-
Содержание
Медуза в искусстве является одним из многих возвращающихся мотивов, на основе которых можно проследить ход истории искусства. Произведения с этим мотивом даже сохранились из древности, причем более известные работы датируются эпохой Возрождения и Барокко, когда снова появилось интерес к древней мифологии.
Мотив снова получил подъем в искусстве к концу 19 века, когда немецкоязычные художники символизма начали интерпретировать изображение Медузы новым образом.
В этой статье вы найдете 7 важных примеров Медузы в искусстве, за которыми следует резюме мифологических основ мотива, на которых базируются произведения искусства.
Мозаика: Медуза в Таррагоне, Римская империя, пр. н.э. II век.
В античности Медуза была популярным мотивом в искусстве. Когда греческие и римские аристократы украшали свои поместья мозаиками, они часто включали изображения Медузы, изображавшейся как опасная Горгона.
Вышеупомянутая мозаика является одним из лучше сохранившихся изображений Медузы из того времени. Она была обнаружена в 1845 году в испанском городе Тарразона (тогда римская поселенческая Таррако) и несколько десятилетий спустя перевезена в музей Тарразона.
Вероятно, мозаика Медузы была частью более обширного узора пола, который сегодня уже не существует.
Караваджо, Медуза, 1597-98
Караваджо, Голова Медузы, вторая версия, около 1597-98
Караваджо нарисовал две версии Медузы. Первая версия была создана в 1596 году, а вторая, вероятно, между 1597 и 1598 годами.
Первая версия, также известная как Медуза Муртула, была найдена только после смерти художника в его мастерской.
Сегодня эта версия является частью частной коллекции, в то время как вторая версия находится в Уффици во Флоренции.
Картину Медузы Caravaggio заказал кардинал Франчеcко Мария Дель Монте от имени семьи Медичи, после того как он увидел первую версию в мастерской художника.
Символически произведение должно было выразить мужество великого герцога Тосканы, который не боялся своих противников. Caravaggio использовал в работе символ Медузы, которая была опасной для всех, но в конце была побеждена хитрым Персеем.
Питер Пауль Рубенс, Голова Медузы, 1618 г.
Петр Пауль Рубенс создал страшное изображение обезглавленной Медузы, в чем не в последнюю очередь отличительная черта является реалистично нарисованные змеи.
Эту часть произведения Рубенс на самом деле не нарисовал сам, а поручил разработку змей своему дружному живописцу животных Франсу Снайдерсу. Снайдерс нарисовал несколько видов змей разного размера и с различными шкурами, таких, какие появились после обезглавливания Медузы.
Собственное изображение Медузы Рубенса заставляет многих зрителей содрогнуться. Выражение Медузы отличает ужас от своей собственной смертности, начиная от ее стеклянных глаз и заканчивая почти черными, безжизненными губами.
Ее взгляд, направленный вниз, почти такой, будто Медуза наблюдает, как ее собственная кровь убегает из ее горла.
Берніні, Бюст Медузи, 1644/1648
Знаменитий бюст Медузи Берніні був надихнутий "Метаморфозами" Овідія та поезією Джованні Баттіста Маріно про Медузу, яку він написав у першій особі від імені Медузи.
Берніні хотів створити складну барокову символізацію скульптури та доброчесності скульпторів, які мають здатність заморожувати тих, хто захоплюється їхніми надзвичайними навичками у володінні долотом.
Медуза в мистецтві: Александр Рансиман, 1774
Александр Рансиман, Медуза, 1774. Колекція Медузи
Це зображення Медузи є гравюрою Александра Рансимана.
У цьому художньому творі голова Медузи не є центральною фігурою, але є частиною динамічної сцени.
Голова Медузы наклонена назад, и обнажает свою горловину, нацеленную на меч Персея. Персей смотрит в щит, который отражает зрителю отражение Медузы.
Доминирование сильного телосложения Персея в контрасте с уязвимым, лежащим положением Медузы подчеркивает соотношение сил двух персонажей. Тело Персея активно и прямо, в то время как Медуза разводит руки, обнажает грудь и лежит беззащитной.
Арнольд Бёклин, Медуза, 1878
Арнольд Бёклин, Медуза, 1901
Арнольд Бёклин изучал мотив Медузы в ряде произведений, самая известная версия которых 1878 года находится в Германском национальном музее в Нюрнберге.
Эта картина отражает отделенную голову Медузы и является примером символической интерпретации этой мотива. Картина Медузы Беклина одновременно вызывает чувства ужаса и фасцинации. Из ее глаз исчезла угроза, и она почти с отчаянием смотрит на зрителя за своей собственной смертью. По вьющимся змеиным волосам видны следы крови.
Греческая мифология была популярной темой для художников символизма. Вместо реалистичного и натурального изображения, символисты обращались к идеям, которые затрагивали странное и чуждое.
Франц фон Штук, Медуза, 1892
Франц фон Штук, Медуза, 1892
В своем искусстве немецкий художник Франц фон Штук также изобразил Медузу. В одной из известных карандашных рисунков Горгоны он использует сильные контрасты между светлым и темным.
Хотя работа Беклина явно повлияла на творчество Франца фон Штука, он выбрал совершенно другое изображение мотива. Он не показал ее с отсеченной головой, а показал в полном сознании своих сил.
Франц фон Штук подчеркивает опасный и потенциально смертельный вид Медузы, изображая ее глаза широко открытыми и светящимися ярко-желтой краской. Ее маленькие зрачки напоминают глаз рептилий.
Медуза в мифологии
В греческой мифологии Медуза была горгоною, описываемой как изображение крылатой женщины с живыми ядовитыми змеями вместо волос. Не только ее внешность, но и ее способность превращать своего собеседника в камень при прямом взгляде доставляла страх и ужас, особенно мужчинам.
В более известной римской версии Овидий описывает Медузу как прекрасную девушку, которую в ее юности желали многие мужчины. После того, как Посейдон злоупотребил ею в храме Афины, испуганная Медуза превратила свои волосы в ядовитых змей и свое лицо в нечто такое ужасное, что одним лишь взглядом могла превращать зрителя в камень.
В большинстве представлений этой истории Медузу обезглавливает Персей, которому этот приказ дал король Полидект Серифский.
Боги были осведомлены об опасности этой операции и снабдили его ценными предметами, которые должны были помочь ему в бою. Так, Афина одарила его золотом, крылатыми сандалиями, зеркальным щитом, мечом Гефеста и шлемом невидимости Аида.
Персею удалось победить Медузу, нападая на нее с помощью отражающего щита и в конечном итоге срубив ей голову. Из ее тела выбежал великан, который нес золотой меч Хрисаора и крылатую лошадь по имени Пегас.