Картина Лукаса Кранаха "Адам и Ева" представляет из себя знаменитую работу немецкого художника, которая включает в себя множество символов и интересных деталей. На этой живописи изображены первые люди - Адам и Ева, находящиеся в райском саду.

На заднем плане картины видна прекрасная природа, с изображением зеленых холмов, яркого неба и бегущей вниз реки. Этот задний план символизирует чистоту и гармонию первобытного мира, в котором проживали Адам и Ева.

Адам изображен на переднем плане, полностью голым и с мускулистым телосложением. Этот образ Адама может представлять идеал красоты и совершенства. Ева же изображена рядом с ним, обнаженной, с обвитыми вокруг тела ветками плюща. Эта деталь может указывать на ее роль создания свидетельства заключенного между возлюбленными.

На земле находится яблоневое дерево с яблоками, которое стало главным символом запретного плода, приведшего к падению Адама и Евы. Яблоко на земле может указывать на несоответствие их действия Богу и привычку к запретным плодам.

Другим интересным символом на картинах является змея, которая изображена у Адама и Евы. Змея возможно символизирует искушение, непослушание и порождение греха и зла. Но ее присутствие на картине также может указывать на возможность искупления и спасения через веру.

В целом, картина Лукаса Кранаха "Адам и Ева" представляет собой комплексную интерпретацию истории создания первых людей и их падения в грехопадении. Эта картина великолепно передает атмосферу рая, идеальности и гармонии первоначального состояния человека.

В 1504 году Лукас Кранах отправился из Вены в Виттенберг, чтобы занять должность придворного художника герцога Фридриха III.

Через тринадцать лет город стал известен благодаря Мартину Лютеру, который прибит своими 95 тезами к воротам замковой церкви Виттенберга. Таким образом, Кранах оказался в самом центре событий, приведших к Реформации, которая навсегда изменила Европу. Как близкий друг Лютера, он, конечно же, стал предпочитаемым портретистом этого круга, который собрался вокруг реформированного монаха в этот решающий момент.

Однако он не ограничивался только предоставлением художественных услуг, он также был активным активистом, участвовал в создании пропагандистских листовок, оплачивал расходы на издание перевода Библии Лютера и в этом целях оборудовал печатную мастерскую в своем доме.

Кранах создал множество версий картины "Адам и Ева"

Однако его преданность Лютеру не помешала ему принимать заказы от известных членов католической церкви. Его работы были востребованы, и по сохраненным налоговым записям только один гражданин Виттенберга платил больше налогов с 1528 года.

Значительную часть своего состояния он заработал благодаря своей известной высокой скорости работы, которая порождала множество версий одной и той же темы или одной и той же тематики. "Адам и Ева" была одной из таких тем, которая имела дополнительное влечение, так как её рассматривал и как подходящую тему Лютер.

Вот четыре его диптиха с одним и тем же мотивом, которые он создал в разные десятилетия для разных заказчиков:

Версия в Кунстхисторическом музее Вены, примерно 1510-1520 годы

Искусство в музее Уффици, Флоренция, примерно 1528 год

Нахабностями в Нортон Саймон Музея, расположенного в Пасадене, можно насладиться вариантом из 1530 года.

Версия в Институте искусств Чикаго, ок. 1533-37 гг.

Описание и интерпретация картины 1526 года

На картине 1526 года, которая сегодня можно увидеть в Галерее Куртолд в Лондоне, первая пара людей расположена по обе стороны дерева познания. Заметно, что образы актов, созданные Кранахом, отличаются от идеала итальянского Возрождения.

Эти образы представляют идеал красоты, уходящий корнями в международную готическую живопись и, возможно, ближе подходящий к современному взгляду - Ева стройна, и у Адама также натуральное, реалистичное телосложение.

Лукас Кранах старший, Адам и Ева, 1526

Вы находитесь среди зеленых лугов и пышных лесов сада Эдема, окруженные прекрасно созданным разнообразием животных - двумя видами оленей, львом, овцой, кабаном, лошадью и на переднем плане безмерно высокой аистом, парой фазанов и цаплей.

