Дер Зинсгросхен - это одна из множества фресок, которые Масаччо вместе с Масолино нарисовал в Бранкаччи-капелле в церкви Мария-дель-Кармино во Флоренции - если вы войдете в капеллу, то найдете фреску на левой стороне.

Все фрески в капелле рассказывают историю жизни святого Петра. История Зинсгросхена рассказывается в трех различных сценах на фреске.

Описание картин Дер Зинсгросхен

В рассказе "Деньги для заведующего сбором налогов" римский сборщик пошлин (фигура в переднем плане в коротком оранжевом тонком хитоне без нимба) требует деньги от Христа и двенадцати апостолов, которые не имеют денег, чтобы заплатить.

Христос (в центре, в розовом одеянии, застегнутое на талии, с голубой повязкой, похожей на тогу) указывает влево и говорит Петру:

"Чтобы не дать им соблазниться, пойди к морю и брось сеть, и первую пойманную рыбу возьми; и когда откроешь ее пасть, найдешь двухгрошовую монету; возьми ее и отдай им вместо меня и тебя." (Матфей 17,27).

Христос совершил чудо, и у апостолов появились деньги, чтобы заплатить сборщику налогов.

Деньги для заведующего сбором налогов и его три сцены

Фреска разделена на три сцены с собственными действиями, происходящими по временной последовательности:

На фреске перекрывщик налогов появляется дважды, а Петр трое. Идентификация легка благодаря одежде, которую они всегда носят.

Мы так привыкли к определенным моментам, изображенным на картинах, что развитие сюжета в пределах одного изображения выглядит весьма необычно. Особенно потому, что повествование не происходит хронологически слева направо, а исходит из центра, двигаясь влево и в конце концов вправо, что при первом взгляде придает фреске непорядочный вид.

Однако, используя этот метод, который уже применялся в древности римскими художниками, Масаччио способен раскрыть целый фрагмент фасада капеллы Бранкаччи.

Сюжет центральной сцены

В центральной, первой сцене таможенник указывает правой рукой вниз и держит свою открытую ладонь левой руки, нетерпеливо настаивая на деньгах от Христа и Апостолов. Он стоит спиной к нам, что помогает создать иллюзию трехмерного пространства на рисунке. Иллюзия трехмерности была явно важна для Массаччо, так как он также использовал линейную и атмосферную перспективу, чтобы создать этот эффект). Подобно скульптуре Давида Микеланджело во Флоренции, взыскатель долгов находится в контрапосте, с нагрузкой на левую и расслабленной правой ноге.

Анализ углов побега подтверждает Христа как точку бегства. Он является центром мотива, на который сосредоточена действия и который совершает чудо.

Апостолы выглядят обеспокоенными и с тревогой наблюдают, что произойдет. Святой Петр (с длинной глубокооранжевой робой, за которой скрывается синяя рубашка) выглядит в сцене сбитым с толку, поскольку, кажется, он подвергает сомнению высказывание Христа и указывает на реку, но также выглядит как готовый довериться Христу.

Руки и выражения лица помогают передать историю. Петр, кажется, запутался и указывает на озеро, повторяя жест Христа. Наказывающий сборщик налогов раздраженно протягивает руку за деньгами. Только Христос остается спокойным, потому что собирается совершить чудо.

Атмосферная перспектива и тени

Посмотри на ноги, как свет проходит сквозь фигуры и блокируется, когда падает на них. Фигуры бросают тени. Масаччо, возможно, был первым художником с античности, который рисовал тени. Это придает фреске особую реалистичность.

Живопись создает впечатление, будто фигуры действительно появляются в ландшафте, где свет идет с одного направления. Впервые с античных времен мы чувствуем почти настоящую атмосферу.

Великолепная Бранкаччи-капелла во Флоренции Фото: Isogood_Patrick / Shutterstock