Работа Эдуара Мане "Завтрак на траве" считается одним из наиболее важных произведений в истории западного искусства. Это полотно, созданное в 1863 году, породило огромное количество вопросов и споров, а также принесло новую волну инноваций и изменений в искусство.

1. Нарушение канонов

Мане сознательно нарушил существовавшие нормы и конвенции в искусстве своего времени. Он представил обычных людей, полностью голых, на фоне природы. В то время как акты и натюрморты были широко приняты, комбинация этих элементов вызвала шок и возмущение в обществе. Это вызвало обсуждение по поводу границ между искусством и непристойностью, а также подняло вопрос о роли художника и его свободе самовыражения.

2. Новый взгляд на женщину

В картинах Мане женщины предстают в новом свете. Вместо традиционных изображений женской красоты и изящества, Мане изображает их в реалистичной форме, что вызывает ощущение естественности и простоты. Этот новый взгляд на женщину и ее отношение к природе соответствует изменяющемуся обществу и сдвигу в образе женщины в искусстве.

3. Преодоление жанровых ограничений

Соединение разных жанров на одном полотне было новаторским подходом в художественной практике Мане. Параллельное сочетание портрета с элементами пейзажной живописи и натюрморта позволило ему выразить свои идеи и эмоции под новым углом. Это представление стало моделью для многих художников, которые в дальнейшем также стремились создавать работы, комбинирующие разные жанры и идеи.

4. Влияние на последующие поколения

"Завтрак на траве" оказал огромное влияние на искусство последующих поколений. Его революционный подход и дерзкие темы стали источником вдохновения для многих художников. Работа Мане стала символом новой эпохи визуального искусства и играла ключевую роль в развитии современного искусства.

5. Переосмысление роли художника

Мане вызвал переосмысление роли художника и его свободы самовыражения. Его решение нарушить традиции и создать полотно, которое вызовет шок и недоумение, подняло вопросы о границах искусства, его цели и предназначения. Это способствовало дальнейшему развитию искусства и открыло новые возможности для выражения общественных и личных идей.

Эдуар Мане (23 января 1832 года - 30 апреля 1883 года) часто ассоциируется с импрессионистическим движением в Париже в 19 веке, хотя он никогда не был официальным членом.

Его произведения, однако, способствовали преодолению разрыва между реализмом и импрессионизмом. Ни одно другое произведение так явно не показывает этот переход, как "Завтрак в зеленом".

Впервые в 1863 году некоторые произведения, неуважающие французский академизм в живописи, были выставлены в новом месте: Салоне отказников. Эдуар Мане прямо в первый год выставил там три произведения, в том числе "Завтрак в зеленом".

Картина вызвала настоящий скандал в западном мире искусства, так как она нарушила все конвенции, установленные академией искусств Франции веками (см. также: Салон отказников и академическая система Франции).

Если бы можно было оценить влияние отдельных произведений искусства на дальнейшую историю искусства, то "Завтрак на траве" был бы впереди всех. Давайте рассмотрим пять наиболее ярких аспектов этой картины, прежде чем оценивать ее влияние на современное искусство.

"Завтрак на траве" Эдуарда Мане и его особенности

Версия 1: Одри Герншейм отлично искусствовед в классическом искусстве. Уже на юге он с отцом посещал Лувр и был покорен произведениями итальянских мастеров эпохи Возрождения. В юности он начал копировать технику и мотивы Возрождения, посещая Лувр.

Версия 2: Чтобы найти источник вдохновения, нет нужды идти далеко - Edouard Manet, художник всемирно известный, нашел свою в прекрасной классической искусству. Его первые посещения Лувра вместе с дядей увлекли его произведениями итальянских мастеров эпохи Возрождения. Именно там он начал их копировать, осваивая их технику и мотивы.

1. Изображение является наиболее обсуждаемой темой

Edouard Manet был образованным в области классического искусства. Уже в молодости он посещал Лувр со своим дядей и был очарован произведениями итальянских мастеров эпохи Возрождения. В юности он начал копировать их техники и мотивы во время своих посещений Лувра.

Неудивительно, что Мане нашел вдохновение у великих мастеров Возрождения. В ленте "Das Fruhstuck im Grunen" есть ссылка на классику. Композиция передних трех фигур напоминает "Суд Париса" Рафаэля.

Маркантонио Раймонди, суд Париса (по Рафаэлю), около 1515/16 года, оригинал для Эдуарда Мане выделен красным цветом.

Идея изображения одетых и обнаженных фигур в одной сцене присутствует в других значимых ранних работах. "Деревенский концерт" Тициана - популярная картина, часто упоминаемая как источник вдохновения для Мане. В произведениях такого рода обнаженные женщины являются богинями, музами или аллегориями.