Все происходит на фоне идеального вечернего неба. Горизонт светится последними лучами солнца. Однако, к сожалению, мы знаем, что это раем нашим предкам скоро навсегда будет отказано.

Дерево полно спелых плодов, которые создают приятный декоративный эффект на фоне окружающей листвы. Из его кроны вытягивается змея, соблазнившая Еву съесть запретный плод. Она подает яблоко Адаму, который с нерешительностью чешет себе голову.

Вокруг дерева развивается живописный пейзаж, напоминающий сад Едема. Дерево символизирует знание и искушение, а его плоды олицетворяют нарушение запрета. Все это создает атмосферу тайны и соблазна.

Ева чувствует искушение и не может устоять перед ним, взяв запретный плод. Она передает его Адаму, который в свою очередь не знает, что ему делать, и с недоумением хлопает себя по голове. Таким образом, они оба оказываются втянутыми в запретный акт против Божьей воли.

Это событие стало началом человеческого грехопадения и изгнания из рая. Бог наказал Еву и Адама за их проступок. Они были изгнаны из рая и приговорены к трудной жизни на земле. Таким образом, история с запретным плодом стала одним из наиболее известных исторических мифов, олицетворяющих человеческую непослушание и его последствия.

Мы становимся свидетелями последних моментов их блаженной невинности и последующего падения человека. Но вокруг ствола дерева побледневшая лоза прижилась и обвивается, повторяя позу змеи, которая находится выше. Однако мы замечаем, что два лозовых плетня с зоркой точностью выросли, чтобы скрыть от нас взгляд на мужские и женские половые органы.

Толкование звериной символики в картинах Адама и Евы Кранаха

Хотя общая тема картин позволяет нам не сомневаться в том, о какой сцене идет речь, выбор животных в изображениях предоставляет множество интерпретационных возможностей.

Самец косули

Самым распространенным символом Спасителя Христа является олень. Молодой олененок без рогов (изображен, пьет из пруда внизу справа) не мог защититься и был предан милости человечества, подобно беззащитному Христу, когда Он впервые пришел в мир.

Олень

Изображение оленя с рогами, которые покрывают тело Адама, вероятно, относится к воскресшему Христу. Худощавый олень является отсылкой к Псалму 42, который сравнивает человека, жаждущего Бога, с оленем, ищущим воду. "Как олень тоскует о воде, так тоскует душа моя о Тебе, Боже".

Овцы

Вместе с оленями, овцы, довольные пасущиеся за Адамом, напоминают покорность настоящих христиан. "Господь - пастырь мой" (Псалом 23, в. 1).

Аисты и цапли

На опушке пруда стоит аист прямо под виноградными гроздьями. Эта птица была связана христианскими иконописцами с благочестием, чистотой и воскрешением. Как разумное существо, у него было только одно гнездо, которое использовалось как метафора для церкви, единственного дома для верующих.

Цапля слева внизу изображения разделяет эти моральные установки и одновременно сигнализирует, что вы на правильном и непоколебимом пути.

Рябчики

Рядом с аистом находятся рябчики с двусмысленным аллегорическим значением. Физиолог, раннесредневековое сочинение, описывает их как созданий, склонных к обману и нечистоплотности. Однако вероятно, Кранах использует их здесь в качестве пары, чтобы изобразить положительную силу любви.

Дикий кабан и лев

Существуют некоторые свидетельства того, что дикий кабан представляет собой качества, противоречащие тем, что присущи овце (гнев, жестокость и похоть), и может быть истолкован как воплощение Антихриста и лев в качестве противника оленя, а также воплощение дьявола.

Однако позиция неоднозначна: дикого кабана можно интерпретировать также как справедливость, независимость и храбрость перед врагами Бога, в то время как лев также использовался как символ Христа, с которым он разделял три природы и победил зло (дьявола).

Лошадь

Персиковая головка коня Кранаха, еще один символ Христа, кажется, готовится покинуть изображение, указывает на то, что силы добра готовы покинуть Эдем перед наступающим грехопадением.