Франц Марк создал несколько произведений, которые оказали влияние на искусство начала 20-го века. Вот семь картин немецкого художника, которые наглядно продемонстрируют его развитие от ранних работ до поздних. Изменения затрагивают не только стилистическую сторону, но и выражают тревогу перед беспокоящими событиями времени.

Портрет матери (1902 год)

Описание и анализ произведения искусства: Картина Марка Портрет матери, созданная вскоре после его поступления в Мюнхенскую художественную академию в 1900 году, является прекрасным примером его раннего стиля и демонстрирует влияние естественного реализма, который преобладал в академии.

Реалистическое искусство обычно показывало жизнь обычных людей. Отображена она в профиль, сидит на стуле и тихо читает книгу. Представление Софии интимно и спокойно, пронизано почти духовным достоинством. Стилистически композиция относительно плоская и использует приглушенные цвета, что является характерными чертами естественного реализма.

С развитием Марка как художника его произведения изменились от приглушенных к более ярким цветам, при этом он по-прежнему использует плоские и упрощенные поверхности. Тем не менее, мощное духовное настроение, которое можно заметить на этой картине, также присутствует и в его более поздних работах.

Масло на холсте - Сити-галерея в Ленбахаусе, Мюнхен, Германия

Две женщины на горе (1906)

Описание и анализ произведения искусства: После своей поездки в Париж в 1903 году, где он изучал работы постимпрессионистов, стиль Марка начал проявлять больший интерес к цвету и форме без привязки к реализму. «Две женщины на горе» (1906) является прекрасным примером этого нового стилистического интереса. Картина изображает двух художниц-подруг, Марию Шнур и Марию Франк, которые стали его женами в разные периоды времени.

Это одна из первых попыток Марка изобразить гармоничное отношение между человеком и природой, тема, которая становится все более сильной в течение его короткой карьеры. Стилистически произведение представляет собой увлекательное сочетание свободных мазков кисти и уплощенного пространства постимпрессионистов с более сильной абстракцией, которую художники, такие как Марк и другие немецкие экспрессионисты, будут исследовать в следующие годы. С помощью выразительных линейных мазков кисти он изобразил тела двух женщин, в то время как пейзаж состоит только из широких полос цвета, которые предполагают небольшую глубину на плоскости холста.

Представленная картина представляет собой эстетическое соседство между человеческими формами и окружающей средой, которое Марк пытается передать с помощью смешения разных стилей и техник. Развивая собственный визуальный язык, он создает уникальное представление о взаимодействии человека и природы.

Марк и его коллеги экспрессионисты продолжат исследовать абстракцию и выражение в своих произведениях, стремясь показать глубину эмоций, которые можно передать через искусство.

Линии повторения отражаются в изогнутых контурах лежащего тела Марии Франк, которые отражаются от изгиба склона, расположенного непосредственно за ней. Это одна из самых заметных техник, которые Франц Марк использовал, чтобы показать связь между человеком и природой.

Масло на холсте - Музей Франца Марка, Кохель-ам-Зее, Германия

Желтая корова (1911)

Описание и анализ произведения искусства: После свадьбы с Марией Франк в 1911 году Марк нарисовал <<Желтую корову>> в знак уважения к их объединению. Корова символизирует безопасность, которую Марк ощущал в своем втором браке.

Композиция этой картины является ранним примером использования цветовой символики, техники, разработанной Ван Гогом и его другом Августом Макке. Ван Гог использовал цвет для выражения эмоций, однако в его картинах оставались узнаваемые черты природного мира. Марк развивал эмоциональное использование цвета Ван Гога, используя цвета, чтобы оживить естественные формы в ландшафте, подчеркивая свой интерес к пантеизму. Большая желтая корова символизирует женское, потому что Марк видел в желтом цвете женские эмоции. Синие пятна на ее шкуре представляют мужчину, так как он считал, что синий цвет пробуждает мужские эмоции. Таким образом, сочетание двух цветов указывает на слияние мужского и женского, отражая его брак с Франк. Через повторение цвета он связывает животных с их фоном. Это проявляется наиболее явно в маленьком стаде красных коров, собравшихся слева в композиции: они замаскированы и сливаются с красным скалистым окружающим их пейзажем.

Марк также использует повторение цвета и линий в своей картине "Большая желтая корова". Корова доминирует в переднем плане волшебной общей композиции и излучает настроение беззаботной безмятежности, пока она прыгает по скалистому переднему плану. Синие холмы на заднем плане напоминают форму ног коровы. Повторение цвета и линии по всему пространству отражается в ощущении слияния энергии, безопасности и счастья.

Холст, масло - Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк.

Тигр (1912)

Описание и анализ произведения искусства: Спокойный, мечтательный мир желтой коровы здесь заменен на неспокойное напряжение. Тигр, чья сила тела представлена пересекающимися оттенками цвета и острыми углами, тесно обведен черной контуром. Окружающее пространство также сильно насыщено. Марк изображает тигра в момент, непосредственно перед атакой; он готов выбраться из того, что его удерживает. Возникает чувство насилия и угрозы. Спокойствие и безопасность его ранних работ полностью отсутствуют в этой картины. Использование Марком кубистических техник позволило ему создать неповторимое ощущение напряжения, не изменяя своего подхода к цвету и материалу. Однако его интерес к большей абстракции кубистов является явным художественным отходом. Даже во время таких экспериментов Марк никогда не терял интерес к ярким основным цветам и их потенциалу выражать эмоции.

