Великий французский художник Теодор Жерико создал знаменитую картину "Течение Медузы", которая стала историческим манифестом романтизма. Картина воссоздает одно из самых трагических событий - кораблекрушение фрегата "Медуза" в 1816 году.

Жерико, будучи действительным мастером своего дела, передал на полотне все ужасы и страшные моменты этой трагедии. Его талантливая игра света и теней, прекрасное воспроизведение анатомии тел, а также очарование и реализм каждой детали делают эту картину истинным произведением искусства.

С помощью композиционных приемов и своего почерка, Жерико передает зрителю атмосферу паники, боли и отчаяния, которые охватили пассажиров и членов экипажа корабля "Медуза". В центре картины мы видим плот, на котором сражаются выжившие. Это изображение символизирует отчаянную борьбу за выживание в безмолвной бескрайней пустоте океана.

Одна из самых интересных черт этой картины - это способ, которым художник поворачивает наши взгляды к идеалам романтизма. Жерико демонстрирует маленькую лодку, которая появляется вдали. Это символ надежды и спасения, которое находится вдали от мучительной сцены плота. Это придаёт картине особую глубину и дополнительный слой эмоций.

В целом, "Течение Медузы" - это памятник искусства, который втягивает зрителей в реальность прошлого и заставляет великих художников, таких как Жерико, восхищаться этим событием и постоянно размышлять о них. Эта картина шокирует и трогает сердца своей силой и драматизмом.

Рафт Медузы -, безусловно, самая известная картина Теодора Жерико, являющаяся одним из самых грандиозных произведений искусства с размерами 491 х 716 см.

В этой статье вы узнаете все о судьбе рафта с самого начала до конца: на чем основано это ужасающее (но реальное) событие на картине, какие влияния можно увидеть в изображении Жерико, как можно проанализировать изображение и как произведение было воспринято в искусствоведческом мире.

Давайте, сначала, рассмотрим факты и подробнее поговорим о трагической судьбе Медузы.

Обзор картины

  • Название: Рафт Медузы
  • Дата: 1819
  • Высота x Ширина: 491 x 716 см
  • Тип краски: масляная живопись
  • Малгрунд: Холст
  • Движение: Романтизм
  • Художник: Теодор Жерико
  • Текущее местоположение: Париж, Франция - Луврский музей

История "Плота Медузы"

В возрасте 27 лет Жерико создал свою шедевральную картину "Плот Медузы". Это произведение немедленно стало одним из классиков романтизма сразу после его публикации.

Своей жестокостью, реализмом и чистой эмоцией он запечатлел суть исторического события, которое потрясло французскую общественность. История, лежащая в основе картины, так же разрушительна, как и отчаяние, изображенное на холсте.

Фрегат Medusе был французской фрегатой, находившейся у берегов Западной Африки на курсе, прежде чем 2 июля 1816 года она села на мель на банке песка у Мавритании. После трех дней безуспешных попыток освободить корабль от блокады, 400-членный экипаж корабля отправился к шести спасательным шлюпкам корабля, чтобы, наконец, достичь берега.

Экипаж быстро понял, что не все 400 человек смогут найти место в шлюпках. Они были сконструированы только для максимум 250 человек.

Поэтому было построено импровизированное плотик для оставшихся 147 человек. Экипаж использовал для плотика деревянные планки и стволы Medusе, однако из-за угрозы голода времени на постройку плотика было уделено немного.

Разработки для постройки плота

Планировалось, что шлюпки будут тянуть плот Медузы при помощи веревок. Но вскоре после начала эвакуации плота один из офицеров перерезал связывающие веревки, так что плот остался без привода и был предоставлен самому себе в течение предстоящих дней, лишь надеясь, что его снесет на берег ветер.

С минимальным запасом продовольствия - пакетом печенья, двумя бочками воды и несколькими бочками вина - плот плыл по морю с почти 150 человек. Вскоре после начала его плавания возникли ссоры среди людей на плоту. Некоторых людей выбросили за борт, других убили и съели оставшиеся на плоту выжившие.

Из-за каннибализма и продолжающихся разногласий относительно судьбы плота было спасено всего 15 человек, когда плот наконец приблизился к берегу.

Этот скандал безкомпромиссности вызвал публичный скандал французского хирурга, который описал происшествия на плоту и опубликовал их в статье в антибурбонском журнале Journal des debats. Это серьезно пошатнуло репутацию только что восстановленной бурбонской власти.

Вдохновение для картины

Наибольшей вдохновение для энергичного, театрального шедевра Жерико заключается в самом инциденте. Ситуация была сделана публичной хирургом Анри Савиньи, и отчет потряс все Францию. Жерико понял момент и воспользовался возможностью создать изображение инцидента, даже не будучи нанятым на это.

