Ключевое значение классицизма в искусстве не может быть недооценено, и великолепный пример этого стиля - "Клятва Горациев" от Жака-Луи Давида.

Это произведение искусства олицетворяет идеалы классицизма: гармония, симметрия, ясность и баланс.

Как и во всех классицистических работах, композиция является основным элементом "Клятвы Горациев". Четыре фигуры центральных героев расположены в симметричном порядке, создавая идеальное равновесие. Это подчеркивает важность героического поступка и единства характеров.

Также в работе присутствует внимательно проработанное освещение и детали, что является типичными элементами классицистического искусства. Жак-Луи Давид использовал яркое освещение, чтобы подчеркнуть силу и эмоциональную интенсивность момента. Каждая деталь хорошо проработана, от мощных мышц героев до ткани и драпировок.

Однако, помимо технической и художественной идеальности, "Клятва Горациев" передает и глубокий эмоциональный смысл. Расстановка рук и глаз героев выражает их самоотверженность и готовность пожертвовать ради своей родины. Это создает сильное чувство героизма и патриотизма.

В целом, "Клятва Горациев" Жака-Луи Давида является не только отличным примером классицистического искусства, но и произведением, которое продолжает вдохновлять и восхищать зрителей своим искусством, техникой и эмоциональной силой.

Вместе со своим современником Франсиско Гойей Жак-Луи Давид был последним из великих старых мастеров перед индустриализацией Европы и чрезвычайно влиятельным представителем французской живописи во время французской революции и наполеоновского правления.

Он получил образование у Жозефа-Мари Вьена и после нескольких попыток завоевал желанный Приз Рима. Во время своего обучения в Риме он сильно был повлиян мастерами итальянского Возрождения, а также Николасом Пуссеном и Караваджо.

Полный энтузиазма по отношению к дисциплине и строгости классической Античности - приветствуемой смене декадентской мягкости бурбонской монархии при Людовике XVI - он вернулся в Париж в 1780 году, где был избран членом Французской академии и выставлен на Парижском салоне 1781 года.

За последнее десятилетие Давид стал одним из ведущих представителей классицистической живописи. Его шедевры, такие как "Клятва Горациев", "Смерть Сократа" и "Ликторы приносят тела сыновей Брута", прославили его.

В конце десятилетия произошла Французская революция, после чего Давид присоединился к якобинцам. Благодаря дружбе с революционерами, такими как Робеспьер и Жан-Поль Мара, он стал диктатором искусства и вечно увековечил их в своем шедевре "Смерть Марата".

Тема в "Клятве Горациев"

Историческая картина "Клятва Горациев" была создана на основе римской легенды, о которой рассказывал римский историк Тит Ливий. Она изображает сцену из 669 года до нашей эры, рассказывая о конфликте между двумя соперничающими городами - Римом и Альбой Лонгой.

Правители обоих городов решили, что они будут выбирать по трое человек, которые будут сражаться вместо целых армий. В Риме три брата из рода Горациев согласились сражаться от имени города против трех братьев из семьи Куриациев из Альбы Лонги.

На картинах изображены три брата Горации, протягивающие руки к своему отцу, держащему их мечи вверх. В правой части изображены неутешительные женщины семьи, обрученные и вышедшие замуж за Куриациев. Несмотря на эти связи между двумя семьями и на жалобы женщин, три Горации повинуются призыву отца спасти свою любимую Республику.

Картина была заказана королевским генеральным директором по изящным искусствам Шарлем-Клодом Флао де ла Билладри, который уточнил, что она должна быть аллегорией верности государству и властям.

Однако, Давид создал несколько иное изображение, которое разворачивается в республиканском Риме и не включает ни короля (или французского императора). Несмотря на то, что изображение действительно передает ценности патриотизма и мужской самопожертвования во имя своей страны, оно указывает на то, что эта преданность должна иметь первостепенное значение - даже перед семьей.

Это высокополитическое полотно, которое акцентировало превосходство Республики, принесло Давиду международную известность и подтвердило его позицию одного из лучших классицистических художников во Франции.

Описание картины и разъяснение персонажей

Jacques-Louis David, Присяга Горациев, 1784

Классицизм символизирует такие ценности, как стойкость, самоотверженность, долг, национальное сознание и разум. Так в контексте деградирующей Франции, которой правили абсолютные монархи Бурбоны, идеализированное искусство классической античности стало идеальным средством для передачи послания Давида.

Идеализированные лица и тела солидарных собравшихся мужчин с решительным взглядом и напряженными, вытянутыми руками: все это передает интенсивность и ясность намерений, когда они клянутся верностью Риму. Это троице не свойственны эмоции или сомнения относительно своего патриотического долга. Они готовы и охотно приносить самую высокую жертву.