Этот интересный портрет впервые упоминается в инвентаре Галереи дель Медиодия дель Альказар, как "Мужер де мано де Леонардо Абинсе" в 1666 году. Изображение дамы, известной сегодня как "Мона Лиза дель Прадо", заметно отличается от других вариантов.

Молодая дама испускает воздушную нотку меланхолии: тона ее лица и правой руки хорошо проработаны, но не сравнимы с сфумато-техникой Леонардо да Винчи. Как и в других версиях, наличие оборки на верхушке ее корсета указывает на то, что это деталь, вероятно, была однажды видна в работе самого Леонардо.

Особенностью этой картины также является ясность, с которой передана прозрачность тонкой прозрачной ткани, подчеркивающей ярко-красные рукава. Некоторые другие элементы картины прекрасно переданы, но, конечно же, не на уровне Леонардо.

Реставрация и новые открытия

Мона Лиза из Прадо была подвергнута всесторонней реставрации несколько лет назад в Мадриде. В январе 2012 года результаты этой очистки и восстановления фона были раскрыты и предоставлены международным средствам массовой информации.

Результаты раскрывают ранее чёрный фон, скрывающий пейзаж и балюстраду, фланкированную краями колонн, подобные тем, что находятся на картине Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Однако то, что зачастило мир искусства ещё больше, это обнаружение сходств в подготовке между этой работой и портретом Лувра с помощью инфракрасной рефлектографии.

Эти увлекательные открытия, в сочетании с отличным состоянием сохранности, показывают оригинальные цвета картины Прадо. Однако нет однозначных доказательств того, что сам Леонардо использовал похожую палитру для "Моны Лизы" в Лувре. Эти два портрета совершенно разные и выполнены на деревянных панелях из разных видов дерева.

Информация, предоставленная ранее Прадо в 2010 году, указывает на то, что эта портрет, вероятно, был нарисован до отъезда Леонардо из Италии во Францию, что означает, что он мог быть нарисован в 1516 году в Риме. После недавнего реставрирования и связанной с ним публичности возникло много новых теорий об его происхождении и состоянии.

Кто является автором Моны Лизы из Прадо?

Никогда не было никаких показателей того, что копия Прадо, могла быть нарисована Леонардо. Бруно Моттин, ведущий консерватор, был склонен думать, что, вероятно, картину нарисовал один из учеников Леонардо, такой как Мельци. Безусловно, можно утверждать, что один из учеников Леонардо, присутствовавший в мастерской во время создания оригинала, должен был нарисовать копию, так как подготовительные работы на обоих картинах такие же.

Портрет Франческо Мелци, выполненный Джованни Болтраффио. 1496–1498 гг.

Однако до сих пор не ясно, какую дополнительную информацию о Моне Лизе в Лувре может предоставить Мона Лиза дель Прадо. Исследования, проведенные в течение десятилетий в Лувре, документированы достаточно хорошо: все, что известно о копии из Прадо, это то, что было убрано покрытие черной краской, чтобы раскрыть фон.

С учетом последних открытий и экспертизы, она позволяет предположить, что картина, скорее всего, была создана примерно в то же время, что и Мона Лиза в Лувре. Это позволяет сделать предположение, что картина была создана в период между 1513 и 1516 годами в Риме, когда Леонардо установил постоянную мастерскую там.