В данной статье мы рассмотрим основные характеристики техники радирования в графике печати. Для этого мы кратко оглянемся на исторические истоки этой техники, а затем рассмотрим самых известных представителей и их главные произведения.

Затем вы найдете подробную информацию о различных методах печати при использовании радировки - от акватинты до гравюры на стекле.

Знаменитые радиеры и их произведения

Радировка, которую изобрел немецкий художник Даниэль Хопфер (около 1470-1536), является одной из глубокопечатных техник в искусстве печати, наряду с гравюрой, скребковым и акватинтовым методами.

Благодаря своей простоте радировка быстро стала конкурировать с гравюрой как важным средством печати.

Основным преимуществом над гравюрой является то, что для ее выполнения требуются небольшие навыки обработки металла и ею может заниматься любой художник.

Первая датированная рифленка относится к 1513 году швейцарского художника Урса Графа, но также Альбрехт Дюрер в то же время сделал рифленки, которые позже стали всемирно известными.

Франсиско Гойя

В Испании Франсиско де Гойя был одним из самых влиятельных граверов в мире. В 1799 году он создал серию из 80 радировок под названием "Лос-Капричос", которые комментируют различные человеческие поведения.

В период с 1812 по 1815 год, после наполеоновской войны, он создал серию акварелей под названием "Ужасы войны", изображающих сцены с поля битвы. Эти гравюры оставались неопубликованными до 1863 года.

"Рыцарь, смерть и дьявол" Альбрехта Дюрера

Техника эцциса существовала уже около двадцати лет, но Альбрехт Дюрер был немецким художником, который по-настоящему раскрутил ее в 1540-х годах.

Его невероятный талант создавать живые образы ярко проявляется в "Рыцаре, смерти и дьяволе", одной из его известнейших работ, которая сделала гравюру тем, чем она есть сегодня.

Мадонна в облаках от Федерико Бароччи

Эта тихая гравюра итальянского художника Федерико Барокки известна своей интимностью. Она подготовила почву для многих других знаменитых гравюр веками позже. Влияние немецких граверов на итальянское искусство печати в то время явно проявляется в этой работе.

Барокки сделал всего четыре гравюры в своей жизни, но они стали важной частью истории искусства.

Самопортрет: Рефлексия Люсьена Фрейда

Художники эпохи Возрождения не были единственными мастерами, владеющими гравюрой. Современные гравюры Люсьена Фрейда известны своей способностью изображать реалистичные тона кожи.

Вы знали, что Фрейд, работая над "Самопортретом", ставил металлическую пластину на мольберт, как на холст? Живопись и гравюра имеют много технических сходств, поэтому практика обеих искусств не настолько далеко друг от друга, как может показаться.

Сто гульденовая бумага Рембрандта

«Хундертгульденблатт» – одна из самых известных гравюр Рембрандта, также известная как «Исцеление больных Христом». Такое название ей было дано именно потому, что на ту эпоху ее гравюра стоила сто гульденов, что была огромная сумма.

Процесс гравюры

Традиционная гравюра заключается в том, что металлическая пластина, чаще всего из меди, цинка или стали, покрывается восковидным кислотостойким веществом, на которую художник наносит свой эскиз с помощью металлической иглы, выявляя голый металл.

Затем пластина погружается в кислоту. Кислота прожирает металл там, где он был обнажен дизайном, что создает линии на пластине. Далее пластина окрашивается методом, аналогичным гравюре.

Разражение может быть комбинировано с другими техниками резьбы, при этом Рембрандт — который сочетал ее с гравюрой — и Франсиско Гойя, который также использовал акватинту, являются известными представителями.

Развитие в техниках эццета

Основная техника эццета была разработана Даниэлем Хопфером (около 1470-1536) в Аугсбурге, который сначала использовал ее для украшения доспехов, а затем она была применена для создания гравюр.

Еще один известный инноватор в области радирования был французский печатник Жак Калло, который значительно улучшил эту технику.

Сначала он изобрел эшоппу - своего рода иглу с наклонной остриём, которая позволяла резчикам создавать поднимающуюся линию. Затем он разработал улучшенную формулу для воскового грунта, используемого на медной пластине. Это улучшение привело к более глубоким вырезам кислотой (что продлило срок службы пластины) и минимизировало риск её неправильного расщепления.

Калло также интенсивно экспериментировал с техникой "стоп-аут". Это позволяло кислоте легко проникать во всю пластину, упрощая создание зон теней.

Успехи Калло были опубликованы в его руководстве по радированию и распространились в Италии, Голландии, Германии и Англии.

Акватинта

Подобно меццотинту, тушевая гравюра - это скорее тональная техника, чем линейная гравюра.

Это адаптированная техника гравюры, позволяющая создавать более прозрачные эффекты, схожие с акварелью. В то время как традиционная эццетажная техника основана на использовании гравюрной иглы для создания линий, которые печатаются чёрным цветом, тушевая гравюра использует в виде пыли порошковую смесь смолы, колофонии или асфальта, которые наносятся на пластину в виде пылевого покрытия. При нагревании частицы смолы сливаются с металлической пластиной, которая затем окрашивается. Результат (который можно контролировать или изменять путем повторяющихся действий) - это более тонкое сочетание тональных эффектов.

Вариации техники могут быть достигнуты путем нажатия куска шлифовальной бумаги на заземленную пластину, смешивания сахара (резерваж) с землей или подготовки пластины серой для окрашивания.

Английский рококо-художник Пол Сэндби был первым творческим художником, который использовал этот метод, а испанский художник Гойя использовал акватину для почти всех своих гравюр.

Художник и гравер Джон Пайпер оживил технику в 1930-х годах, а Пикассо использовал сахарный процесс для своих иллюстраций к Бюффону.

Пикассо и акватинта

Завьялова

Мягкое-мазковое затравление (завьяловка)

Вернись му вон Ренуар,

Женщина голая сидящая, 1906 год.

При этом на листе бумаги выполнен рисунок карандашом, лежащий на медной пластине, покрытой мягким липким основанием.

Липкое основание прилипает к бумаге везде, где проходит карандаш, так что медный металл остается видимым в широких, мягких линиях.

Предполагается, что Джованни Бенедетто Кастильоне изобрел этот метод. Особенно часто этот метод использовали английские пейзажисты Томас Гейнсборо, Джон Сел Котман и акварелист Томас Гиртин.

Графическая печать с использованием гравюры на стеклянной пластине

Диафенравирование или стеклополимерная печать выполняется путем рисования на заземленной стеклянной пластине с помощью стилуса. Затем пластина обрабатывается как фотонегатив и печатается на фотобумаге. Гравюрщик и пейзажист Жан-Батист-Камиль Коро создал более 60 фотогравюр после 1853 года, но техника никогда не стала особенно популярной - даже если она позволяет создавать неограниченное количество отпечатков.

Еще одна, более мелкая форма радирования была изобретена английским романтическим художником Уильямом Блейком. В этом методе, который называется рельефной эццацией, фон подвергается воздействию кислоты, в то время как выпуклые участки защищены.