Tizian, Сельский концерт, ок. 1509

В случае с Мане модель акта абсолютно современна, это типичная парижанка своего времени. Даже одежда, сложенная рядом с ней, выглядит модно и современно.

На фоне деревьев, в окружении двух одетых мужчин, женщина в центре картины смотрит непосредственно на зрителя. Изображение ее в обнаженном виде в присутствии двух одетых мужчин создает впечатление проститутки.

Внизу слева на картине находится символ маленькой лягушки, который может подтвердить ее позицию как проститутки. Французское слово "grenouille", означающее лягушку, раньше использовалось как обычное название для проституток, как сообщило музей Ван Гога в одном из своих твитов (о произведении Ван Гога).

Интересная информация: Сегодня все сходятся во мнении, что обнаженная женщина на картине представляет Викторину Мерент, которая часто позировала для Мане. Она также была женщиной, которая вызвала огромное волнение своей картиной "Олимпия" Мане.

2. Сглаживание пространства на полотне и искажение перспективы

На заднем плане в воде купается Александрин Золя, жена Эмиля Золя. Она носит тунику и купается в реке. Однако, так же как и другие фигуры в натуральную величину, изображенные Мане, она должна быть намного меньше, чтобы сохранить реалистичные пропорции.

Элементы мотива, находящиеся далее на заднем плане, выполнены в реалистичном стиле и находятся дальше от поверхности изображения.

Из этой фигуры видно, как Мане искажал перспективу и осознанно сглаживал пространство на картине.

3. Фигуры как чужеродные предметы в природе

Это впечатление усиливается, если внимательно рассмотреть цветовую гамму фигур. Они выглядят как чужеродные предметы в природе, не сочетающиеся с яркостью и контрастами.

Они кажутся такими, будто Мане нарисовал четырех главных героев в своей студии, а затем вставил их в сцену. Сегодня можно предположить, что именно это он и сделал.

4. Размер картины

Фото: Джоан / Фликр / CC BY-NC 2.0

Помимо своей революционной тематики, плоской композиции и искажения перспективы, Завтрак на траве известен своими гигантскими размерами: он имеет внушительные размеры 208 ? 264,5 см.

До времени Мане художники обычно оставляли холсты такого размера для академических картин, которые были олицетворением, историей и мифологией. Изображая обычную сцену в таком масштабе, Мане подчеркнул на вид кажущиеся повседневные темы и вдохновил импрессионистов, таких как Клод Моне, следовать этой повседневности сценами портов или изображением обычных граждан.

5. Разнообразие мазков кисти

Мы видим разницу в отображении между птицей, который был нарисован с большой тщательностью, и лягушкой, на которой мы можем увидеть мазки кисти.

Один из способов для художника продемонстрировать его умение мастерски запечатлеть полёт птицы, в то время как лягушка нарисована свободной мазкой кисти.

Если лягушка, как можно предположить, является символическим изображением, это только ещё больше подчеркивает своеволие Мане в художественном и выразительном стиле. Элемент, который находится ближе к зрителю и в то же время поддерживает тематику картины, нарисован с меньшей тщательностью, чем птица в лесу.

Разнообразие техники живописи можно наблюдать также в других частях сцены. Все это противоречит академической традиции последовательности и правильности.

Важно помнить: В своем произведении "Завтрак на траве" Мане в некотором смысле отвергает множество принципов, с которыми он раньше вдумчиво знаком. Он доказывает, что правила существуют для того, чтобы их нарушать.

Влияние картины на современное искусство

Зрители и критики были просто потрясены отсутствием приличия у Мане: как он мог нарисовать такую сцену в таком масштабе и с такой грубой перспективой?

На самом деле, Мане специально опирался на исторические источники в этой современной сцене, чтобы подчеркнуть несостоятельность официального, академического искусства, которое, по его мнению, принадлежит к прошлому.

Мане заявил, что художники должны изображать мир таким, какой он есть, а не таким, каким он должен быть. Поскольку Мане не обрамил сюжет с аллегорическим названием, зрителям было неприятно рассматривать классический акт таким, каким он был - эротическим. Женские акты, которые радостно стрекочущие и носят название Венера, были вполне приемлемыми, но женщина на пикнике Мане была просто голой - какое шокирующее зрелище!

Но больше всего зрителей смущал стиль Мане. Они говорили, что он искусственный, двухмерный, плохо исполненный, незавершенный. Фигуры кажутся парящими, несвязанными и несогласованными в пространстве.