Эдгар Дега – французский художник, известный своими работами в различных жанрах, включая живопись, скульптуру и графику. Родившись в Париже в 1834 году, он был влиятельным представителем импрессионизма, художественного движения, которое возникло во второй половине XIX века.

Дега стремился передать моменты жизни и обычные сцены в своих картинах, захватывая подлинное чувство движения и эмоции. Он часто изображал балет, городскую жизнь и семейные сцены, создавая уникальные композиции и играя с светом и тенями.

Хотя Дега был изначально обучен классической живописи, его стиль со временем эволюционировал в более экспериментальное и смелое направление. Он испытывал с различными техниками и материалами, создавая нестандартные эффекты и текстуры на своих работах.

На протяжении своей жизни Дега оказал значительное влияние на искусство. Его работы вдохновили многих художников и стали образцом для многих поколений. Он также активно участвовал в организации выставок и пропаганде новых идей в искусстве.

Внешний вид и красота его работ до сих пор впечатляют зрителей. Дега сумел передать эмоциональное состояние людей и мира, окружающего их, создавая глубокие и запоминающиеся произведения искусства.

Эдгар Дега был одним из самых выдающихся художников XIX века и важной фигурой в импрессионистическом направлении искусства, хотя сам он отказывался от этого определения.

В основном известный своими картинами балерин, Дега работал во множестве техник и средств (включая скульптуру). Благодаря своему обширному и значимому творчеству, его считают одним из самых влиятельных художников в более поздней истории искусства.

Биография Эдгара Дега

Эдгар Дега

Родился: 19 июля 1834 года
Умер: 27 сентября 1917 года

Детство и юность французского художника

Дега, родившийся в 1834 году в Париже, наслаждался обеспеченным образом жизни. Его материнский дедушка был родом из Гаити и дал фамилии "De Gas".

Эдгар Дега посещал с 1845 года лицей Луи-ле-Гран, очень престижную среднюю школу в Париже. После окончания он планировал поступить в искусствоведческое учебное заведение. Однако его отец ожидал, что он станет юристом, поэтому в 1853 году Эдгар поступил в Парижский университет на юридическое отделение.

Несколько лет спустя он решил поступить в Парижскую Школу Изящных Искусств, чтобы изучать искусство. Его приняли и он начал серьезно заниматься живописью и рисованием, проявляя явные признаки необыкновенного таланта.

Дега был естественным художником, способным создавать точные, но при этом художественные рисунки нескольких объектов с помощью простых средств. Эта способность послужила ему хорошей службой, когда он развивал свой собственный стиль.

Особенно его работы, изображающие танцовщиц, посетителей кафе и других людей, казалось, незаметно отображающихся в их повседневной жизни, привлекли внимание уже в ранние годы.

В 1856 году Дега отправился в Италию, где прожил следующие три года. В это время он обрел веру в свою живопись. Там он также начал работать над своим первым шедевром - картиной своей тетушки и ее семьи.

Путешествие в Италию в 1856 году стало для Дега важным событием. Он провел там три года своей жизни, углубляясь в местную культуру и искусство. Это время позволило ему развить уверенность в себе как художнике и осознать свое мастерство.

Итальянские впечатления стали источником вдохновения для Дега. Он познакомился с местными художниками и изучил мастерство итальянской живописи. В результате он нашел свой собственный стиль и подход к творчеству.

Одним из главных достижений Дега во время пребывания в Италии было создание своего первого шедевра - картины, изображающей его тетушку и ее семью. Это произведение стало началом его выдающейся карьеры и открыло новые горизонты для его творчества.

Эдгар Дега, Семья Беллелли, 1858

Сначала Дега видел себя историческим художником, изображающим сцены из истории в драматическом, но традиционном стиле. Его первые исследования и работы отражали эти классические техники и темы.

Во время своего пребывания в Италии Дега начал стремиться к реализму и изображать жизнь такой, какая она на самом деле. Его портрет семьи Беллелли является замечательным и сложным ранним произведением искусства, которое отличает Дега как молодого мастера.

Портрет был инновационным, не вызывая неприятных чувств. С первого взгляда он кажется обычным портретом, но несколько аспектов композиции картины показывают глубокие мысли и тонкость работы. Тот факт, что патриарх семьи, его тесть, сидит спиной к зрителю, в то время как его жена уверенно и отстраненно стоит вдали от него, необычен для семейного портрета того времени. Эта конфигурация много говорит о их отношениях и статусе мужчины в доме. Также позиция и поза двух дочерей много говорят о их отношениях друг с другом и с родителями.

Degas достиг сложной психологии картины, частично тем, что набросал каждого человека отдельно, а затем объединил их в общее произведение, для которого они никогда не задумывались на самом деле. Картина, начатая в 1858 году, была завершена только в 1867 году.

Война и пребывание в Новом Орлеане

В 1870 году началась война между Францией и Пруссией, и Дега вступил во французскую национальную гвардию. Это прервало его живопись.

По этому случаю он также узнал от военных врачей, что его зрение плохое, что беспокоило Дега на протяжении всей его жизни.

Эдгар Дега, Бизнес с хлопком в Новом Орлеане, 1873

После войны Эдгар Дега на некоторое время переехал в Новый Орлеан в США. Во время пребывания там он создал одно из своих самых известных произведений - "Бизнес с хлопком в Новом Орлеане". Еще раз Дега нарисовал отдельных людей (среди которых его брат, изображенный читающим газету, и его свекровь на переднем плане) и затем композиционно соединил их по своему усмотрению.

Его преданность реализму создает эффект мгновенного снимка, несмотря на тщательное планирование картины.

Несмотря на хаотичный, почти случайный момент, ему удается объединить все цветами: белая площадка в середине картины привлекает взгляд зрителя слева направо и объединяет всех персонажей в помещении.

Под давлением долгов

В 1874 году Degas потерял своего отца. Это событие раскрыло факт, что его брат накопил огромные долги. Чтобы погасить долги, Degas продал свою личную коллекцию произведений искусства и начал период, более сфокусированный на коммерческой деятельности. Он начал рисовать темы, которые были известны своей спросом.

Несмотря на экономическую вынужденную необходимость, в этот период Degas создал большинство из сегодняшних его известных произведений, в частности, его множество картин с балеринами.

Эдгар Дега, Урок танца, 1874

Примером этого может служить "Урок танца", завершенный в 1876 году.

Преданность Дега реализму и импрессионистическим принципам, фиксирующим мимолетный момент, подчеркивается его решением изобразить репетицию вместо финального выступления. Он любил показывать танцовщиц как людей, занимающихся профессией, в отличие от божественных фигур, элегантно двигающихся по пространству.

Его мастерство в живописи позволяло ему легко подразумевать движение: танцовщицы растягиваются и падают от усталости. Можно почти видеть, как учитель ударяет своей палкой по полу и считает ритм.

Импрессионист или реалист?

Вероятно, самое известное произведение художника Эдгара Дега - "Класс балета" (1880). Это полотно прочно укрепило его позицию в качестве одного из основателей импрессионистического движения. Импрессионизм избегает формальности прошлого и стремится запечатлеть момент времени так, как его ощущает сам художник. На полотне "Класс балета" мы видим природное освещение и людей в непринужденных, расслабленных позах.

Эдгар Дега сам отвергал принадлежность к импрессионистам и считал свои работы реалистическими. Он противостоял предполагаемой спонтанности и мимолетной природе импрессионизма.