Дивизионизм - художественное течение, которое возникло в конце 19 века и начале 20 века. Оно основано на принципе разделения цветов на маленькие оттенки и их последующем смешении на холсте. Это создает впечатление ярких и цветистых картин, заполняющих пространство яркими точками и мазками.

Термин "дивизионизм" пришел из Франции и переводится как "разделение". Идея заключается в том, что человеческий глаз воспринимает цвета в разных оттенках и оттенках, и его задача - объединить их в одно гармоничное целое. Дивизионисты считали, что эта методика позволяет воспроизвести мелкие детали лучше, чем обычное смешение красок на палитре.

Среди известных художников-дивизионистов можно назвать Джордже Сегалли, Вилли Спрингер и Пьера Боннара. Они использовали разнообразные темы в своих работах, от пейзажей и натюрмортов до портретов и сцен из повседневной жизни.

Техника дивизионизма позволяет создавать яркие и насыщенные картины с глубокими переходами цветов и интересной текстурой. Это течение внесло свой вклад в развитие искусства и до сих пор остается важной составляющей современной живописи.

Дивизионизм был одним из самых влиятельных художественных движений, возникших в качестве реакции на импрессионизм в последние два десятилетия XIX века.

Дивизионизм описывает способ живописи, при котором цвета размещаются рядом на холсте таким образом, чтобы при достаточном расстоянии зрения они воспринимались глазом зрителя как переходы цвета. Движение кисти художницы или художника явно заметно.

Вот обзор происхождения, особенностей и важнейших художников дивизионизма.

Сводка: Дивизионизм в кратком изложении

Основные идеи и истоки стиля живописи

Идея была разработана в 1884 году Жоржем Сера, тем же художником, который два года спустя предвосхитил эстетическую позицию пуантилизма.

Поинтилизм и Дивизионизм похожи друг на друга.

Главное отличие между поинтилизмом и дивизионизмом заключается в том, что поинтилизм не обязательно основан на смешении цветов человеческим восприятием.

Характерной чертой поинтилизма является использование точек цвета вместо непрерывных мазков кисти. В поинтилистической картине изображение становится лучше воспринимаемым человеческим глазом, когда зритель отдаляется от картины и цветовые точки начинают сливаться друг с другом.

То же самое принцип действует и в картинах дивизионизма, только здесь не только формы и фигуры, но и цвета смешиваются с увеличением расстояния от зрителя.

Дивизионизм также не характеризуется исключительным использованием кругов или точек. В дивизионизме цветные штрихи - нечто обычное.

Портрет Феликса Фенеона, 1890 год, Поль Синьяк

Дивизионизм подвергает сомнению природу цвета: существует ли он на самом деле как что-то конкретное или это только иллюзия нашего восприятия и представления.

Это художественное направление имело глубокое влияние на развитие абстрактного искусства в Европе позднего 19 и начала 20 века по нескольким причинам.

Наконец, Сера был инициатором подхода к искусству, который включал открытое научное исследование.

Интерес к науке о цвете и восприятии вдохновил несколько поколений концептуальных и абстрактных художников и продолжает оказывать сильное влияние.

Особенности точечного кубизма

Хотя Сёрра является основателем точечной теории цвета, он не был первым художником, использовавшим точечную технику.

Ранние импрессионистические художники, такие как Камиль Писсарро и Клод Моне, десятилетия назад обнаружили, что они могут достичь большей яркости в своих картинах путем маленьких, тесно расположенных кистевых штрихов и сочетания определенных комплементарных цветов.

Однако то, что сделали постимпрессионисты, было скорее вопросом интуиции. Серат прославился, анализируя то, что импрессионисты делали научным способом. В поисках уникального стиля живописи, который можно было бы считать его собственным, он изучал творчество романтического художника Эжена Делакруа, известного своими блестящими и яркими цветами.

Он также читал различные книги о теории цвета в прошлом, в частности "Грамматика живописи и гравюры" Шарля Бланка и "Принципы гармонии и цветового контраста" Мишеля-Эжена Шеврёля.

В ходе своих экспериментов Серо обнаружил, что определенные цвета сильнее реагируют друг на друга, когда они расположены рядом. Усовершенствуя импрессионистскую технику мелких мазков до самой точной реализации и мобилизуя самые активные комбинации цветов, он достиг наиболее яркой и сильной связи между цветом и светом.

Жорж Серо, Воскресный день на острове Ла Гранд-Жатт, 1884-1886

Самая известная картина, вытекающая из его ранних исследований таких комбинаций цветов, - "Воскресный день на острове Ла Гранд-Жатт" (1884-86).

Это произведение искусства является фантастической демонстрацией возможностей делюзионистской техники живописи, не только с точки зрения композиции цвета в глазу, но и в отношении того, как он сочетает другие формальные элементы, такие как оттенок, форма и линия.

Наиболее радикальное впечатление создает ощущение движения, которое передает это произведение. Расположение крошечных точек цвета заставляет воду переливаться и светиться. Листья деревьев издали шелестят. Из странности можно заметить, что женщина спереди справа кажется парить над землей и плавно двигаться вперед.

Влияние на другие художественные направления

Георг Сёра был немедленно признан за его интеллектуальные и эстетические достижения, но он не смог продолжительно наслаждаться своим успехом. Он умер в возрасте 31 года всего через пять лет после завершения своего шедевра.

Однако его наследие превысило краткость его карьеры. Его способность передать подразумевающее движение на своих картинах оказалась глубоким вдохновением для итальянских футуристов.

Когда в 1909 году был опубликован Футуристический манифест, в нем восхвалялись скорость и промышленность как идеальные проявления прекрасного, нового, современного индустриального мира.

Футуристы использовали идеи Сёра, чтобы развить свой собственный стиль.

Вместо того, чтобы располагать цвета или точки так, чтобы они сливались в глазу, футуристы расширили это понятие и применили его к линиям, фигурам и формам. Путем рисования нескольких изображений одинаковых форм рядом друг с другом в своих композициях, они намекали на движение машин, людей и животных.

Гьякомо Балла, Уличный фонарь, 1910 Фото: Пол Брэди / Фликр

Эта идея также повлияла на кубистов. Художники, такие как Пикассо и Брак, применили концепцию дивизионизма на плоскости, располагая несколько видов одновременно рядом, чтобы создать визию четырехмерной реальности, в которой подразумевается время и движение.

Позже орфические кубисты, такие как София Делоне, возродили метод дивизионизма, изучая взаимодействие и взаимоусиление определенных цветов, даже если они использовались в полностью абстрактной композиции.