Сандро Боттичелли был итальянским художником и одним из самых известных представителей эпохи Возрождения. Родился во Флоренции в 1445 году и прожил большую часть своей жизни в том же городе.

Боттичелли получил образование в мастерских известных художников своего времени и быстро раскрыл свой талант в рисовании и живописи. Он работал с великими архитекторами и скульпторами ренессанса, такими как Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Наиболее известными работами Боттичелли являются "Рождение Венеры" и "Примавера". Оба произведения характеризуются красотой, изяществом и грациозностью, которые стали визитной карточкой художника. Боттичелли также часто обращался к религиозным темам в своих картинах и создал множество портретов высокопоставленных личностей своего времени.

Сандро Боттичелли оказал значительное влияние на развитие искусства эпохи Возрождения и считается одним из величайших художников своего времени. Его работы до сих пор удивляют своей красотой и глубиной.

После смерти художника его произведения стали популярными и были широко распространены в различных странах. Наследие Боттичелли живет и продолжает вдохновлять новое поколение художников и ценителей искусства.

Сандро Боттичелли - один из самых ярких художников в эпоху средневековья, пережившей период темноты, и периода возрождения древних идеалов в эпоху Возрождения.

Знаете ли вы, что на самом деле Сандро Боттичелли не называется Сандро Боттичелли, а Алессандро ди Мариано Филипепи?

Или почему "Рождение Венеры" стало одним из самых известных картин в мире?

Нет? Тогда вы попали по адресу.

В этой статье вы найдете биографию художника и описание пяти его важнейших произведений.

Биография Сандро Боттичелли

Детство

Сандро Боттичелли не родился как Сандро Боттичелли, а как Алессандро ди Мариано Филиппи. Точная дата его рождения неизвестна, но она может быть обратно отсчитана до 1445 года благодаря налоговым декларациям его отца. Отец, работавший как кожевник, указал, что его сын стал 13-летним в 1458 году.

Также мало известно о ранней жизни Боттичелли. Известно, что он вырос во Флоренции и всю жизнь прожил в относительно бедном районе города. Говорят, что один из его четырех старших братьев дал ему прозвище "Боттичелли", что на немецком означает "маленький бочонок".

Уже при жизни он, по-видимому, принял это прозвище в качестве официального имени. В 1470 году был опубликован официальный документ с именем "Сандро Мариано Боттичелли".

Раннее художественное образование и карьера

Сандро Боттичелли, «Мадонна с ребенком и ангелом», 1470 год

В соответствии с жизнеописью Жоржио Вазарио «Жизни знаменитых художников», опубликованной в 1550 году, Боттичелли присоединился к мастерской Фра Филиппо Липпи в конце 1450-х годов.

Липпи известен своими простыми, но прекрасными картинами, особенно изображающими Мадонну с ребенком. Его четкие линии и использование женской фигуры оказали существенное влияние на стиль Боттичелли, особенно на ранние работы, такие как «Мадонна с ребенком и ангелом» около 1470 года.

Липпи наслаждался покровительством влиятельной флорентийской семьи Медичи, от которой Боттичелли также стал извлекать выгоду в ближайшем будущем.

Сандро Боттичелли, «Мужество», 1470 год

Первое документированное шедевром Боттичелли является Героическая сила в серии из семи картин. Остальные шесть картин были нарисованы мастерской Антонио дель Поллаиуоло, который изначально был нанимаем на выполнение всей работы.

Боттичелли был под влиянием натуралистических изображений человеческого тела Поллаиуоло и его понимания анатомии, которую, как утверждалось, Поллаиуоло обучился на разделанных трупах. Однако Боттичелли всегда уходил от жесткого натурализма и предпочитал изогнутые фигуры, если они лучше служили основной идее. Уже ранние Мадонны Боттичелли отражают человеческую теплоту и нежность, которые прослеживаются в его работах на протяжении всей его жизни.

В конце 1460-х годов Боттичелли, по всей видимости, работал также и в мастерской Андреа дель Верроккьо. Известно, что Верроккьо был известен скорее своей скульптурой, чем живописью, и этот влияние отразилось в скульптурных контурах фигур Боттичелли. Вплоть до 1470 года Боттичелли работал в своем семейном доме, где оборудовал свою мастерскую. Столь уникальный стиль Боттичелли позволял его ученикам легко повторять или завершать начатые им работы, что привело к появлению множества картин, на которых трудно отличить авторство художника от работ его учеников.

Период созревания и шедевры

В 1472 году Боттичелли получил возможность присоединиться к группе флорентийских художников, известной как «Компания Сан Лука».

