Караваджо внесло революционные изменения в использование драматического света и изображение религиозных фигур в современной одежде и позе.

Караваджо работал без предварительных эскизов и сочетал точное наблюдение за моделями с использованием ярких световых точек для привлечения внимания к определенным элементам картин. Эти световые точки контрастировали с темными тенями в других местах.

Использование светотени стало центральной характеристикой стиля Караваджо и часто было подражано его современниками.

Несмотря на свою короткую жизнь, всего 39 лет, Караваджо оказал огромное влияние не только на художников своего времени, но и на последующие художественные направления, особенно барокко и реализм XIX века.

Основные идеи вкратце

Биография Караваджо

Надежная биографическая информация о Караваджо ограничена, и существующая информация была восстановлена из судебных и коммунальных актов, а также других сохранившихся документов.

Детство

В детстве Караваджо (28 сентября 1571 г. - 18 июля 1610 г.) был известен под именем Микеланджело Меризи, что указывает на его рождение в праздник Архангела Михаила.

Художник вырос в тихом сельском городе Караваджо в Ломбардии и в оживленном городе Милане, где его отец работал мастером по обработке камня.

Несмотря на низкий общественный статус, семья Караваджо имела связи с высшим сословием. Тетя Караваджо служила детям миланской знати Сфорца. Позже Костанца Колонна, жена маркиза Франческо I Сфорца ди Караваджо, стала поддерживать художника в его многочисленных юридических спорах, хотя она никогда не приобрела лично его работу.

В августе 1576 года, когда Караваджо был пятилетним, в Милане вспыхнула чума. Несмотря на то, что художник и его семья укрылись в местности Караваджо, в октябре 1577 года от чумы умерли его отец, дедушка с отцовской стороны и дядя.

В 1592 году, в возрасте 21 года, Караваджо также потерял свою мать и младшего брата. Семейное имущество было разделено и продано оставшимся братьям и сестрам.

Караваджо окончательно переехал в Милан, где занялся портретной живописью.

Раннее обучение и ранние работы

Вероятно, Караваджо начал свою художественную карьеру, основываясь на знаниях о ренессансной живописи.

Историк искусства Дэвид М. Стоун отмечает, что творчество Караваджо отражает влияние множества итальянских мастеров, включая Джорджоне, Тициана и Леонардо да Винчи. Караваджо, безусловно, получил классическое образование и был знаком с важнейшими произведениями своего времени.

Примечание: Как предположила искусствовед Шэрон Грегори, Караваджо мог использовать биографические тексты Джорджо Вазари в качестве вдохновения и мотивации для некоторых своих картин.

Милан в конце 16 века был опасным и жестоким местом. Это было место, которое могло вызвать провокации у молодого, травмированного и, возможно, вспыльчивого художника.

После участия в убийстве художник бежал в Рим в 1592 или 1593 году и там оставался до 1606 года. Здесь Караваджо провел несколько месяцев помощником художника Джузеппе Чезари, популярного фрескомаляра.

Во время работы у Чезари Караваджо в основном рисовал цветы и фрукты на заднем плане, но эта опытность развил в нем зрение к деталям и любовь к тонкостям натюрморта.

Караваджио, корзина с фруктами, 1595/96

После помощи Чезари Караваджио познакомился с будущим своим спонсором, кардиналом Франческо Марией дел Монте. Дел Монте поддерживал Караваджио, предоставляя ему жилье, питание и художественные заказы, а также знакомил его с коллекционерами. Как и дел Монте, другие высокопоставленные коллекционеры в Риме интересовались темами ранних работ Караваджио:

Эти жанры были его входом в мир римского спонсорства и принесли ему художественное признание.

Караваджо, Вакх, 1597 год

Средний период творчества и художественное совершенство

В 1599 году кардинал дел Монте помог ему получить свой первый крупный общественный заказ: оформление капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи дей Франчески.

Сразу после этого последовало второе задание - окрасить боковые стены капеллы Черази в церкви Санта Мария дел Пополо с изображением распятия святого Петра и обращения святого Павла.

С этими заказами художник начал радикальную новую интерпретацию религиозных фигур, которая стала его узнаваемым стилем. Караваджо воплощал религиозные фигуры, частично божественные, изображая их в облике обычных людей. Таким образом, он критиковал безупречные идеализированные фигуры итальянского Ренессанса и классической римской традиции.

Примеры такого подхода включают в себя Смерть Девы (1601-1606) и Иудифь обезглавливает Олоферна (1602). Это последнее полотно оказало глубокое влияние на других художников, особенно на Артемизию Джентилески, которая создала ряд картин на ту же тему.

Караваджо, Иудифь секущая голову Олоферну, около 1598 года

Примечание: Многие его произведения были отклонены заказчиками из-за богохульных или смущающих изображений.

Период Караваджо в Риме закончился драматически. По судебным актам оказалось, что Караваджо был замешан во множестве инцидентов, которые становились все более жестокими.

