Рельеф (от итальянского relievare, "подняться") - это скульптурное произведение, в котором фигуры выступают из основы, обычно плоской поверхности.

Рельефы классифицируются по высоте выступов фигур над основой.

В целом существуют три типа рельефов:

Один из вариантов гравированного рельефа, который встречается практически только в древнеегипетской скульптуре, называется внутренним рельефом, при котором рельеф выполнен в виде углубления ниже уровня окружающей поверхности.

Барельеф также является внутренним рельефом, но в отличие от положительной формы он выполнен в виде отрицательного изображения, как форма.

Рельеф в искусстве древности

В древнем Египте, Ассирии и других культурах Ближнего Востока были популярны рельефы на стенах каменных домов. Египтяне тщательно моделировали фигуры, которые выделялись от фона в очень низком рельефе. Фигуры изображены в боковом профиле и находятся в ясно очерченной силуэтной рамке.

Ассирийский рельеф охоты на львов, сделанный Ашшурбанапалом, примерно 645-635 гг. до н.э. Фото: Кэрол Радато / CC BY-SA 2.0 / Википедия

Высокие рельефы впервые были использованы в скульптуре древних греков, которые полностью исследовали художественные возможности этого жанра искусства.

Замечательными примерами являются гробовые рельефы 4-го века до н.э. с изображением отдельных лиц или семейных групп, а также скульптурные фризы, которые использовались для украшения Парфенона и других классических храмов.

Эльгинские мраморные панели Парфенона - сегодня в Британском музее CC BY-SA 2.0

Рельефные скульптуры играли центральную роль в саркофагах римского искусства II и III века н.э.

В средневековой Европе основное внимание было уделено рельефным работам в скульптуре. Некоторые из самых выдающихся примеров украшают романские порталы церквей во Франции, Англии и других странах.

Готика продолжала эту традицию, но часто предпочитала более высокое рельефирование, соответствуя возрожденному интересу к скульптуре, характерному для позднего Средневековья.

Существенные изменения в ренессансных рельефах

Во время итальянского Возрождения начали происходить изменения в характеристиках рельефных работ, как показывают знаменитые бронзовые двери, созданные Лоренцо Джиберти для крещенской церкви во Флоренции.

Лоренцо Гиберти, Райские врата Флоренции Фото: МаттайасКабель / Википедия / CC BY-SA 3.0

Свободное сочетание высокого и плоского рельефа и заметный иллюзионистический стиль композиции этих рельефов демонстрируют новый интерес и понимание ренессансных художников к пространству как субъективному чувственному восприятию, которое может быть точно воспроизведено.

Фигуры на переднем плане композиции выполнены в высоком рельефе, что делает их близкими друг к другу, в то время как фоновые детали выполнены в плоском рельефе, что создает большую дистанцию от зрителя.

Детальная информация: Лоренцо Джиберти, ворота Рая во Флоренции

Донателло применял эти знания, добавляя структурные контрасты между грубыми и гладкими поверхностями путем взаимодействия высокого и низкого рельефа, полностью копируя некоторые формы и оставляя другие в почти живописном состоянии неполноты.

Донателло, Гастрономия Ирода Фото: I, Sailko / CC BY-SA 3.0 / Wikipedia

В итальянской рельефной скульптуре позже появились два разных тренда: тонкий и глубокий рельеф из мрамора и терракоты (как у Дезидерио да Сеттиньяно) и более прочный и объемный стиль рельефа (как у Бертольдо ди Джованни и позднее у Микеланджело).

Рельеф в искусстве 18 и 19 веков.

Барокконынные скульпторы продолжили эти иллюзионистические эксперименты, часто в очень большом масштабе. Их крупные композиции рельефа стали своего рода мраморными полотнами, выделенными глубокими ящиковидными рамами и театральными световыми эффектами.

Работа Лоренцо Бернини "Вознесение святой Терезы" является впечатляющим примером. Фигуры обладают почти полной трехмерностью, но вставлены в алтарь из мрамора.

Лоренцо Бернини, Вознесение святой Терезы - Фото: Livioandronico2013, Wikipedia / CC BY-SA 3.0

В раннем 19 веке классицистические художники временно возродили экспериментирование с низкими рельефами для воплощения того, что они считали классической строгостью и чистотой. Типичными примерами являются произведения Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена.

В целом, в скульптуре позднего 19 века преобладала концепция рельефа, унаследованная из эпохи Возрождения. Их драматические и эмоциональные возможности были мощно использованы в работах Франсуа Рюд и его "Марсельезе", а также во всемирно известных рельефах Августа Родена, включая "Врата ада".

Фото: Roland zh / Wikimedia / CC BY-SA 4.0

Искусство в современности

В искусстве рельефы начали использоваться в современности XX века для создания абстрактных композиций, которые подчеркивали пространственные отклонения и контрасты света и тени.

Рельефы также были присутствовали в преколумбовой и азиатско-индийской скульптуре.