Каспар Давид Фридрих был одним из величайших немецких художников XIX века. Его уникальный стиль и особое видение природы оказали значительное влияние на развитие романтического искусства. Фридрих является представителем романтизма, направления, которое ставило под сомнение идеалы Просвещения и обращалось к духовной и эмоциональной сфере человека.

Родился Каспар Давид Фридрих 5 сентября 1774 года в небольшом городе Грейфсвальд на севере Германии. В юности он проявлял большой талант и интерес к искусству, поэтому родители решили отправить его в Копенгаген, где он получил художественное образование.

По возвращении в Германию, Фридрих начал активно работать и создавать свои первые известные произведения. Основной темой его работ была природа, которую он изображал во всей ее величии и мистической красоте. Часто на холстах Фридриха можно увидеть горы, море, солнце, леса и другие элементы природы, которые он одарял особой символикой и значением.

Влияние Фридриха на искусство XIX века было огромным. Его работы стали образцом для многих художников искусства романтизма, а его подход к изображению природы и ее проникнутости духовной энергией оказал сильное влияние на формирование новых художественных направлений.

Каспар Давид Фридрих умер 7 мая 1840 года, но его творчество продолжает вдохновлять и удивлять людей по всему миру. Его произведения можно увидеть во многих музеях искусства, где они вызывают глубокие эмоции и задумывают зрителя над вечными тайнами природы и человеческой сущности.

В поисках ощущения бесконечности Каспар Давид Фридрих создал произведения, которые прямо сталкивают зрителя с фантастическим.

Фридрих придал глубокий духовный смысл традиционно считавшемуся неважным жанру пейзажной живописи. В вере, что величие природы может отражать только великолепие Бога, он изображал пейзажи, подверженные воздействию окружающей среды, чтобы передать полную силу Божественного.

Биография Каспара Давида Фридриха

Детство

5 сентября 1774 года мыльный производитель Адольф Готтлиб Фридрих и София Доротея Бехли встретили своего сына Каспара Давида.

Он родился в Грайфсвальде, на побережье Восточного моря Германии. Эта местность стала основой для многих его пейзажных картин.

Каспар Давид Фридрих пережил довольно трагическое детство. Его мать скончалась в 1781 году, когда ему было семь лет, всего через год после преждевременной смерти его сестры Элизабет.

В возрасте 13 лет Фридрих испытал ужасающую участь, носящуюся с ним до конца его жизни. Его брат спас Каспара Давида, когда тот упал в ледяную воду во время катания на коньках. Однако, при попытках спасти его брат Йоханн Кристоффер упал в лед и утонул.

В 1790 году Фридрих начал брать уроки рисования у профессора университета Иоганна Готфрида Квисторпа. Его ранний интерес к искусству был поощрен, и в двадцать лет он поступил в Копенгагенскую Королевскую Датскую академию искусств.

Помимо изучения мастерства, он развил свой пожизненный интерес к природе и пейзажу. Кроме того, он углубился в духовную и мистическую поэзию, которая оказала влияние на его позднее творчество и стала основой для его роли одного из ведущих представителей немецкой романтики.

J. L. Лунд, Каспар Давид Фридрих, 1800

В 1798 году художник закончил свое образование и переехал в Дрезден, где его работы нашли восхищенную публику. Уже в своих ранних картинах Фридрих отстаивал романтические идеалы, включая духовные возможности искусства и выражение религиозности силой природы.

"Таким образом, человек не является неукоснительным примером для человека, а божественное, бесконечное - его цель. Искусство - это его цель, а не художника, за которой он должен стремиться!"

Для Фридриха пейзаж стал первичным средством изображения образных проявлений возвышенного, как можно увидеть в картинах "Крест в горах" (1807-08).

Каспар Давид Фридрих, Крест в горах, 1808

В эти годы наполеоновской империи труды Фридриха по пейзажу имели также политическое значение, так как он изображал типично немецкие места с чувством гордости и мощи, превосходящими светские границы.

До падения Наполеона в 1815 году многие современники Фридриха толковали его картины через эту призму политической самоопределенности и культурного наследия. Многие зрители верили, что работы содержат обещание будущей независимости от иностранного господства.

Мировые шедевры

Каролин Бардуа, Каспар Давид Фридрих с траурной повязкой, 1810

Как один из ведущих деятелей романтизма в Германии, Фридрих в 1816 году был избран членом Дрезденской академии, что принесло ему постоянный доход. Благодаря этому, в 1818 году он смог жениться на Каролин Боммер, с которой у него появилось трое детей - две дочери и сын.

Несмотря на свою репутацию одиночки, брак непосредственно повлиял на его карьеру. Он начал изображать свою жену в некоторых своих картинах и время от времени превращал свою старую тему отдельной фигуры, погруженной в ландшафт, в пару.

Фридрих привлек внимание и благосклонность значимых личностей своего времени. Признание, которое он получил, когда его произведения "Монах у моря" (1808-10) и "Аббатство в дубовом лесу" (1809-10) были выставлены в Берлинской академии, привело его к приближению к принцу Фридриху Вильгельму Людвигу фон Прюссену, который купил оба полотна.

Каспар Давид Фридрих, "Монах у моря", между 1808 и 1810 годами

Королевская семья поддерживала художника до тех пор, пока его либеральные политические взгляды не привели к его немилости. Его искусство также нашло признание в России, так как царь Николай I приобрел некоторые из его произведений для своего двора.

Романтическое чувство Фридриха нашло отклик в известном немецком поэте Иоганне Вольфганге Гёте, чьи произведения воплощают литературную интерпретацию движения искусства. Однако систематическая работа Гёте с цветовой теорией указывает на более объективный и методичный подход к изобразительному искусству, что приводит к ожесточенным разногласиям.

Гёте предложил, что Фридрих Волькен должен был рисовать облака, чтобы документировать их различные виды. Фридрих возразил, считая, что такие исследования не соответствуют романтическим идеалам божественности природы и являются лишь научным упражнением.

Поздний период

Каролина Бардуа, Портрет Каспара Давида Фридриха, 1840 год

Убийство его друга и коллеги по искусству Герхарда фон Кюгельгена в 1820 году вызвало у него тяжелую депрессию, в которой он обратился к обучению в качестве утешения и занятия. В этом десятилетии его карьера страдала из-за возрастающего интереса к реализму и натурализму в немецком искусстве. Связь Фридриха с романтическим пейзажем вышла из моды. Это способствовало отказу ему от преподавательского кресла по живописи пейзажа в Дрезденской академии в 1824 году.

К 1830 году его уже одинокая личность еще больше отступила от общественной жизни. Он становился все более меланхоличным и подозрительным к друзьям и своей жене, от которой он, вероятно, ложно полагал, что она ему изменяет.

Ввиду того, что художник решил оставаться в своей студии в сфере своей личной жизни и работать только с ближайшими друзьями, некоторые ученые трактуют его последние работы, как мрачные размышления о смерти и преходящем времени. Тем не менее, эти последние годы его жизни были продуктивными, так как он создал важные произведения, такие как "Жизненные этапы" (1835 год).

Каспар Давид Фридрих, "Стадии жизни", 1834

26 июня 1835 года Фридрих перенес инсульт, который парализовал его частично и вновь ограничил его творчество к только рисункам.

Перед своей смертью 7 мая 1840 года он перенес второй инсульт и погрузился в нищету.

Наследие Каспара Давида Фридриха

Как часть второй волны немецких романтиков, Фридрих расширил представления о символизме, заимствованные от назаренов, чтобы создать новый скупой язык изображения вместо простого иллюстрирования. Его увлечение пейзажной живописью как альтернативы традиционной исторической живописи вдохновило его современников переосмыслить жанр.

Это изучение ландшафтного формата имело национальное и международное значение. Многие американские художники учились в Дрездене в XIX веке и были под влиянием произведений Фридриха. Влияние можно видеть особенно в произведениях художников из школы реки Гудзон. Они создавали впечатляющие ландшафты с духовным и социальным значением в похожем стиле.

