Ай Вэйвэй (род. 28 августа 1957 года в Пекине) - китайский художник и активист, создавший разнообразные работы, привлекшие международное внимание.

Большая часть его произведений - это скульптурные инсталляции, архитектурные проекты, фотографии и видеоискусство.

Хотя искусство Ая Вэйвэя было признано в международном масштабе, провокационный уровень его искусства и его политическая открытость вызвали различные формы подавления от китайских властей.

Ниже приведена краткая биография Ая Вэйвэя, начиная с обзора его художественного творчества и влияния, прежде чем будет подробно рассказано о его резюме. Наконец, оценивается его художественное наследие в Китае и за рубежом.

Краткое содержание: Биография Ая Вэйвэя в краткой форме

Рекомендации книг

Прежде чем мы приступим к нашей биографии, здесь вы найдете обзор рекомендуемых книг о многогранных творческих достижениях художника.

Биография Ай Вэйвэя

Фото: Alfred Weidinger / Flickr

Детство

Ай Вэйвэй родился 28 августа 1957 года в семье писательницы Гао Ин и поэта Ай Циня. Его отец был известным человеком в Китае и был арестован националистическим правительством за подозрение в леворадикальных взглядах еще до его рождения.

После создания Китайской Народной Республики Ай Циня снова был обвинен в нелояльности по отношению к системе в рамках кампании Мао против интеллигенции. Семья была изгнана в изгнание, когда Ай был всего годиком.

Поэтическое искусство его отца и политическая обстановка в семье с самого начала сформировали позицию будущего художника.

В течение двадцати лет семья жила в изгнании в небольших деревнях недалеко от границы северной Кореи в провинции Синьцзян, где его отца принуждали заниматься тяжелым трудом, в том числе уборкой общественных туалетов.

Чтобы выжить в детстве, Ай Вэйвэй освоил множество практических навыков, которые позже применил в своем искусстве, включая изготовление мебели.

Примечание: О своем детстве в Китае Ай Вэйвэй позже сказал, что жизненные условия были крайне тяжелыми и образования почти не было.

Раннее образование

В 1976 году семья была разрешена вернуться из изгнания после смерти Мао Цзэдуна. Это позволило 19-летнему Ай Вэйвэю поступить в Пекинскую киноакадемию для изучения анимации.

За несколько лет он активно участвовал в неофициальной художественной сцене Пекина и стал одним из первых членов группы The Stars (англоязычная статья на Википедии). Это была субверсивная политическая группа художников, которая хотела вернуть идею искусства как выражение самобытности в Китае, после того, как Мао десятилетиями ставил искусство на службу коммунистическим интересам государства.

В этот период он также принимал участие в ряде протестных маршей и акций в пользу демократии.

В 1981 году Ай Вэйвэй переехал в США, где изучал в различных учебных заведениях и старался улучшить свой английский.

В 1982 году он наконец переехал в Нью-Йорк, где учился в Парсонской школе дизайна под руководством Шона Скалли.

Он бросил учебу через шесть месяцев и вместо этого пытался заработать на жизнь как уличный художник и временный работник.

Ай Вэйвэй пробыл в Нью-Йорке в общей сложности 11 лет, погрузившись в современную художественную сцену и фотографируя город в собрании, позже ставшем известным как "Фотографии Нью-Йорка" (1983-1993).

Интересно: Во время этого периода он также путешествовал по США и интересовался игрой в блэкджек, которую играли в казино Атлантик-Сити.

Он стал настолько опытным в этой игре, что некоторые американские игроки в блэкджек узнали его как профессионального игрока, а не как художника.

Художественное совершенствование

В 1988 году состоялась первая сольная выставка Ай Вэйвэя с названием "Старые туфли, безопасный секс" в Нью-Йорке в галерее Art Waves/Ethan Cohen.

В 1993 году его отец заболел, и он вернулся в Пекин. Там он создал три книги с интервью с некоторыми из своих любимых художников из Запада, включая Марселя Дюшана, Энди Уорхола и Джеффа Кунса, и установил связи между этим старшим поколением художников и восходящим поколением иконоборцев в Пекине.

1996 году умер его отец. Ай Вэйвэй называл своего отца наиболее значимым влиянием в своей жизни. Он углубился в китайские традиции и провел вторую половину десятилетия, создавая мебель. Несмотря на отсутствие формального образования в архитектуре, в 1999 году он построил себе дом и студию в северной части Пекина. Через несколько лет он основал архитектурное бюро FAKE Design.

1999 год стал поворотным моментом в жизни и карьере Ай Вэйвэя. Он был выбран представлять Китай на Биеннале в Венеции, что привело его репутацию в международной художественной сцене к невероятным высотам.