В этот период его ранних работ он создал изображения для церквей во Флоренции, в том числе свой популярный "Поклонение волхвов" (около 1476 года) для церкви Санта Мария Новелла. Картина показывает портреты Козимо де Медичи и его сыновей Пьеро и Джованни, а также других членов семьи Медичи, принимающих участие в церемонии. Кроме того, говорят, что на картине изображено единственное известное автопортрет автора.

Сандро Боттичелли, "Поклонение волхвов", 1476 год

В это время его мастерская стала одним из самых популярных поставщиков изображений Богоматери для частных и государственных заказчиков во Флоренции. Вскоре после этого Боттичелли стал настолько известен, что папа Сикст IV поручил ему в 1481 году надзирать за украшением только что завершенной Сикстинской капеллы в Ватикане.

Для этого проекта Боттичелли создал серию фресок, которые часто упускают из виду посетители, чьи глаза сразу же обращаются к знаменитому потолку Микеланджело.

Боттичелли оказался во главе большой перемены, которая произошла в Западной Европе с окончанием темной эпохи Средневековья с точки зрения искусства. В то время, когда гуманизму и науке постепенно стали формировать совершенно новое видение мира, которое позднее перешло в Просвещение, искусство уже заложило основы для новой эпохи.

Сразу после возвращения во Флоренцию Боттичелли приступил к работе над двумя своими самыми известными произведениями - "Весна" (конец 1470-х - начало 1480-х годов) и "Рождение Венеры" (около 1486 года).

Васари видел эти работы в поместье Пьетро Франческо де' Медичи, и долгое время считалось, что работы были предназначены для этого места, однако историки искусства теперь не согласны в том, являлся ли Пьетро Франческо или другой глава Медичи действительным заказчиком. Однако считается, что оба шедевра были заказаны членом семьи Медичи.

Флоренция Медичи была богатым и свободным обществом, которое способствовало расцвету культуры. Козимо де' Медичи основал академию и стимулировал ученых со всей Европы приезжать во Флоренцию, чтобы обсуждать философию и гуманизм.

Традиционные темы картин этого времени указывают на то, что Боттичелли был связан с академией, хотя он официально не был ее членом. Венера, которую можно увидеть во многих известных произведениях Боттичелли этого времени, была важной фигурой для неоплатонистов, которые рассматривали ее как символ гуманитарности, норм и поведения человечества.

Произошли изменения в науке, культуре и философии, и картины Боттичелли помогли выразить эту новую визию. Произведения Боттичелли объявили о появлении современного мира.

В этих картинах мы видим напряженность между Средневековьем и Новым временем, где ранние произведения в основном демонстрируют христианские мотивы с высокой степенью декоративности и стилизации искусства. Искусство Нового времени проявляется не только в работе Боттичелли как более рациональное, научное и опирающееся на идеалы древних культур, которые считали науку и философию для более развитых обществ.

Картины, созданные в то время, отражают переход от средневекового мировоззрения к новым установкам, проникновение новых знаний, философий и научных идей. Они являются своеобразным пластическим воплощением исторического периода и показывают разрыв между традиционными ценностями и появлением новых идей. Боттичелли и другие художники своими работами показывают уникальный момент истории, когда общество стало открываться новым идеям и знаниям, старые установки и верования постепенно меняли свое место. Изображаемые на картинах сцены и персонажи передают смутный переходный период и сопротивление старого мира перед новыми переменами.

Боттичелли работал с различными другими великими художниками флорентийского Возрождения. Однако, с некоторыми из них он не очень хорошо ладил. В своей книге о живописи Леонардо да Винчи упоминает, что Боттичелли однажды заявил, что ему не нравится живопись пейзажей, потому что можно "создать место, где видишь красивый пейзаж, выбросив губку, пропитанную различными цветами". Леонардо реагировал на это с яростью в своем записном книжке:

"Хотя такой подход наводит на мысль о возможных идеях, он не научит тебя окончить какое-либо искусство, и вышеупомянутый художник (Боттичелли) рисует очень плохие пейзажи."

Поздние годы творчества

В конце 1490-х годов Боттичелли снял в аренду небольшой домик со смежным фермерским хозяйством на окраине Флоренции вместе со своим братом Симоне.

  1. Художник, по-видимому, вел холостяцкую жизнь, отсутствие свидетельств свидетельствует о его браке.
  2. В "Detti Piacevoli" Анджело Полицано (1477) представляет историю об обмене между Боттичелли и его покровителем Томмазо Содерини. Когда Содерини спросил Боттичелли, почему он не женат, Боттичелли ответил, что недавно видел сон о свадьбе, проснулся, ощутил глубокую печаль и прошел по городу, чтобы не заснуть и не продолжать сон.

