Шедевры Франсиско Гойи, известные как "черные картины", отличаются в истории искусства своим мрачным стилем и тематикой.

Однако наибольшая тайна заключается в значении этих произведений. Гоя не создавал их для широкой публики и никому не рассказывал о их существовании. Только после его смерти были обнаружены 14 черных картин, выполненных им маслом на стенах его дома.

К 1819 году художник Франсиско Гойя пережил немало испытаний. Родившийся в 1746 году, Гойя пережил хаос войны, когда Наполеон вторгся в Испанию, и хаос в самой Испании, когда ее правительство колебалось между конституционной монархией и абсолютной монархией. Он несколько раз серьезно заболевал и боялся, что сойдет с ума. Одно из этих заболеваний сделало его глухим. С возрастающим разочарованием в человечестве, страхом смерти и безумия, Гойя уехал и устроился в дом за пределами Мадрида.

На этом поместье Гойя создал некоторые из своих самых темных и пугающих произведений искусства, которые также известны как «Пинтурас Неграс» - Черные картины. Эта серия из 14 картин отличается от его ранних работ. Он никогда не упоминал о них, поэтому названия картин были даны искусствоведами.

Разбор Черных картины

Два старика

Существует 14 картины Черных полотен, которые были почти полностью написаны темными, сдержанными цветами. Человеческие фигуры изображены в экспрессионистском стиле, показывающим человека в образе монстра. Гойя увидел жестокость, которую люди приносили друг другу, и лица его человеческих субъектов отражают внутреннюю отвратительность.

Кроме того, интерпретация отдельных изображений Черных полотен представляет собой настоящий вызов. Гойя не планировал их публичного выставления, и даже фоны картин тоже ничем не помогают в поисках подсказок.

Двое старых мужчин едят суп

Во время еды супа два старика, хоть и не вызывают страха, однако вызывают чувства уныния при взгляде на них. Двое пожилых существ, одно из которых беззубое, сидят согнувшись над своей пищей, завернутые в плащ тьмы.

Дуэль с дубинами

Франсиско Гойя, Дуэль с палками, 1820 год.

Картина с яснейшим высказыванием - "Дуэль с палками". Она показывает двух крестьян, которые бьют друг друга палками, застряв в болоте. Кажется, что они так глубоко застряли, что не могут освободиться друг от друга. Единственный способ избежать атак оппонента - ударить его самого.

Большинство историков искусства согласны, что это мотив должен быть взят из периода испанской гражданской войны. Оба мужчины застряли в одной и той же стране и сражаются друг с другом. Единственный способ защититься - атаковать противника.

Самое темное из черных картин: Сатурн пожирает своего сына

Самая известная из этих черных картин, несомненно, изображает Сатурна, пожирающего своего сына. В римской мифологии Сатурн был одним из титанов. Он пришел к власти, свергнув своего отца Коэла, но передавала пророчество, что один из его потомков сделает то же самое с ним. Чтобы этого избежать, он немедленно пожирал своих детей сразу после их рождения.

В картине Сатурн, пожирающий своего сына, Сатурн фактически рвёт своего потомка на части. Однако самая заметная деталь - это настроение внутри картины, которая отражает безумие Сатурна. Версия Гойи этой мотива, многократно изображенная в истории искусства, показывает Сатурна сидящего в темноте с безумным выражением лица.

Одной из самых страшных картин черных картин Гойи является безусловно нечто такое, что обратилось в выражения художника собственным бредом.

Ведьмин сбор

Франсиско Гойя, "Ведьмин Саббат", 1821 - 1823

Сатана, с головой козла, парит над группой испуганных ведьм. В углу сидит запертая молодая девушка.

Известный историк искусства Лихт считает, что это полотно Гойи - отражение его страха перед недостаточностью человеческого существования и его собственных чувств сомнения, которые он хотел передать физически.

Мужчины, читающие

На этой вертикальной картине сгруппированная в темноте группа мужчин склонилась над письменным документом. Один из мужчин с отчаянием взирает вверх.

Иудифь и Олоферн

Франсиско Гойя, Иудифь и Олоферн, 1819 - 1823

Картина представляет собой личную интерпретацию Гойи повествования из "Книги Иудифи". В этой истории Иудифь спасает свой народ, отсекая голову полководцу Олоферну. Другие известные версии этой темы принадлежат Артемизии Джентилески и Караваджо.

Паломничество в Сан Исидро

Франсиско Гойя, Паломничество в Сан-Исидро, 1820 - 1823

Эта картина показывает паломничество бедных жителей деревни вместе с монахинями и мужчинами в цилиндрах. Пилигримы кажутся пьяными или отчаянными, они поют с искаженными выражениями лица. Гойя исследует тему паломничества, чтобы передать популярные предрассудки и невежество по этому вопросу.

Сомнения в авторстве Франсиско Гойи

Несмотря на мрачную привлекательность этой истории, некоторые эксперты не считают Гойю настоящим художником, стоящим за Черными картины.

Одним из основных аргументов является резкий разрыв со своим стилем по сравнению со своими произведениями в предыдущие годы. Однако этот аргумент можно разбить, указав на то, что Гойя создал эту серию картин независимо от заказчиков и они не были предназначены для публики. Таким образом, у него была возможность вольного выражения своих мыслей и творчества.

Однако дополнительные детали могут указывать на то, что Гойя не мог написать эти картины. La Quinta del Sordo изначально был одноэтажным домом, хотя Черные картины также покрывали стены второго этажа, который был позже добавлен. Историки нашли документы о ремонте из времени Гойи в этой вилле, но ни один из них не упоминает о возведении второго этажа. Возможно, второй этаж был добавлен после смерти Гойи - это означает, что Pinturas Negras на втором этаже тоже могли быть добавлены позже.

Размещение картин в доме - Фото: Я, Чабакано / Википедия / CC BY-SA 3.0

Некоторые искусствоведы считают, что Франсиско Саничез создал Черные Картины. Сын Франсиско Хавьер, на их взгляд, стал их автором. Сын Хавьера, Мариано, впоследствии унаследовал дом. У Мариано были проблемы с деньгами, поэтому возможно, он приписал Черные Картины своему знаменитому деду Франсиско, чтобы получить более высокую цену за имущество.

Эта теория, однако, никогда не может быть доказана или окончательно опровергнута.

Влияние Черных Картин на других художников

Черные Картины послужили основой экспрессионизма и сюрреализма и оказали влияние на произведения Пикассо, Мане и других мастеров 20-го века.

Несмотря на то, что вокруг нас всё ещё есть принуждение, нищета и горе, кажется, что многое представляется в лучшем свете. Pinturas Negras не делают этого. Они без прикрас показывают человеческие впечатления и чувства во всей их темноте и ужасе.

Глубоко подчеркнутые временем и личными страданиями, Черные картины служат исцеляющим выражением его необтесанных взглядов на человека. Вдохновляет видеть, как художник превратился из художника, который хотел удовлетворить своих заказчиков, в беспринципного художника, который использовал своё искусство как наиболее чистую форму самовыражения.