Хай арт-объекта Дэмьена Херста считается самым знаковым произведением британского искусства в 90-х годах и стал одним из самых известных объектов художника во всем мире.

Основное о проекте

Проект был финансирован Чарльзом Саатчи, который в 1991 году предложил заплатить за каждое произведение, которое художник создаст. Сам хай обошелся примерно в 6 000 британских фунтов, общие затраты на произведение составили около 50 000 фунтов для сохранения хай в стеклянной стальной конструкции.

Официальное название произведения искусства звучит так: Физическая невозможность смерти в представлении живого человека, что может быть переведено на немецкий язык как Физическая невозможность смерти в представлении живущего человека.

В 2004 году эта художественная работа была продана Стивену А. Коэну за не разглашаемую сумму. По информации нескольких внутренних источников, цена составляла от 8 до 12 миллионов долларов США.

Технические характеристики работы таковы: "Акула-тигр, стекло, сталь, раствор формальдегида пять процентов, размеры 213 x 518 x 213 см".

Трудности с консервацией

Из-за плохой консервации акула вначале начала разрушаться, и раствор формальдегида стал мутным.

Херст частично связывает разложение своего произведения с тем, что галерея Саатчи добавила к нему отбеливатель. В 1993 году галерея наконец-то извлекла акулу и натянула ее шкуру на стекловолоконную форму, на что Херст прокомментировал: "Она выглядела не такой устрашающей. Можно было понять, что она не настоящая. Она не имела веса".

Узнав о планируемой продаже произведения Коэну, Херст предложил заменить акулу, операцию, которую впоследствии финансировал Коэн и назвал стоимость "незначительной" (только замена формальдегида стоила около 100 000 долларов).

Другие акулы Херста

Еще одна акула была поймана у побережья Квинсленда и транспортировалась в течение двух месяцев к Херсту.

Оливер Криммен, ученый и куратор рыб в Лондонском музее естественной истории, помогал сохранить новый экземпляр в 2006 году. Для этого внутрь тела акулы был введен формальдегид, а затем животное на протяжении двух недель пропитывалось ванной с формальдегидом семи процентной концентрации. Затем оригинальная витрина 1991 года была использована для демонстрации новой акулы.

Цель Херста за его художественное произведение с акулой

 Акула полностью изолирована от своей природной среды; зритель видит ее, будто она заморожена и выставлена. Для большинства зрителей это, возможно, впервые, когда они оказываются так близко к акуле.

Здесь мы непосредственно встречаем акулу и ее устрашающий характер с широко раскрытым пастью, без передачи через средство, такое как компьютерный экран или телевизор. Таким образом, зритель вынужден просматривать акулу в новом контексте и переоценивать свое восприятие этого животного.

Акула Дэмиена Хирста заставляет нас иначе взглянуть на реальность этого практически знакомого существа и рассмотреть его в новой среде.