Завершенное произведение "Плот Медузы" является ключевым поворотным пунктом на пути к французской романтике и показывает, как живопись может быть использована и как политический инструмент.

Кроме этого, можно выделить некоторое влияние творческого вдохновения на холсте из ранних работ художника. Рассмотрим основные из них:

Барокко - светотень живопись

В картины "Плот Медузы" Жерико использовал интенсивный хиароскуро, который иногда напоминает тенебризм, мастерски применяемый Караваджо.

Использование направленного света создает сильные контрасты между светом и тенью, делая некоторые фигуры более выразительными и направляя взгляд зрителя через картину.

Анатомическое изображение мышц

Также в работе Джерико можно увидеть идеализм Микеланджело Буонарроти. Мышцы моряков напоминают фигуры на картинах Микеланджело, таких как Страшный суд, которая, по словам самого Джерико, вызывает "мурашки по коже".

Хотя кораблекрушенные должны были выглядеть истощенными и исхудавшими, Джерико изобразил их с ярко выраженной мускулатурой.

Анализ картины

Плот Медузы был очень значимой работой своего времени. Во-первых, это было одно из немногих произведений искусства, которое художник исполнил без заказчика. Во-вторых, оно было одним из первых произведений романтизма.

Эти две характеристики следует иметь в виду при рассмотрении композиции, цветовых решений и яркости.

Композиция

События на плоту можно разделить на две отдельные пирамиды. Вершины обеих композиционных пирамид соединяются в мачте плота и вмерзают в поднятый флаг моряка.

В центре композиции на переднем плане привлекает внимание зрителя линия фрустрирующей волны слева от плота. Пирамида на заднем плане направляет взгляд на флаг, который один из персонажей привязал к руке, тем самым сообщая кораблю на заднем плане, что они находятся в беде.

Эта двуединственность надежды и отчаяния уже выражена в композиции: в следующий момент моряки могут быть погребены волной и все утонуть. Но также возможно, что корабль в дали заметил их и наконец спас их после момента на картинах.

Палитра цветов

Жерико использовал мрачную, драматическую палитру цветов, типичную для романтической живописи. Поскольку акцент на картины делается на массе тел, имеются тоны кожи во всем своём разнообразии и полноте.

В отличие от глубокого синего бурного моря, здесь использовались теплые цвета, такие как охра, обожженная сиена и глубокий коричневый.

Освещение и тон

Цветовая гамма картины так же темна, как и ее сюжет. Жерико извлекает элементы барокко, используя свое мастерство в световых эффектах, которые можно классифицировать как выраженное хиароскуро и тенебризм.

Свет неба сильно контрастирует с тьмой моря и общим тональным настроением приближающегося бедствия.

Студии фигур

Для создания удивительно реалистичных и жутко опасных тел Гериках работал над каждой фигурой, завершая наброски и отдельные картины каждого тела, прежде чем перейти к следующей фигуре. Он тщательно изучал трупы в местной морге и, по преданию, даже приводил отрубленные конечности и головы в свою мастерскую, чтобы более точно изучить анатомию.

Кроме того, предполагается, что Герикаль использовал своих помощников и знакомых в своей мастерской для создания максимально точных изображений людей. Предполагается, что он не копировал фигуры со скетчей подготовки, а изображал их непосредственно в использованных на месте позах.

Реакции в Париже и Лондоне

Когда Теодор Жерико нарисовал полотно "Плот Медузы", он был очень осознан в своем послании. Это было не искусство ради искусства, а искусство с использованием сознательно обсуждаемых средств.

Жерико был политическим человеком, который даже, исходя из своего идеализма, присоединился к французским мушкетерам, и он не был тем, кто стеснялся верить в то, что он считал правильным. Это вызвало смешанную реакцию у критиков и французской общественности. Даже сегодня это полотно в своей мощной представленности, выставленное в Лувре, приводит современных зрителей в трепет.

Современное восприятие в Париже

Впервые в 1819 году под более общим названием "Сцена кораблекрушения" она была выставлена в Парижском салоне, и в умах тех, кто смотрел на картину, не было никаких сомнений относительно события, изображенного на ней. История Медузы недавно врезалась в сознание парижского сообщества.

Николя Себастьен Майо: «Плот Медузы», выставленный в Лувре в 1931 году - Фото: РМН-Гранд Пале (музей Лувра) / Франк Ро

Несмотря на то, что оно было классически идеализировано, картина была довольно явной по теме времени. Особенно после холодного рационализма и четких линий классицизма, эта работа должна была шокировать. Мир искусства поглотил приманку и реагировал либо с большим отрицанием, либо с обильными похвалами.

Лондонский прием

Жерико, человек с высокой чувствительностью, был настолько истощен после первого представления своего шедевра и критического приема, что он отошел от художественной общественности. В конце концов, он снова появится, чтобы выразить свое мнение перед новой аудиторией.