Геометрическая абстракция является одним из ключевых направлений в искусстве, где основной акцент делается на геометрических формах, линиях и цветах. Сегодня она широко применяется в различных областях, таких как живопись, скульптура, архитектура и дизайн.

Главная идея геометрической абстракции заключается в стремлении параллелизма и простоты, а также в отказе от изображения реальных объектов или сцен. Вместо этого, художники используют геометрические фигуры, такие как прямые линии, круги и треугольники, чтобы создать абстрактные композиции, основанные на математических принципах.

Геометрическая абстракция имеет свои особые характеристики, которые отличают ее от других искусственных направлений. Одна из таких характеристик - использование геометрических пропорций и симметрии, чтобы создать гармоничные и балансированные композиции. Это придает абстрактным работам чувство порядка и уравновешенности.

Еще одной особенностью геометрической абстракции является использование ограниченной цветовой палитры. Художники часто выбирают яркие и насыщенные цвета, чтобы привлечь внимание зрителя и создать впечатляющий эффект.

В современном искусстве геометрическая абстракция продолжает играть важную роль. Она используется для выражения эмоций, исследования формы и пространства, а также для передачи концептуальных идей. Многие художники экспериментируют с геометрическими формами и приемами, чтобы создавать уникальные и изысканные произведения искусства.

В целом, геометрическая абстракция представляет собой важное направление в искусстве, которое продолжает развиваться и вдохновлять художников во всем мире. Ее простота и универсальность отражают современную эстетику и предлагают зрителям новые способы восприятия и интерпретации искусства.

Иконография геометрической абстракции, основанная на использовании простых геометрических форм, размещенных в неиллюзорном пространстве и объединенных в бессодержательные композиции, развилась как логическое следствие кубистической переформулировки установленных конвенций формы и пространства.

Здесь вы найдете историю возникновения и особенности этого увлекательного жанра.

Геометрическая абстракция: истоки

Кубизм, запущенный в 1908 году Пикассо и Жоржем Браком, подорвал традиционное изображение, основанное на имитации форм окружающего мира в иллюзорно-перспективном пространстве.

Аналитический кубизм, достигший своего пика в середине 1910-х годов, позволил художникам использовать плоскость перекрывающихся элементов, объединенных линейной решеткой.

Следующая фаза синтетического кубизма представила плоско изображенные синтезированные формы, абстрактное пространство и конструктивные элементы композиции. Эти три аспекта стали основными чертами геометрической абстракции.

Характеристики геометрической абстракции

Свобода экспериментирования с различными материалами и пространственными взаимоотношениями между отдельными композиционными частями, развившаяся из кубистической практики коллажа и наклеек на бумаге, также подчеркивала плоскость поверхности изображения - в качестве носителя прикладных элементов - а также физическую "реальность" исследуемых форм и материалов.

Геометрическая абстракция, через кубистический процесс очищения искусства от остатков визуальной реальности, концентрируется на врожденных двумерных особенностях живописи.

Из этих начал геометрическая абстракция продолжает существовать на протяжении всего 20-го века, являясь визуальной и теоретической контрапункцией к жестовым движениям, таким как абстрактный экспрессионизм, который был представлен разными художниками различными способами.

Например, Йозеф Альберс использовал композиции из многослойных квадратов, чтобы исследовать разнообразные свойства цвета. Он изучал, как различные оттенки цвета взаимодействуют друг с другом и как они влияют на восприятие зрителей.

Другие художники использовали геометрические формы в виде трехмерных скульптур, так кубические столбы Сола Левитта выражали концептуальные идеи в искусстве, а световые композиции Дэна Флавина считаются примерами минимализма.

Есть и те художники, которые обращались к монокромии Малевича с помощью картин, формой холста передающих свою сущность, например, ранние белые картины Роберта Раушенберга 1951 года и впечатляющие примеры Брайса Мардена из 1960-х годов.