Несколько раз ему удалось уйти от преследований свидетелей, которые боялись заявить о причастности художника, опасаясь мести со стороны влиятельных и уважаемых покровителей художника.

24 апреля 1604 года Караваджо ввязался в драку с официантом из-за заказа восьми отварных артишоков, в результате которой художник ударил мужчину тарелкой по лицу.

Высокий пик художественного темперамента Караваджо, судебных разбирательств и насилия достигся 28 мая 1606 года, когда Караваджо убил своего бывшего друга Рануччо Томассони, возможно, в ходе дуэли. Караваджо бежал из Рима еще до того, как были предъявлены официальные обвинения в убийстве против него.

Он был изгнан из города навсегда, признан виновным в убийстве и наказан штрафом, предусматривающим материальное вознаграждение за его смерть на папских землях.

Поздний период творчества Караваджо

Затем художник провел девять месяцев в контролируемом Испанией городе Неаполь, куда он прибыл в сентябре 1606 года. В это время Караваджо начал экспериментировать с цветом и контрастом, ориентируясь на венецианских художников, таких как Тициан.

В 1607 году Караваджо переехал на Мальту, и скорее всего, генералом Фабрицио Сфорцой Колонной, сыном его защитницы Констанцы Колонны, ему была гарантирована безопасная перевозка. Во время своего пребывания на Мальте Караваджо достиг больших успехов и стал известен.

14 июля 1608 года он был принят в орден мальтийских рыцарей. Его работы этого периода являются уникальными - он начал рисовать все быстрее и использовать все больше красно-коричневых оттенков.

Через месяц после получения своего звания Караваджо оказался в яркой, вооруженной схватке в доме органиста монастырской церкви Святого Иоанна. Эти беспорядки привели к уголовному аресту Караваджо, его побегу из тюрьмы и его побегу в Сиракузы в осень 1608 года.

После этого, в отсутствие художника, мальтийские рыцари отозвали его почетное звание 1 декабря 1608 года. Караваджо отправился из Сиракуз в Мессину, затем в Палермо и вернулся в Неаполь в 1609 году. В Неаполе неизвестные вооруженные люди напали на художника по неизвестным причинам и оставили Караваджо с практически смертельными ранами.

После этого события он оставался в резиденции Констанцы Колонны до июля 1610 года для выздоровления. После Караваджо попытался вернуться в Рим после того, как узнал, что один из его выдающихся покровителей обеспечил ему папское помилование.

Когда он прибыл туда, его ошибочно арестовали и на два дня отправили в тюрьму. Вскоре после освобождения, точнее говоря, 18 июля 1610 года, Караваджо умер от лихорадки, вероятно от малярии, в возрасте 39 лет.

Наследие Караваджо

Караваджо то и дело называли примером позднеманьеристского стиля или пионером барокко. Хотя только 21 произведение признано официально его работами, Караваджо оказал огромное художественное влияние как на свое время, так и на последующие поколения.

В 1605 году другие римские художники начали подражать его неповторимому стилю. Вскоре художники за пределами Италии, такие как Рембрандт и Диего Веласкес, включили драматические световые эффекты Караваджо в свои произведения. Стиль Караваджо быстро завоевал восторженных последователей, которых также называют "караваджисты".

Картины Караваджо также вдохновили значимых поэтов его времени, таких как Джамбаттиста Марино.

Известные картины Караваджо

Музыканты, около 1595 года

Это произведение является примером венецианского жанра "Концертная картина". Однако оно подрывает этот жанр во многих отношениях, вызывая традиционные представления.

Оно скорее представляет собой испытание, чем концерт, а включение классической одежды музыкантов и крылатого Амура в левом верхнем углу картины сигнализирует о символическом намерении, связывающем, вероятно, музыку, любовь и вино (как намекает виноград в руке Амура).

Фигуры, заполняющие картину, кажутся отдельно нарисованными и добавленными в композицию. Центральный музыкант был идентифицирован как Марио Миннити. Другая фигура, обращенная к зрителю, возможно, является автопортретом художника.

Музыканты репетируют мадригалы, и лютнист в центре движется под музыку. Его влажные глаза и мечтательное выражение лица подразумевают грусть и неразделенную любовь.

Введение скрипки на переднем плане указывает на присутствие другого музыканта. Покровитель Караваджо, кардинал дел Монте, для которого была заказана эта работа, интересовался музыкой и вместе со своими друзьями преподавал музыкантов и стимулировал музыкальные эксперименты.

Медуза, около 1597-98 гг.

На этой картины изображена Медуза, горгона из греческой мифологии, волосы которой состоят из змей. Прямой взгляд на Медузу предположительно превращает зрителя в камень. Медуза в итоге была побеждена Персеем, который обезглавил ее, используя свое отражение в щите в качестве ориентира.

Караваджо изображает Медузу, как она делает последний вздох сразу после момента ее обезглавливания.

Необычно то, что картина была написана на круглом холсте, который натянут на выпуклую деревянную основу. Это имитирует форму щита Персея и показывает отражение последних моментов Медузы на его глянцевой поверхности.