Вопреки тому, что она не настолько известна, как итальянская Ренессанс или барокко, византийское искусство было значительным периодом в истории западного искусства.

Стиль, связанный с этим периодом, известен своими экстравагантными мозаиками и обширным использованием золота, тесно связан с расцветом христианства в Европе, где множество фресок до сих пор украшают церкви по всему Средиземноморью.

История византийского искусства

Византийское искусство возникло после того, как император Константин в 313 г. н.э. признал христианство в древней Римской империи (см. Константиновская эпоха, Википедия).

В 330 году он перенес столицу из Рима в Византию, которая была переименована в Константинополь (современный Стамбул) в его честь. Римских ремесленников переселили в этот город, чтобы украсить христианские церкви в вариации древнеримской мозаичной традиции. Этот стиль развивался в течение многих веков и распространился в современной Турции, Италии и Испании.

Византийское искусство продолжало существовать до XV века, когда Константинополь был завоеван Османской империей в 1453 году.

Этот великолепный художественный стиль имел долгосрочное влияние на историю западного искусства и вдохновил таких художников, как Эль Греко, даже спустя века. И по сей день можно посетить некоторые из самых известных сохранившихся мозаик этого времени, такие как те, что находятся в церкви Святой Софии.

Отличительные черты византийского искусства

Религиозные мотивы

Византийское искусство отличается своими ярко выраженными религиозными мотивами. Церковная тематика является основным и приоритетным направлением в искусстве Византии. Иконы, фрески и мозаики византийских храмов рассказывают о жизни и деяниях Иисуса Христа, святых и апостолов.

Религиозные изображения в византийском искусстве служат не только декоративной функции, но и передают важные духовные и моральные ценности. Византийцы верили, что искусство может привлечь и вдохновить верующих, помочь им отвлечься от земных проблем и перенести свое внимание на мировые и царственные истины.

Использование золота

Эдакая визитная карточка византийского искусства - это использование золота. Золотая фоновая отделка и детали из золота в изображениях придают им богатство и роскошь. Золото символизирует духовное и божественное свечение, и является отражением небесной славы.

Золотые детали и узоры на иконах и в церковных росписях создают своеобразную световую ауру, которая создает ощущение гармонии и благости. Золото в византийском искусстве также используется для подчеркивания и акцентирования важности изображаемых персонажей и событий.

Иерархический стиль

Византийское искусство часто представлено в иерархическом стиле, где важность персонажей определяется их размером и положением в изображении. Бог и святые, например, изображаются значительно крупнее и масштабнее, чем обычные люди.

Такой стиль передает идею о божественной власти и превосходстве над мирскими существами. Иерархический подход также помогает создать ощущение глубины и перспективы в изображениях, делая их более объемными и реалистичными.

Мозаика Пантократора в Хагиа София, около 1261 года; 4,08 x 4,2 м

В связи с ее происхождением византийское искусство практически исключительно изображало религиозные темы, такие как Дева Мария, Иисус и сцены из Библии. Эти темы также поддерживались церковью, которая обладала значительным богатством и влиянием в византийском обществе.

Одна из самых известных мозаик этого периода до сих пор можно увидеть в Хагиа София, она изображает Христа как властителя вселенной.

Византийское искусство: стилизация вместо натурализма

Мастер из Сопокани, фрагмент из произведения "Усыпление Богородицы", около 1235 года; сербо-византийский стиль

Византийское искусство ставило стилизацию изображений выше натуралистического подхода. Цель состояла в создании формы восхищения церкви, которую могли понять даже неграмотные люди.

Таким образом, через изображение ярко выраженных фигур с использованием необычных материалов подчеркивается особенность и значение религиозных фигур.

Мозаика как наиболее популярное средство

Церковь Димитрия Солунского, святой Димитрий с дарителями, мозаика 6-7 века

Подобно римлянам, византийские художники создавали изысканные мозаики из тысяч маленьких камней, стекла и керамики. Однако византийцы расширили эту художественную форму, включив в свои проекты более роскошные материалы, такие как золотые листы и драгоценные камни.