В Флорентийском архиве было выдвинуто обвинение против Боттичелли из 1502 года, которое указывает на то, что он "имел мальчика", что привело к различным домыслам о его возможной гомо- или бисексуальности. Кунстхисторики далеко не единодушны в отношении того, насколько в эти слова следует вкладывать значение, так как обвинения подобного рода были распространенной формой клеветы того времени.

Такое обвинение может сказать о многом, но доказать сексуальную ориентацию Боттичелли невозможно. Кроме того, принято не придавать большого значения архивным документам, которые часто могут быть ложной информацией или неправильным толкованием.

Боттичелли был известным художником Ренессанса, и его работы были признаны многими критиками искусства великими. Его творчество отличается от греко-римского стиля и часто содержит символические элементы, которые восхищали его современников и вдохновляют художников и сегодня.

Однако, было бы ошибкой судить о его личности или характере исключительно по этим обвинениям и домыслам. Нам следует относиться к нему с почтением и признавать его вклад в искусство и культуру.

В 1490-х годах политическая обстановка во Флоренции сильно изменилась после смерти Лоренцо де Медичи и вторжения Карла VIII французов. В это время доминиканский монах по имени Савонарола, в апокалиптических проповедях критиковавший нравы флорентийского общества, начал оказывать значительное влияние на город. Этот религиозный рвение достигло своего апогея в 1497 году в огне тщеславия, в котором могли быть сожжены многие произведения Боттичелли. К счастью, его шедевры "Весна" и "Рождение Венеры" избежали этой участи и в первоначальных намерениях они тоже должны были быть сожжены. Количество и какие именно произведения Сандро Боттичелли были разрушены этим огнем, остается неясным.

Картины Боттичелли в 1500-х годах стали более мрачными и духовными по содержанию, но все еще передают характерную теплоту и блеск художника в своих произведениях.

Сандро Боттичелли, Мистическое рождение, ок. 1501 г.

Картины, такие как Мистическое рождение (1501 г.), имеют эмоциональную интенсивность, которая показывает глубинное понимание трагедии человеческого состояния. Картина также демонстрирует высокое внимание, с которым Боттичелли обращался к окружающей обстановке, к воображаемой архитектуре или к полям.

О том, каким был Боттичелли в этот период, можно только догадываться. Одна группа исследователей искусства полагает, что явно религиозные темы его поздних работ свидетельствуют о том, что он был снесен учением Савонаролы или не имел другого выбора.

Другие источники говорят о том, что в последние годы своей жизни он был безработным и другие художники вытеснили его.

Васари писал в своей биографии, что Боттичелли был постаревшим и потратил все деньги, заработанные в начале своей карьеры. В любом случае, похоже, он умер бедным человеком.

Боттичелли умер в 1510 году и был похоронен в капелле семьи Веспуччи в церкви Оньассанти во Флоренции, всего в нескольких метрах от места, где он вырос и прожил всю жизнь и работал. Его могила обозначена простым кругом из мрамора.

Наследие

Влияние Боттичелли на ход истории искусства и популярной культуры трудно сравнить с влиянием других художников. Его наследие начинается с художников, которых он непосредственно учил, таких как Филиппино Липпи, сын Филиппо Липпи, который учил Боттичелли в юности.

Гиорджо Вазари видел в Боттичелли воплощение "золотого века" искусства, достигнутого в эпоху великолепного меценатства искусства Лоренцо де Медичи.

Хотя Боттичелли был известен за своей жизни, его репутация после смерти веками оставалась под запретом. Возможно, потому что его работы остались в средневековой традиции, которую полностью отвергли в эпоху Возрождения.

Существует еще одна теория, согласно которой карьера Боттичелли пострадала после того, как Медичи были вынуждены покинуть Флоренцию, и власть на некоторое время перешла к католической церкви, которая осуждала декаданс бывших покровительств и художников, которых они спонсировали.

Только в XIX веке его творчество было переоценено и его репутация значительно возросла. Прерафаэлитическое движение отвергало более мягкий стиль искусства Рафаэля и поздних художников, предпочитая линейность живописи раннего флорентийского Возрождения, в особенности Боттичелли.

Данте Габриэль Россетти владел одной из работ художника и написал сонет, посвященный "Весне" Боттичелли, потому что он верил, что центральная фигура является той же женщиной, которая изображена на портрете, который принадлежал ему.

Влияние Боттичелли было широко распространено не только среди предрафаэлитов, но и среди других художественных движений. Многие художники поп-арта и фотографы, скорее всего, были вдохновлены уникальным стилем Боттичелли. Кроме того, в популярной культуре также можно найти отсылки к работам Боттичелли. Одним из известных примеров, отсылающих к "Рождению Венеры", является фильм о Джеймсе Бонде "Доктор Но", когда Урсула Андрес появляется из моря, воссоздавая образ Венеры.

