Медуза в искусстве является одним из многих возвращающихся мотивов, на основе которых можно проследить ход истории искусства. Произведения с этим мотивом даже сохранились из древности, причем более известные работы датируются эпохой Возрождения и Барокко, когда снова появилось интерес к древней мифологии.

Мотив снова получил подъем в искусстве к концу 19 века, когда немецкоязычные художники символизма начали интерпретировать изображение Медузы новым образом.

В этой статье вы найдете 7 важных примеров Медузы в искусстве, за которыми следует резюме мифологических основ мотива, на которых базируются произведения искусства.

Мозаика: Медуза в Таррагоне, Римская империя, пр. н.э. II век.

В античности Медуза была популярным мотивом в искусстве. Когда греческие и римские аристократы украшали свои поместья мозаиками, они часто включали изображения Медузы, изображавшейся как опасная Горгона.

Вышеупомянутая мозаика является одним из лучше сохранившихся изображений Медузы из того времени. Она была обнаружена в 1845 году в испанском городе Тарразона (тогда римская поселенческая Таррако) и несколько десятилетий спустя перевезена в музей Тарразона.

Вероятно, мозаика Медузы была частью более обширного узора пола, который сегодня уже не существует.

Караваджо, Медуза, 1597-98

Караваджо, Голова Медузы, вторая версия, около 1597-98

Караваджо нарисовал две версии Медузы. Первая версия была создана в 1596 году, а вторая, вероятно, между 1597 и 1598 годами.

Первая версия, также известная как Медуза Муртула, была найдена только после смерти художника в его мастерской.

Сегодня эта версия является частью частной коллекции, в то время как вторая версия находится в Уффици во Флоренции.

Картину Медузы Caravaggio заказал кардинал Франчеcко Мария Дель Монте от имени семьи Медичи, после того как он увидел первую версию в мастерской художника.

Символически произведение должно было выразить мужество великого герцога Тосканы, который не боялся своих противников. Caravaggio использовал в работе символ Медузы, которая была опасной для всех, но в конце была побеждена хитрым Персеем.

Питер Пауль Рубенс, Голова Медузы, 1618 г.

Петр Пауль Рубенс создал страшное изображение обезглавленной Медузы, в чем не в последнюю очередь отличительная черта является реалистично нарисованные змеи.

Эту часть произведения Рубенс на самом деле не нарисовал сам, а поручил разработку змей своему дружному живописцу животных Франсу Снайдерсу. Снайдерс нарисовал несколько видов змей разного размера и с различными шкурами, таких, какие появились после обезглавливания Медузы.

Собственное изображение Медузы Рубенса заставляет многих зрителей содрогнуться. Выражение Медузы отличает ужас от своей собственной смертности, начиная от ее стеклянных глаз и заканчивая почти черными, безжизненными губами.

Ее взгляд, направленный вниз, почти такой, будто Медуза наблюдает, как ее собственная кровь убегает из ее горла.

Берніні, Бюст Медузи, 1644/1648

Знаменитий бюст Медузи Берніні був надихнутий "Метаморфозами" Овідія та поезією Джованні Баттіста Маріно про Медузу, яку він написав у першій особі від імені Медузи.

Берніні хотів створити складну барокову символізацію скульптури та доброчесності скульпторів, які мають здатність заморожувати тих, хто захоплюється їхніми надзвичайними навичками у володінні долотом.

Медуза в мистецтві: Александр Рансиман, 1774

Александр Рансиман, Медуза, 1774. Колекція Медузи

Це зображення Медузи є гравюрою Александра Рансимана.

У цьому художньому творі голова Медузи не є центральною фігурою, але є частиною динамічної сцени.

Голова Медузы наклонена назад, и обнажает свою горловину, нацеленную на меч Персея. Персей смотрит в щит, который отражает зрителю отражение Медузы.

Доминирование сильного телосложения Персея в контрасте с уязвимым, лежащим положением Медузы подчеркивает соотношение сил двух персонажей. Тело Персея активно и прямо, в то время как Медуза разводит руки, обнажает грудь и лежит беззащитной.

Арнольд Бёклин, Медуза, 1878

Арнольд Бёклин, Медуза, 1901

Арнольд Бёклин изучал мотив Медузы в ряде произведений, самая известная версия которых 1878 года находится в Германском национальном музее в Нюрнберге.

Эта картина отражает отделенную голову Медузы и является примером символической интерпретации этой мотива. Картина Медузы Беклина одновременно вызывает чувства ужаса и фасцинации. Из ее глаз исчезла угроза, и она почти с отчаянием смотрит на зрителя за своей собственной смертью. По вьющимся змеиным волосам видны следы крови.

Греческая мифология была популярной темой для художников символизма. Вместо реалистичного и натурального изображения, символисты обращались к идеям, которые затрагивали странное и чуждое.

Франц фон Штук, Медуза, 1892

Франц фон Штук, Медуза, 1892

В своем искусстве немецкий художник Франц фон Штук также изобразил Медузу. В одной из известных карандашных рисунков Горгоны он использует сильные контрасты между светлым и темным.

Хотя работа Беклина явно повлияла на творчество Франца фон Штука, он выбрал совершенно другое изображение мотива. Он не показал ее с отсеченной головой, а показал в полном сознании своих сил.

Франц фон Штук подчеркивает опасный и потенциально смертельный вид Медузы, изображая ее глаза широко открытыми и светящимися ярко-желтой краской. Ее маленькие зрачки напоминают глаз рептилий.

Медуза в мифологии

В греческой мифологии Медуза была горгоною, описываемой как изображение крылатой женщины с живыми ядовитыми змеями вместо волос. Не только ее внешность, но и ее способность превращать своего собеседника в камень при прямом взгляде доставляла страх и ужас, особенно мужчинам.

В более известной римской версии Овидий описывает Медузу как прекрасную девушку, которую в ее юности желали многие мужчины. После того, как Посейдон злоупотребил ею в храме Афины, испуганная Медуза превратила свои волосы в ядовитых змей и свое лицо в нечто такое ужасное, что одним лишь взглядом могла превращать зрителя в камень.

В большинстве представлений этой истории Медузу обезглавливает Персей, которому этот приказ дал король Полидект Серифский.

Боги были осведомлены об опасности этой операции и снабдили его ценными предметами, которые должны были помочь ему в бою. Так, Афина одарила его золотом, крылатыми сандалиями, зеркальным щитом, мечом Гефеста и шлемом невидимости Аида.

Персею удалось победить Медузу, нападая на нее с помощью отражающего щита и в конечном итоге срубив ей голову. Из ее тела выбежал великан, который нес золотой меч Хрисаора и крылатую лошадь по имени Пегас.