-
Содержание
Контрапост - это понятие, используемое в изобразительном искусстве для описания позы или композиции, в которой вес тела переносится на одну ногу, вызывая симметричное и гармоничное распределение массы.
Этот принцип был широко использован в различных жанрах и стилях искусства, включая скульптуру, живопись и фотографию. Вот пять известных примеров контрапоста:
1. Моисей Микеланджело
Мощный мраморный статус Моисея Микеланджело является одним из классических примеров контрапоста. Статуя изображает Моисея с сильно вытянутой ногой, создавая динамичную и впечатляющую позу.
2. Аполлон Бельведерский
Скульптура Аполлона Бельведерского, созданная Праксителем, также показывает пример контрапоста. Фигура Аполлона стоит на одной ноге, остальные части тела немного улеглись, что добавляет ей грацию и элегантность.
3. Мона Лиза
Знаменитая картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза" также содержит элементы контрапоста. Поза Моны Лизы сложна для точного определения, но она демонстрирует ненавязчивое распределение веса и призвана создать гармоничный образ.
4. Кристофер Колумб
Бронзовая статуя Кристофера Колумба в Нью-Йорке является еще одним примером контрапоста. Поза Колумба с опорой на одну ногу передает его силу и решительность.
5. Венера Милосская
Известная скульптура Венеры Милосской также показывает элементы контрапоста. Фигура Венеры стоит на одной ноге, что придает ей грацию и изящество.
Контрапост продолжает оставаться популярным приемом в искусстве и вдохновляет художников на создание уникальных и эмоциональных произведений. Его использование добавляет динамики и визуального интереса в композиции.
"Контрапост" (итал. "contrapposto" "противоположность, часть") описывает определенную позу, при которой вес тела переносится на одну ногу, в то время как вторая нога остается расслабленной. Этот классический жест делает бедро и плечи человека находящимися под противоположными углами друг к другу, что приводит к легкому изгибу всего верхнего туловища."
"Контрапост" был чрезвычайно важным развитием в скульптуре западного искусства. Впервые использовался человеческое тело, чтобы выразить настроение и внедрить динамичность в позу. Сбалансированная, гармоничная поза критийского мальчика указывает на спокойное и расслабленное состояние духа, на уравновешенность темперамента, которая была частью идеального образа человека того времени."
С тех пор греческие скульпторы изучали, каким образом тело может передавать все разнообразие человеческих эмоций, вплоть до отчаянных страданий группы Лаокоона в гелленистический период в 1 веке н.э.
Готическая скульптура иногда сохраняла идею одной опорной и одной расслабленной ноги, изменяя ее таким образом, что фигура казалась подниматься из земли и больше не только покоилась на ней.
Итальянские художники эпохи Возрождения, такие как Донателло и Андреа дель Верроккьо, восстановили классическую формулу, наделили ее названием контрапосто и обогатили ее разработкой научных анатомических исследований.
Примеры контрапосто в искусстве
Венера Милосская, 101 г. до н.э.
Венера Милосская Фото: Пабло Ибаньес / CC BY 2.0 / flickr.com
Микеланджело, Скульптура Давида, 1501 - 1504
Фото: giovannamatarazzo / Фликр
Скульптура Давида Микеланджело является прекрасным примером контрапоста в скульптуре эпохи Возрождения.
Легко понять, почему контрапост считался идеальной позой для изображения человеческой фигуры. Поза выглядит естественно и расслабленно, подразумевая одновременно движение тела в прошлом или будущем.
Донателло, Давид, ок. 1440-х годов
Фото: Patrick A. Rodgers / Фликр / CC BY-SA 2.0
Андреа дель Верроккьо, Давид, 1473 - 1475
Фото: Rufus46 / Википедия / CC BY-SA 3.0
Контрапост в живописи: Леонардо да Винчи, Леда с лебедем, до 1510 года
Копия по Леонардо да Винчи, вероятно, Сонома, 1510-15