Сандро Боттичелли создал ряд произведений искусства, которые до сих пор ценятся за свою мастерство. Прежде всего, "Примавера" и "Рождение Венеры" обеспечили Боттичелли постоянную славу в мире искусства. Но Боттичелли - это не только эти две картины. Он оставил за собой ряд высококлассных работ и является одним из выдающихся живописцев-темпер.

Вот подборка лучших работ Сандро Боттичелли.

Поклонение Волхвов, около 1476 года

Описание и анализ произведения искусства: Это важное раннее произведение Боттичелли было заказано банкиром Гуаспаре ди Заноби дел Лама, который сделал построить часовню в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции.

Возможно del Lama выбрал эту тему для украшения своей капеллы, так как один из королей - Каспар - является его именним покровителем.

По словам Вазари, произведение изображает нескольких членов семьи Медичи, включая Козимо, его сыновей Пьетро и Джованни, которые все уже были умершими на момент создания картины. Семья Медичи имела особую связь с историей святых трех королей. Каждый год они входили во флорентийский город, переодетые в трех королей. Медичи были друзьями семьи дел Лама и важными покровителями для самого Боттичелли.

Хотя нам неизвестны намерения дел Лама по заказу этих портретов как части работы, в те времена было обычным, что религиозные сцены, изображаемые на картинах, включали аристократические портреты, что указывает на важную связь искусства с деньгами и властью.

Боттичелли, вероятно, был первым художником, который изобразил поклонение королям с Святой семьей посередине, которые были интегрированы в изображение довольно глубоко, в то время как остальные фигуры были симметрично расположены по обеим сторонам. Раньше сцена всегда изображалась как линейное повествование, как в готической живописи Джентиле да Фабриано или известной фреске Беноззо Гоццоли в палаццо Медичи.

Интересно, что в картинах Боттичелли также есть его автопортрет. Художник стоит у правого края картины и смотрит прямо на зрителя. Хотя ему, вероятно, было около 30 лет, когда это было написано, Боттичелли изображает себя уверенно и мастерски.

«Примавера», конец 1470-х - начало 1480-х годов.

Описание и анализ художественного произведения: Одна из самых известных картины западного искусства под названием "Весна" показывает ряд фигур классической мифологии в саду. Вместо того, чтобы изображать сцену из определенной истории, предполагается, что Боттичелли представил эти фигуры в таком порядке либо только по эстетическим причинам, либо если некогда существовала какая-то история, то она уже давно стала нам неизвестна. Таинственность является частью очарования этой картины.

Венера и Марс, около 1485 года

Описание и анализ художественного произведения: В этой панели Боттичелли снова обращается к мифологической теме. Венера, богиня любви, лежит на траве, в то время как ее возлюбленный Марс, бог войны, спит и разоружен перед ней, вероятно уставший от всей этой любви.

Несколько молодых фавнов играют на сцене и пытаются разбудить Марса, дуть ему в ухо раковиной. Основное сообщение произведения можно понять как "Любовь сильнее войны".

Похоже, что картина, скорее всего, должна была быть частью спальни. Марс разрушается, разоружается и становится уязвимым в результате своей сексуальной встречи, в то время как Венера спокойно наблюдает, полностью одетая и бодрая. Марс носит только маленькую лоскутную ткань, так что его почти голое тело остается видимым как для его возлюбленной Венеры, так и, косвенно, для зрителя, становясь объектом желания в картинах.

Карта ада (Mappa dell' Inferno), около 1485 г.

Описание и анализ произведения искусства: Данте, самый известный итальянский поэт, написал свою Божественную комедию между 1308 и 1320 годами, находясь во Флоренции.

Лишь спустя полтора столетия общество признало важность этого произведения. В 1480-х годах Боттичелли начал работу над серией рисунков для иллюстрации произведения, известно по сей день 92 рисунка, включая карту ада.

Рождение Венеры, около 1486 года

Описание и анализ произведения искусства: Эта картина является одной из самых известных в мире. Хотя после смерти Боттичелли потерял популярность среди художественной общественности, его репутация в начале 19 века восстановилась, и с тех пор Рождение Венеры достигло международной славы.

На картине изображена богиня любви Венера, плывущая на огромной раковине с моря к берегу. Она была занесена к суше Зефиром, богом западного ветра, в то время как спутница ждет с плащом.

Порочащее имя Апеллеса, 1494-1495

Описание и анализ произведения искусства: Эта необычная поздняя сцена Боттичелли имеет почти сюрреалистический характер с ее изысканной обстановкой, белым небом и аллегорическими фигурами.

Произведение является результатом попытки Боттичелли воссоздать утраченную картину древнегреческого художника Апеллеса, описанную в известном тексте римского писателя Лукиана, что указывает на восхищение Боттичелли классическим искусством.