Контрапост - это понятие, используемое в изобразительном искусстве для описания позы или композиции, в которой вес тела переносится на одну ногу, вызывая симметричное и гармоничное распределение массы.

Этот принцип был широко использован в различных жанрах и стилях искусства, включая скульптуру, живопись и фотографию. Вот пять известных примеров контрапоста:

1. Моисей Микеланджело

Мощный мраморный статус Моисея Микеланджело является одним из классических примеров контрапоста. Статуя изображает Моисея с сильно вытянутой ногой, создавая динамичную и впечатляющую позу.

2. Аполлон Бельведерский

Скульптура Аполлона Бельведерского, созданная Праксителем, также показывает пример контрапоста. Фигура Аполлона стоит на одной ноге, остальные части тела немного улеглись, что добавляет ей грацию и элегантность.

3. Мона Лиза

Знаменитая картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза" также содержит элементы контрапоста. Поза Моны Лизы сложна для точного определения, но она демонстрирует ненавязчивое распределение веса и призвана создать гармоничный образ.

4. Кристофер Колумб

Бронзовая статуя Кристофера Колумба в Нью-Йорке является еще одним примером контрапоста. Поза Колумба с опорой на одну ногу передает его силу и решительность.

5. Венера Милосская

Известная скульптура Венеры Милосской также показывает элементы контрапоста. Фигура Венеры стоит на одной ноге, что придает ей грацию и изящество.

Контрапост продолжает оставаться популярным приемом в искусстве и вдохновляет художников на создание уникальных и эмоциональных произведений. Его использование добавляет динамики и визуального интереса в композиции.

"Контрапост" (итал. "contrapposto" "противоположность, часть") описывает определенную позу, при которой вес тела переносится на одну ногу, в то время как вторая нога остается расслабленной. Этот классический жест делает бедро и плечи человека находящимися под противоположными углами друг к другу, что приводит к легкому изгибу всего верхнего туловища."

"Контрапост" был чрезвычайно важным развитием в скульптуре западного искусства. Впервые использовался человеческое тело, чтобы выразить настроение и внедрить динамичность в позу. Сбалансированная, гармоничная поза критийского мальчика указывает на спокойное и расслабленное состояние духа, на уравновешенность темперамента, которая была частью идеального образа человека того времени."

С тех пор греческие скульпторы изучали, каким образом тело может передавать все разнообразие человеческих эмоций, вплоть до отчаянных страданий группы Лаокоона в гелленистический период в 1 веке н.э.

Готическая скульптура иногда сохраняла идею одной опорной и одной расслабленной ноги, изменяя ее таким образом, что фигура казалась подниматься из земли и больше не только покоилась на ней.

Итальянские художники эпохи Возрождения, такие как Донателло и Андреа дель Верроккьо, восстановили классическую формулу, наделили ее названием контрапосто и обогатили ее разработкой научных анатомических исследований.

Примеры контрапосто в искусстве

Венера Милосская, 101 г. до н.э.

Венера Милосская Фото: Пабло Ибаньес / CC BY 2.0 / flickr.com

Микеланджело, Скульптура Давида, 1501 - 1504

Фото: giovannamatarazzo / Фликр

Скульптура Давида Микеланджело является прекрасным примером контрапоста в скульптуре эпохи Возрождения.

Легко понять, почему контрапост считался идеальной позой для изображения человеческой фигуры. Поза выглядит естественно и расслабленно, подразумевая одновременно движение тела в прошлом или будущем.

Донателло, Давид, ок. 1440-х годов

Фото: Patrick A. Rodgers / Фликр / CC BY-SA 2.0

Андреа дель Верроккьо, Давид, 1473 - 1475

Фото: Rufus46 / Википедия / CC BY-SA 3.0

Контрапост в живописи: Леонардо да Винчи, Леда с лебедем, до 1510 года

Копия по Леонардо да Винчи, вероятно, Сонома, 1510-15