Дэмиэн Херст - самый известный художник молодых британских художников (Young British Artists - YBAs), которые выдвинулись на первый план в Великобритании в 1990-х годах. Эта группировка впервые привлекла внимание, когда британский рекламный магнат и коллекционер искусства Чарльз Саатчи начал покупать их произведения и выставлять их в своих галереях. Как и многие из YBAs, Херст прямо занимается основными темами бытия, включая жизнь, смерть, науку и религию.

В этой биографии Дэмиэна Херста вы узнаете все о его художественном развитии с конца 1980-х годов до сегодняшнего дня. Вы получите обзор его самых контроверзных работ и узнаете, какие другие значимые художницы и художники он также повлиял своим творчеством.

Биография Дэмиэна Херста

Основная информация

Художественное образование и ранняя работа

Дэмиен Хёрст (настоящее имя: Дэмиен Стивен Бреннан) родился в Бристоле и провел своё детство в Лидсе. Его мать впоследствии описала его как мрачного ребенка, заинтересованного ужасающими изображениями больных и ран, что в дальнейшем повлияло на некоторые знаковые работы художника.

У Хёрста было несколько конфликтов с властями, включая два ареста за кражу в магазине. Он провалился во многих других академических предметах, только в искусстве и рисовании он проявился особенно талантливым. Дэмиен посещал школу искусств имени Джейкоба Крамера в Лидсе, прежде чем в конце 1980-х годов перейти в Университет Голдсмитс в Лондоне.

В 1988 году, находясь на втором курсе университета, Дэмьен Хёрст организовал независимую студенческую выставку под названием "Застывание" в пустом здании Лондонского порта. Это было первое значимое мероприятие, организованное группой, которая впоследствии стала известна как Молодые британские художники.

В итоговой версии выставки также было представлено две легендарные картины Хёрста в стиле "Пятна": яркие пятна на светлом фоне, нанесенные вручную с помощью глянцевых красок.

Коммерческий прорыв и международный успех

В 1991 году он познакомился с бизнесменом Чарльзом Саатчи, который стал одним из его главных заказчиков.

Суть работы бота Saatchi заключается в финансировании всех произведений искусства, которые Хёрст хотел создать. Результатом стало произведение под названием "Физическая невозможность смерти в умозрении живого" - также известное как "Акула Дэмиена Хёрста". Огромная акула была сохранена в бассейне с формальдегидом. Эта работа была частью одной из первых выставок молодых британских художников (YBA) в галерее Саатчи в 1992 году.

Фото: Dou_ble_you / flickr / CC BY-ND 2.0

Благодаря высокому вниманию, которое привлекло это произведение, Хёрст был номинирован на Британскую премию Тёрнера для выдающихся молодых художников, однако он не победил.

В 1993 году работа Хёрста "Мать и разделённый ребёнок" была награждена на Биеннале в Венеции. Это произведение показывало корову и теленка, разделённых на части и выставленных в отдельных бассейнах.

Фото: Isabell Schulz / Flickr

В следующем году Херст создал похожее произведение искусства: "Вдали от стаи", где показана овца, сохраненная в формальдегиде. Во время выставки художник Марк Бриджер вошел в галерею, полил чернила в емкость и предложил новое название для работы: "Черное овце". Бриджер был наказан по уголовному закону, но благодаря прошению Херста его наказание оказалось мягким: два года условного срока.

В 1995 году Дамиен Херст стал лауреатом премии Тернер. Во второй половине десятилетия ему были посвящены персональные выставки в Сеуле, Лондоне и Зальцбурге.

К концу десятилетия молодые британские художники, включая Херста, были признаны важной частью британской художественной сцены.

Карьера в XXI веке

В предыдущий годовщину терактов 11 сентября 2001 года на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, 10 сентября 2002 года Херст опубликовал заявление, в котором он описал эти атаки как "вид искусства в себе". Это вызвало ожесточенное возмущение, в результате чего он через неделю опубликовал извинение.

В марте 2005 года Херст представил 30 картин в галерее Гагосиан в Нью-Йорке. Завершение этой серии картин заняло более трех лет и было основано на фотографиях, сделанных в основном его помощниками, но отделаных самим Херстом.

В 2006 году он представил свою работу "Тысячелетие". Это была визуализация жизненного цикла мух, которые вылупляются в ящике, превращаются в мух, и питаются кровавой, отрубленной головой коровы, находящейся в стеклянной витрине. Витрина содержала жужжащих живых мух, многие из которых были убиты электрическим разрядом.

В сентябре 2008 года он предпринял для еще живущего художника уникальный шаг, выставив на аукционе Sotheby's полностью оригинальную выставку. Серия работ под названием "Красивое в моей голове навсегда" установила рекорд по выручке от одного еще живущего художника на аукционе. Более 200 работ было продано по цене, превышающей 198 миллионов евро. Даже когда мировые финансовые рынки рухнули, этот аукцион помог превратить Херста в одного из самых богатых художников в мире.

В настоящее время у него нет признаков замедления. Он стал активным членом британской гастрономической сцены, финансирует и создает ряд ресторанов. Он также открыл магазин под названием "Другие критерии", который производит доступные коллекционные предметы в ограниченном количестве.

В октябре 2015 года он открыл Галерею Ньюпорт-стрит на юге Лондона, где представляет свою личную коллекцию из более чем 3 000 произведений искусства.

Искусственное влияние Дэмиэна Херста

Для Херста спорные и успешные вещи всегда неразрывно связаны друг с другом и вызывают вопросы о взаимосвязи искусства и коммерции.

У него есть что-то для каждого. Любителям его искусства, не желающим жить с мертвой акулой, он предлагает свои "Spot Paintings". Это легко усваивающиеся абстрактные картины, основанные на молекулярной структуре лекарственных препаратов.

В его беспощадно предпринимательском и коммерчески ориентированном взгляде на искусство карьера Хёрста тесно связана с карьерой его коллеги по цеху Джеффа Куна, который назвал его влиянием. Кинди Шерман и Трейси Эмин также подтвердили влияние Хёрста на свою работу.

Успех Хёрста и других молодых британских художников создал предпосылки для открытия Тейт Модерн в 2000 году, которое теперь стало самым посещаемым музеем современного искусства.