В 1999 году он организовал выставку в Шанхае под названием "Ф**к офф". Она привлекла внимание китайского правительства, но не имела приятных последствий. Чтобы понять значение этой выставки, важно знать некоторую информацию о государственно авторизованном искусстве в Китае, которое поддерживается с 1970-х годов. Несказанные, но относительно строго соблюдаемые руководящие принципы гласят, что искусство должно быть фигуративным и уважительным, прославлять процветающую жизнь под коммунизмом.

Революционный эффект этой выставки с произведениями художника, недавно приглашенного представлять страну на Венецианской биеннале, нельзя переоценить. Вокруг него выставляли свои работы группа друзей и критически мыслящих художников из Китая. Сообщение выставки не могло быть яснее, а название выставки намекает на ее суть.

Текущая работа

Биография Ай Вэйвэя - это биография политического активиста.

С 1999 года его появление в общественности, как на Западе, так и в Китае, считается действительной угрозой китайскими правительственными представителями.

Парадоксально, но решительные попытки правительства ограничить свою коммуникацию с общественностью побудили его начать ряд амбициозных проектов, которые прямо связаны с политическими темами в Китае, такими как ограничение интернета.

В 2005 году он начал выражать свои мысли в блоге. К этому был приглашен китайской интернет-компанией Sina.

В 2009 году китайское правительство закрыло блог, который на тот момент имел 100 000 просмотров в день. В ответ Ai начал публиковаться в Twitter, что принесло ему всемирную известность и онлайн-присутствие, подтверждающее его личную убежденность в том, что художники должны оставаться на связи с публикой.

Одним из наиболее известных проектов И. В. является его проект стадиона для XXIX Летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине, который часто называют "Птичье гнездо". В этом сооружении, созданном совместно с швейцарскими архитекторами Герцогом и де Мероном, И. В. выразил надежду, что оно будет передавать "чувство справедливости и равенства".

Фото: Peter23 / Wikipedia / CC BY SA 3.0

В международной прессе он открыто критиковал правительство Китая и выразил опасения, что Олимпийские игры только усилят злоупотребление властью.

В мае 2008 года Ай Вэйвэй высказался после землетрясения в провинции Сычуань в серии гневных постов в Твиттере о смерти тысяч школьников, которые были вызваны несоответствующим строительством школьных зданий в регионе, что он считал доказательством государственной коррупции.

В надежде замять этот общенациональный гнев, правительственные чиновники пропустили возможность сообщить о числе жертв (по оценкам, более 5 тысяч человек погибли), и Ай начал независимое расследование, чтобы выявить факты и доказательства.

Проведенное исследование было прервано в этом же году, когда полиция ворвалась в его гостиничный номер в Чэнду и сильно избила его, так что ему пришлось быть доставленным в больницу с кровоизлиянием в мозг.

Фото: Douglas LeMoine / Flickr

С тех пор китайское правительство приняло дополнительные меры для ограничения свободы передвижения и свободы коммуникации Ай Вэйвэя как внутри, так и за пределами страны.

В 2010 году он был вынужден находиться под домашним арестом в течение нескольких недель.

В 2011 году ему было запрещено пользоваться Twitter, а в его доме были установлены правительственные видеокамеры для наблюдения. В этом же году он был арестован на международном аэропорту Пекина и заключен в тюрьму без официального обвинения (предположительно по обвинению в финансовых преступлениях).

Изображение: Даниэль Лобо / Фликр

В то время как все это происходило, западный мир искусства с отвращением наблюдал и вмешивался при помощи международных правозащитных организаций для его освобождения. После 81 дня Ай Вэйвэй был освобожден и приговорен к штрафу в размере более 12 миллионов юаней (1,85 миллиона долларов США). Китайские и международные сторонники собрали деньги, чтобы удовлетворить требования правительства Китая.

В июле 2015 года ему был выдан международный заграничный паспорт.

Его международная репутация, в конечном счете, не защитила его от сурового наказания, но мировое сознание о его положении и растущее дипломатическое давление некоторых стран привели к его освобождению и увеличенному осведомленности о нарушениях прав человека в Китае.

До 2019 года он жил в Берлине и организовывал выставки в Хельсинки, Париже и других западных мегаполисах.

С 2019 года он живет в Кембридже.

Художественное наследие Ай Вэйвэя

Влияние Ай Вэйвэя, вероятно, в Западе больше, чем в Китае, где он по-прежнему является крайне спорной личностью. В США и Европе его как художника, так и политического активиста почти единогласно восхищают. Ай Вэйвэй проложил путь для более дифференцированного восприятия современной китайской культуры в международном сообществе.

Некоторые из его последних работ - это акции, направленные на привлечение внимания к современным социальным кризисам. Впечатляющим выступлением 2015 года было его появление в образе мертвого младенца, который был выброшен на берег в Турции. Когда сирийка, находящаяся в греческом лагере для беженцев, упомянула, что ей не хватает ее фортепиано, он принес ей одно и запечатлел ее выступление на видео.

Гуманитарная работа Аи Вэйвэя все больше сосредотачивается на людях, живущих в бедности и подавлении, у которых нет возможности высказать свой голос.