Известные произведения Каспара Давида Фридриха

Монах у моря

Каспар Давид Фридрих, "Монах у моря", между 1808 и 1810 годами

"Монах у моря" является одной из самых важных и известных работ в творчестве Фридриха. Она принесла ему международное признание, когда была выставлена на художественной выставке в Берлине в 1810 году.

В верхней трети полотна показана широкая, пустынная ландшафтная местность с голубовато-серым небом и зеленым морем. Передний план представляет собой неровный участок земли, где слева от центра стоит мужчина. Хотя он повернут спиной к наблюдателю, его можно узнать по длинному, темному одеянию монаха.

На картине присутствуют большие пятна разных цветов, пересекаемые маленькими белыми кисточками, изображающими горы волн и птиц в небе. Это шедевр живописной сдержанности, который в то же время вызывает чувство почтения и восхищения перед природой.

Позитивная обратная связь на эту картину привела к назначению Фридриха членом Берлинской академии и также привлекла благосклонность принца Фридриха Прусского. Кроме наград, это произведение также отражает экспериментальный характер Фридриха.

Любой традиционный подход к пейзажной живописи исчез. На первый взгляд композиция кажется неравномерной, и отсутствует перспективная точка.

Вместо того, чтобы иллюстрировать сцену, Фридрих предоставил зрителю возможность пережить ряд эмоций, которые только подразумеваются художником. Если бы он включил больше деталей, зритель попытался бы придумать свой собственный рассказ.

Странник над морем тумана

Картина Каспара Давида Фридриха "Странник над морем тумана" (1817 год) представляет собой образ одинокого мужчины, одетого в формальную одежду, держащего трость и стоящего на скале, смотрящего на нетронутый ландшафт. Он полностью неподвижен, только его волосы развеваются на ветру. На заднем плане - небо, полное белых, надутых облаков и очертания горных вершин, едва видимых через туман.

Известно, что Фридрих в своей живописи делал политические заявления, которые часто были зашифрованы способом, который не замечаем. Костюм, который носит персонаж, был носится студентами во время немецкой Освободительной войны. В то время, когда была создано это произведение, одежда была запрещена новым правительством. Благодаря сознательному изображению персонажа в этом наряде, он, даже если и очень ненавязчиво, визуально противопоставил себя текущему правительству.

Однако политический характер этой работы не закончен. Странник над морем тумана был принят символом интенсивного немецкого национализма во времена национал-социализма и злоупотреблен таким образом. Поскольку Фридрих заменил простое изображение природы на замечания с подсказками, было легко адаптировать намерения художника к конкретной политической программе.

Больше трех десятков лет потребовалось, чтобы его произведение снова рассматривалось и оценивалось без привкуса национал-социализма.

Ступени жизни

Каспар Давид Фридрих, "Die Lebensstufen", 1834 год

В "Die Lebensstufen" изображены пять кораблей, плывущих к далекому горизонту. Они отражены пятью фигурами, видимыми на травянистом берегу в переднем плане.

Двое маленьких детей наблюдают за молодой женщиной, в то время как среднего возраста мужчина возвращается из воды, чтобы обратиться к пожилому мужчине в длинном официальном пальто, с шляпой и тростью. Из поздних лет жизни Фридриха, когда художник ушел в уединение, ученые утверждают, что пожилой мужчина - это автопортрет, а остальные фигуры должны представлять племянников Фридриха и его троих детей.

Эта картина является одним из последних произведений художника, до того как несколько инсультов помешали ему работать нардными красками. В качестве аллегории прошедшего времени и путешествия жизни, разные фазы жизни представлены в пяти кораблях, двигающихся от берега к горизонту, а также в детстве и старости персонажей.

Как обычно на картинах Фридриха, небо преобладает на большей части холста и меняется от синих оттенков до широкой оранжево-желтой диффузии в центре, что создает ощущение раннего вечера. Когда солнце заходит и корабли отправляются в море, возникает чувство мира, полноты и принятия.