Леонардо да Винчи был мастером искусства, естественных наук и всего того, что находится между ними, и был одной из самых ярких фигур итальянского Возрождения.

Хотя этот ученый всемирно известен своими двумя шедеврами - "Мона Лиза" и "Тайная вечеря", его научные эскизы впечатляют своим обширным знанием.

Витрувианский человек - это рисунок конца XV века, который считается примером того, как да Винчи понимал человеческую анатомию. Этот рисунок, который должен был ближе исследовать идею пропорций, является как произведением искусства, так и математической диаграммой, и он передает убеждение великого мастера, что все взаимосвязано.

Что такое витрувианский человек?

В 1490 году Леонардо нарисовал "Витрувианского человека", также известного как "Le proporzioni del corpo umano secondo Vitruvi" (пропорции человеческого тела согласно Витрувию).

Рисунок был выполнен пером, чернилами и металлическим наконечником на бумаге. На нем изображен идеализированный нагой мужчина, стоящий внутри квадрата и круга. Да Винчи решил изобразить человека с двойными парами конечностей, так что у него в итоге получилось четыре руки и четыре ноги.

Примечание: "Витрувианский человек" основывается на единственных сохранившихся архитектурных книгах античности "Десять книг об архитектуре", написанных римским архитектором Витрувием между 30 и 15 годами до нашей эры.

В своем труде, хотя он и фокусируется на архитектуре, сочинение также исследует человеческое тело в форме "идеальных" пропорций, которые привлекли внимание да Винчи к анатомии.

Что такое "идеальные" пропорции?

Две строки, написанные письмом зеркально, сопровождают рисунок. В первой строке да Винчи указывает, что по Витрувию следующие значения соответствуют идеальному телу:

Кроме того, первое предложение примечания также уточняет:

Когда вы расставите ноги на ширину в одну четырнадцатую часть своего роста, разведете руки и поднимете их так, чтобы кончики пальцев среднего пальца коснулись верхушки вашей головы, вам следует знать, что центр расставленных конечностей находится в пупке, а пространство между ногами образует равносторонний треугольник. Длина растопыренных рук мужчины соответствует его росту."

На иллюстрации легко можно увидеть, как да Винчи при рисовании точно следовал этому описанию Витрувия.

В этом тексте Витрувий описывает не только целостность человека, но и отдельные части тела. В Wikipedia соответствующий участок на немецком языке цитируется следующим образом (Энциклопедия архитектуры, Книга III, Глава I, Параграф 2):

Тело человека имеет форму, в которой лицо составляет 1/10 от подбородка до верхней части лба и нижнего края прически, ладонь составляет столько же от запястья до кончика пальца, а голова составляет 1/8 от подбородка до самой высокой точки головы […] От нижней части подбородка до ноздрей треть лица по длине самого лица, так же и нос от ноздрей до середины линии бровей. От этой линии до линии роста образуется лоб, также 1/3 […]“

Витрувианский человек сегодня

С 1822 года витрувианский человек является постоянной экспонатом Галереи дель Аккадемия в Венеции, Италия.

Из-за своей хрупкости он редко выставляется.

Однако, даже если рисунок не виден, он остается важной частью их коллекции и, в конце концов, одним из самых значимых произведений итальянского Возрождения.

Фото: Didier Descouens / Wikipedia

Знаменитый человек Витрувия стал примером идеальной человеческой формы и повлиял на бесчисленных художников в следующие столетия. Его пропорции и равновесие воссоздавались во многих произведениях и стали символом эстетической совершенства и анатомической точности.

Художники, такие как Микеланджело и Рафаэль, современники да Винчи, вдохновлялись этим шедевром, принимали его принципы в свои собственные произведения и таким образом способствовали развитию искусства.

Анатомические исследования Леонардо, отраженные в человеке Витрувия, не были только художественным детализацией, но и положили основу для прогресса в медицинской иллюстрации и понимании анатомии.

Его тщательные наблюдения за человеческим телом, которые он записывал во множестве записных книжек, способствовали более точному и всестороннему пониманию анатомии. Витрувианский человек служит визуальным воплощением духа исследователя эпохи Возрождения и симбиотического отношения между искусством и наукой.

Витрувианский человек увлекает как широкую публику, так и ученых, и вне своих исторических истоков остается актуальным и в настоящее время для обсуждения на стыке искусства и науки. Постоянное наследие витрувианского человека проявляется в продолжающемся исследовании человеческой фигуры как в искусстве, так и в науке.