и грозного краха. Мастерское использование светотени и эмоциональной интенсивности Делакруа запечатлевает трагическое величие исторического события и демонстрирует романтическую чувствительность художника и его способность вызывать сильные эмоции через визуальную повествовательность.

С размерами 392 см ? 496 см, картина Делакруа несомненно относится к самым впечатляющим произведениям романтизма.

Эжен Делакруа, "Свобода ведет народ", 1830

Эжен Делакруа, "Свобода ведет народ", 1830

Французский художник Эжен Делакруа создал в 1830 году произведение "Свобода ведет народ". Вдохновленный французской революцией июля 1830 года, Делакруа нарисовал картину, чтобы напомнить о свержении короля.

На площади 2,6 м x 3,25 м этот колоссальный шедевр показывает иконографию и символические мотивы, которые имеют мощное значение. Делакруа писал о работе над картиной:

«Я сам выбрал современную тему, и хотя я, возможно, не сражался за свою страну, но, по крайней мере, я создал ее. Она восстановила мою добрую душу».

Великие полотна: Хендрик Виллем Месдаг, "Панорама Шевенингена", 1881 год

Хендрик Виллем Месдаг, "Панорама Шевенингена", 1881 год

«Panorama Mesdag» - это шедевр голландского художника Хендрика Виллема Месдага 1881 года. Панорамная картина предлагает зрителю завораживающий 360-градусный вид на дюны голландского курорта Шевенинген.

Месдаг, известный своими морскими пейзажами, сотрудничал с другими художниками, включая свою жену Сиентье ван Хаутен, чтобы воплотить эту монументальную работу в жизнь.

Для реализации этого амбициозного проекта художники установили цилиндрическое полотно в специально построенном павильоне. Месдаг сосредоточился на средней части и искусно передал простор Северного моря и побережья.

Сегодня Панорама Месдаг имеет гигантский размер 14 х 120 метров и является самой большой картиной в Нидерландах. Она является как культурным памятником, так и музеем в Гааге.

Посетители могут войти в цилиндрическую картину и погрузиться в спокойную и просторную красоту голландского побережья благодаря тщательным деталям и ярким цветам, так, как представляли себе Месдаг и его единомышленники.

Клод Моне, серия картин "Пруд с кувшинками", 1883-1926

Фото: Изабель О'Хара / Shutterstock

Художник Клод Моне провел последние четыре десятилетия своей жизни с 1883 года до своей смерти в 1926 году в северо-французском городе Живерни.

Окруженный красотой своих жапонских садов, которые он называл своим "самым прекрасным произведением искусства", Моне часто посвящал свои работы кувшинкам как художественной теме.

Среди примерно 250 картин, которые он нарисовал с изображением кувшинок, наиболее известные и крупные работы находятся в Парижском музее Оржери.

Если бы все эти картины разместили рядом друг с другом, то их искривленные полотна охватили бы более 100 метров в ширину и 2 метра в высоту!

Жорж Серо, "Воскресный день на острове Гранжатт", 1884-1886

Жорж Серо, "Воскресный день на острове Гранжатт", 1884-1886

«Воскресный вечер на острове Гранджатт» был написан в 1880-х годах Жоржем Сёром, пионером пуантилизма.

Для создания этой крупноформатной работы Серо нанёс на холст площадью 2,076 м ? 3,08 м бесчисленное количество ручных точек.

Помимо этой монументальной работы, Серо создал небольшие эскизы по данной теме.

Пабло Пикассо, «Герника», 1937 год

В 1937 году Пабло Пикассо создал картину "Герника", черно-белую картину, иллюстрирующую разрушительные последствия испанской гражданской войны.

Хаотичная сцена показывает несколько фигур после бомбардировок итальянских и немецких фашистов.

В то время как интерпретация символики картины варьируется от человека к человеку, она общепринята как произведение искусства против войны, поэтому она является монументальной и по своему масштабу, и по своему сообщению, имея размеры 3,49 м x 7,77 м.

Джексон Поллок, Номер 1, 1950 год

Абстрактный экспрессионист Джексон Поллок создал картину "Номер 1, 1950 год", размером 2,21 м x 2,997 м. Как и его другие крупные произведения, эта картина выполнена в его характерной технике Action Painting.

Вместо того, чтобы ставить грунтованные холсты на мольберты и создавать свои произведения искусства с помощью кистей, он решил налить, распылить и брызнуть краску на холсты.

Для этого он клал огромные холсты на пол, так как при рисовании на полу он чувствовал более тесную связь со своими работами. Он мог обойти картину и равномерно работать с ней со всех четырех сторон.