Картина "Tierschicksale" (1913) была написана маслом на холсте и находится в Сити-галерее имени Ленбахауз в Мюнхене, Германия.

Судьбы животных

Описание и анализ произведения искусства: Одно из, пожалуй, наиболее известных произведений Франца Марка - картина "Участь животных". В ней изображено видение уничтожения, какое видят глаза животных. Резкие углы и пересеченные формы композиции передают более запутанное видение Марка на отношения между человеком и природой. Картина выглядит как предчувствие ужасов войны. В этом произведении Марк показывает, что мир полностью разорван.

Фантазия по-прежнему является важной чертой в этом произведении, но в данном случае она темная и зловещая. Огонь льется сверху, а поваленные деревья торчат из еще горячих углей подлеска. Все животные попали в панику, их лица и тела искажены, выражая ужас от неизбежного конца. В конечном итоге это апокалиптическое видение наступающей войны.

Небо темнеет, заря переливается в кровавые оттенки, предвещая беду. Треск горящего дерева и шуршание сгоревших веток заполняют воздух. Существа, ранее мирно сосуществовавшие, теперь бросаются в отчаянную беготню, пытаясь найти укрытие от надвигающейся опасности.

Земля трещит и извергает столбы пыли и пара, создавая дрожащую атмосферу страха и неизвестности. Вдалеке слышны звуки выстрелов и грохот танков. Понимая, что война неминуемо приближается, существа пытаются пережить эти страшные моменты и сохранить свою жизнь.

Автор произведения мастерски передает атмосферу паники и страха, вызывая у читателя сильные эмоции и заставляя задуматься о последствиях войны. В его работе ярко прослеживается тема грядущего апокалипсиса, который обрушивается на мир и разрушает все, что было хорошим и красивым. Это предостережение о том, что человечество должно найти пути к миру и прекратить саморазрушение, пока не стало слишком поздно.

Несмотря на хаос и разрушение в этой работе, Марку удалось создать сбалансированную и упорядоченную композицию. Впереди находится синий олень, символизирующий надежду, который отвернулся от падающего дерева, грозящего раздавить его. То, что Марк поставил этот символ надежды в центр композиции, указывает на то, что у него самого было надежное видение будущего. Кроме того, способ рисования, напоминающий футуристов, указывает на то, что он имел положительное представление о разрушении, которое он изображал.

Масло на холсте – Кунстмузей Базеля, Базель, Швейцария

Башня синих лошадей (1913)

Описание и анализ произведения искусства: Данная картина является еще одним примером апокалиптических страхов Марка. Здесь он изображает четыре синих коня, возможно представляющих четырех всадников Апокалипсиса из Книги Откровения. Кони расположены друг над другом на восходящей вертикальной плоскости, которая полностью превосходит глубину. Расположение коней друг над другом также позволило Марку повторять линии и формы, что являлось одной из его характерных особенностей.

Композицию несет вертикальная линия, которая диагонально проходит от правой передней ноги коня на переднем плане до неба, разделяя линию на две разные области - желтую и синюю. Сильная вертикальная линия усиливает вертикальность композиции, в которой казалось бы, что лошади расположены друг над другом, а не возвращаются обратно в пространство. Отсутствие глубины в пользу вертикальной компоновки добавляет напряженности к изображению. Как будто этого еще недостаточно, Марк украшает грудь коня на переднем плане полумесяцем - символом, часто используемым немецкими экспрессионистами для выражения своей тяги к апокалипсису, который дал бы миру шанс очиститься и начать заново.

Экспрессионисты видели наступающую войну как возможность для положительных изменений. Возможно, это объясняет использование синего цвета в некоторых работах Франца Марка того времени. Для него апокалипсис не был только о разрушении, но и о стремлении к новому миру.

Картина пропала с 1945 года.

Разрушенные формы (1914)

Описание и анализ произведения искусства: Картина "Разбитые формы" - одно из последних произведений Франца Марка. Она показывает его окончательное отвращение к изобразительному искусству.

Будучи все более разочарованным природой и животными, которых он считал испорченными и грязными как люди, Марк искал утешение и значимость в символике цвета и абстрактных форм. Несмотря на то, что это разрыв со своим прежним стилем, сильный интерес Марка к цвету все еще очевиден в этой работе. Она также отражает его постоянный интерес к передаче эмоций, особенно к страху перед грядущей войной.

Картина – одна из четырех картин, нарисованных Марком в 1914 году. Хотя из этих произведений можно истолковывать предметные формы, особенно с помощью их названий, в конечном итоге они свободны от мирской тематики, поэтому Марк изображает духовный мир, которому он так давно хотел передать через животных в своих предыдущих картинах.

Масло на холсте - Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.