Микеланджело для себя сделал рисование основной деятельностью, которой он занимался на протяжении всей своей жизни. В качестве ученика он изучал работы других художников, рисуя их произведения. Как мастер, рисование было инструментом, с помощью которого он мог захватывать реальность и выражать свою фантазию одновременно.

Микеланджело последовательно посвятил себя изображению человеческой фигуры, которую он рисовал так, чтобы она была максимально приближена к реальной. Благодаря тщательному анализу разделенных трупов он смог лучше понять анатомию человека. Особенно понимание формирующих мышц было решающим для искусства Микеланджело, чтобы создавать видимость реального тела в его произведениях искусства.

В начале своего художественного развития Микеланджело главным образом рисовал пером и тушью, однако быстро осознал преимущества натуральной мелкой краски. Он использовал как красные, так и черные цвета, при этом постепенно предпочитая последние.

Сегодня, как и раньше, эскизы Микеланджело ценятся не только как выдающиеся произведения искусства, но и как взгляд во внутренний мир художественного гения. Они позволяют нам проникнуть в создание некоторых величайших произведений Ренессанса.

Ты узнаешь, как Микеланджело изображал человеческую анатомию своими рисунками и как его эскизы для скульптурных работ отличаются от эскизов для живописных работ. После этого ты найдешь четыре конкретных примера произведений и зданий, создание которых можно точно проследить по рисункам Микеланджело.

Рисунки Микеланджело анатомии

Рисунки Микеланджело, исследования руки и плеча, c. 1513

Рисунки Микеланджело, исследования руки и плеча, c. 1513

В отличие от большинства художников эпохи Возрождения, которые узнавали о человеческом теле из античных скульптур и живых моделей, Микеланджело участвовал в секции. По словам его биографа Асканио Кондиви, в ранней юности художник впервые изучил покойника в монастыре Санто Спирито во Флоренции.

В отличие от Леонардо да Винчи, которому была интересна анатомия внутренних органов, Микеланджело сосредоточился на мышцах и костях.

Рисунки Микеланджело по анатомии свидетельствуют о его тщательном понимании человеческих мышц, особенно мышц конечностей и спины. Благодаря секции Микеланджело мог понять, как изменяется поверхность и контуры тела в движении.

Исследование задней части плеча для Каппеллы Медичи, примерно 1524-25 год.

Микеланджело. Студия левой ноги и колена для Медичи-капеллы, ок. 1524-25 гг.

Студия ноги для Медичи-капеллы, ок. 1524-25 гг.

Студия руки в четырех перспективах, ок. 1524-25 гг.

Различия между рисунками Микеланджело для живописи и его эскизами для скульптуры

Микеланджело. Эскиз для создания скульптуры Давида, 1501-02 гг.

В своей художественной деятельности Микеланджело использовал рисунки для планирования как двух-, так и трехмерных произведений искусства.

Однако его рисунки отличались в зависимости от того, создавал ли он эскизы для картины или для скульптуры (или архитектурного сооружения).

Микеланджело при создании картин полностью полагался на чертежи в процессе разработки. Он разрабатывал композицию через серию эскизов и исследований, пока не достигал детального проекта. Затем он переносил его на основу с помощью масштабированного рисунка, который был вырезан на поверхности.

При создании пластических работ чертеж позволял ему исследовать только одну точку зрения. Поэтому Микеланджело часто рисовал одну и ту же форму с разных ракурсов и использовал модели из глины, воска или дерева в своем процессе, что позволяло ему испытывать свои идеи в пространстве.

Вот два примера этого процесса для скульптуры в Медичи-капелле, а также пример мужского акта на потолке Сикстинской капеллы.

Исследование для скульптуры в Медичи-капелле, 1532-33

Исследования скульптуры в Медичи-капелле, 1532-33

Проект для фрески Sixtinskiey капеллы, 1508

Мужской акт, 1509

Рисунки Микеланджело: Битва при Каскине

Копия битвы при Казине Аристотилем да Сангалло, 1542

Летом 1504 года Микеланджело получил заказ на роспись стены Зала Пятисот

Палаццо делла Синьория во флорентийской Битвы при Каскине. Заказ поставил Микеланджело прямо в конкуренцию Леонардо да Винчи, который годом ранее получил заказ на роспись стены противоположного зала Битвы при Аньяри.

Оба фрески должны были напоминать о известных сражениях флорентийской истории. Художники сделали точные масштабные рисунки отдельных частей своих композиций, но сами произведения так и не были завершены.

Большие рисунки, постоянно восхищавшие и точно копирующиеся, со временем разрушились из-за усердия копирующих художников, так что оригиналы Микеланджело и да Винчи сегодня уже не сохранились.

Показанная выше копия Аристотиле да Сангалло с ее живописными фигурами считается лучшей репликой оригинальной полной композиции Микеланджело.

Для своей сцены Микеланджело сконцентрировал действие на момент перед сражением, когда флорентийских солдат неожиданно атаковали вражеские войска, пока они купались в реке Арно.

Композиция укрепила позицию Микеланджело в качестве ведущего художника, изображающего героический мужской акт, с акцентом на движущиеся тела и их мышцы.

Сохранились оригинальные эскизы для битвы при Кашчине. Вот несколько впечатляющих экземпляров из этой серии: