Конкретное искусство – это стиль, который акцентирует внимание на геометрических формах и абстрактных конструкциях. Идея конкретного искусства заключается в том, чтобы исключить изображение какого-либо объекта или сущности и сосредоточиться на актуальных элементах искусства – форме, цвете и структуре.

История конкретного искусства насчитывает несколько десятилетий. Оно возникло в середине 20 века как реакция на абстракционизм. Основной идеей конкретного искусства является создание арт-образов, которые оказывают визуальное воздействие на зрителя и вызывают эмоциональный отклик.

Значительными произведениями конкретного искусства являются работы таких художников, как Пьере Сулаж, Фриц Глюксман, Якоб Штокхаузен и др. Их работы славятся разнообразными формами и цветами, создавая необычные и инновационные искусственные композиции.

Конкретное искусство продолжает развиваться и в настоящее время, внося свой вклад в мир современного искусства. Сочетая новаторские подходы и техники, художники конкретного искусства продолжают впечатлять публику и расширять границы визуального искусства.

Конкретное искусство - это абстрактное искусство, полностью свободное от основы в наблюдаемой реальности и без символического значения.

Слово "конкретный" само по себе определено как существующий в материальной или физической форме, как фиксированный, материальный, реальный, и как противоположность часто используются термины "абстрактный" и "теоретический". Однако именно абстрактное и теоретическое - это конкретное искусство, которое часто вытягивает эти два понятия до крайности.

В то время как абстрактное искусство в самом широком смысле использует формы и средства оформления, часто заимствованные из реального мира, чтобы передать свое высказывание, конкретное искусство полностью отказывается от этого и вместо этого сосредотачивается исключительно на идеях, непосредственно возникающих из ума художника.

Основные идеи конкретного искусства

Отличия от смежных художественных направлений

Вместе с супрематизмом, конструктивизмом, де Стилем и минимализмом конкретное искусство является одним из геометрически-абстрактных художественных движений, развивавшихся в 20-м веке, примерно между 1913 и 1970 годами.

Но оно существенно отличается от всех остальных в этом списке. Чтобы понять разницу, необходимо понимание других течений. Внешне в различных художественных направлениях возникали сходные произведения. Это связано с тем, что все они основаны на одном языке изображения: выражении на основе абстрактных формальных элементов, таких как линии, формы и цвета.

Основное отличие между ними было, почти исключительно, семантическим по своей природе, что значит, что намерение и значение, лежащее в основе каждого из этих художественных направлений, было уникальным.

Минимализм пропагандировал идею того, что пластические элементы должны быть замкнуты на самых себе. В некотором смысле эта тенденция, однако, утверждала эту убежденность, предоставляя эстетическим компонентам автономию. Это достигается путем устранения всех указаний на авторство (рукопись) художника.

Из всех этих движений только Конкретное искусство, можно сказать, претендует на полную абстракцию. Оно было единственным, активно стремившимся исключить любое внешнее значение. Художники были освобождены от необходимости коммуницировать что-либо, кроме того, что ясно видно в произведении.

Становление и история конкретного искусства

Art Concret: движение, журнал и манифест

Theo van Doesburg, Art Concret, Плакат

Париж в 1920-х годах был не только центром развивающегося абстракционизма, но и сердцем сюрреализма, частично возникшего из антирационального духа дадаизма. Сочетая дадаистское восхищение неразрешимым и сверхъестественным с все более реалистичным подходом к изображению, сюрреализм олицетворял все то, что художники как Мондриан и ван Дюзбург отвергали.

Не на последнем месте в этом сознании коллективного отвержения появились различные новые направления в конце 1920-х годов, посвятившие себя рациональному, абстрактному искусству.

В 1929 году уругвайский художник Хоакин Торрес-Гарсия и бельгийский художник Мишель Сеуфор объединились в группу "Cercle et Carre". Их целью было объединить всех художников, посвятивших себя рациональной геометрической абстракции, под одним всеобъемлющим транспарантом.

Догматический ван Дусбург, который изначально участвовал в дискуссиях о создании группы, однако считал, что она должна быть руководствуема более строгими принципами.

С этой целью он основал конкурирующий коллектив Art Concret и опубликовал в единственном номере своего журнала "Art Concret" (1930) то, что теперь стало известно как основной документ конкретного искусства.

Манифест Конкретного Искусства, написанный Тео фон Дезбургом

Перевод на немецкий язык звучит следующим образом:

Манифест является типичным лаконичным и полемическим трактатом, в котором в основном требуется синтез всех предыдущих движений к рациональному выражению ненатуралистических сюжетов. Необходимость создания универсального композиционного языка, освобожденного от эмоциональных, духовных и субъективных импульсов, заложила фундамент для движения, которое полностью освободится от выражения воспринимаемой реальности или символического значения.

Конкретное искусство должно быть языком чистой формы, которая не означает ничего, кроме самой себя, и которая определяется универсальными интуитивными и логическими принципами.

Этот идеал основывался как на рациональном и политическом идеализме русского конструктивизма, так и на эзотерике Де Стиля.

В 1931 году в возрасте всего 47 лет ван Дусбург скончался от сердечного приступа. Его манифест остается неосуществленным заявлением намерений, и молодому поколению художников выпала задача воплотить его в жизнь.

Одним из последних действий ван Дусбурга стало создание группы "Абстракция-Креация", объединяющей "Церкуль е Карре" и "Арт Конкрет", что позволило примирить расколотые фракции в парижском сообществе абстрактных художников.

Макс Билль и группа Альянс

После смерти Фео ван Дозбурга требовалось образование ведущей фигуры для руководства развивающимся движением конкретного искусства. Хотя и Василий Кандинский, и Ханс Арп написали свои собственные манифесты конкретного искусства (в 1938 и 1942 годах соответственно), было необходимо, чтобы такая личность появилась из младшего поколения абстрактных художников.

Такой личностью стал художник и универсальный гений Макс Билл, появившийся в Швейцарии. Родившийся в 1908 году Билл учился в Баухаузе с 1927 по 1929 год, изучая работы таких художников, как Василий Кандинский, Пауль Клее и Йозеф Альберс. В 1929 году Билл переехал в Цюрих, чтобы жить в ателье и сосредоточиться на живописи, скульптуре и архитектуре, зарабатывая деньги дизайном.

Под влиянием своих учителей в Баухаусе, Билл старался выразить научные и математические формулы в интуитивных и осязаемых формах своей работы, стараясь минимизировать проявление собственного почерка и избегая "субъективности". В этом смысле его работа была абсолютно конкретной. В то же время Билл был на пятнадцать лет моложе ван Дозбурга и не имел с ним сильной личной связи.

Его использование термина "конкретное искусство" было посвящено ван Дозбургу. Однако именно благодаря усилиям Билла в следующие два десятилетия конкретное искусство получило широкое признание и акцептацию.

В 1937 году Билл вместе с художниками Ричардом Полом Лозе и Лео Леуппи основал группу Альянс с целью поощрения конкретного искусства. Первая выставка группы состоялась в том же году в Базеле. Нейтралитет Швейцарии во время Второй мировой войны обеспечил непрерывную деятельность группы, в то время как художники и писатели из соседних стран бежали от преследования.

Некоторые работы группы, такие как "Бесконечные петли" Билла, стремились выразить новые научные теории, определяющие современность, такие как теория относительности. Другие художники использовали методические композиции, чтобы выявить все возможные визуальные выражения математической формулы. Всегда композиционная эстетика была безупречно чиста, а произведение полностью отрывалось от "реальности" как таковой.