Постмодернизм - это философское и культурное движение, которое охватило различные сферы, такие как искусство, архитектура, литература и дизайн. Оно возникло во второй половине ХХ века в ответ на модернизм и его универсальные принципы.

Постмодернизм подчеркивает важность контекста, иронии и игры в творчестве. Он отказывается от строгих правил и предлагает новые формы самовыражения. В постмодернистском искусстве можно часто встретить элементы цитирования и пародии, которые придают произведениям оригинальность и часто вызывают размышления.

В архитектуре постмодернизм также приносит новый подход. Он смешивает идеи и стили разных эпох, создавая уникальные и узнаваемые здания. Постмодернистские сооружения часто играют на контрасте и заставляют нас переосмыслить привычные формы и пропорции.

Важной чертой постмодернизма является интеграция современных материалов и технологий с классическими элементами. Это создает интересные визуальные эффекты и придает архитектурным объектам динамичность.

Итак, постмодернизм играет важную роль в формировании современного искусства и архитектуры. Он позволяет художникам и архитекторам выражать свою индивидуальность и создавать уникальные произведения, которые вызывают широкий спектр чувств и эмоций у зрителей и посетителей. Каждое новое произведение получается неотъемлемой частью этого философского движения, расширяя его границы и добавляя новые идеи в его канон.

Термин "постмодернистское искусство" относится к широкому спектру современного искусства, возникшего примерно с 1970-х годов. Одним из объединяющих признаков постмодернистского искусства является отвержение эстетики современного искусства периода с 1870 по 1970 гг.

Одним из отвергнутых ценностей является представление о том, что искусство - нечто особенное, что должно быть превыше общего вкуса.

Параллельно с множеством новых технологических разработок постмодернизм привел к художественным экспериментам с новыми средствами и новыми формами искусства на протяжении почти пяти десятилетий, включая концептуальное искусство, различные виды перформанс- и инсталляционного искусства, а также компьютерные течения, такие как деконструктивизм и проекционная техника.

Хронологическое место постмодернизма

Первым значительным художественным стилем после Ренессанса стал академический искусство, которое преподавалось профессорами в академиях. В академическом искусстве собрались множество стилей и направлений, таких как классицизм и романтизм.

С появлением импрессионизма в 1870-х годах возникло современное искусство.

В 1970-е годы начали появляться первые признаки того, что мы сегодня объединяем под термином "постмодернизм в искусстве".

На основе этой хронологии истории искусства можно также сделать выводы о отношении к искусству со стороны художников и публики. Современные художники и зрители не определяются бывшими представлениями образовательных учреждений о том, что вообще такое искусство и что оно может быть. Возможности и применения искусства стали более многообразными, не подчиняясь заданным рамкам.

Определение постмодернизма в искусстве

Если вам действительно нужно определение постмодернизма в искусстве в одном предложении, то оно здесь.

После 1960-х годов возник стиль искусства, отвергающий традиционные ценности и политически консервативные установки своих предшественников в пользу более широкого и увлекательного понимания искусства, использующего новые художественные формы, расширенные с помощью видео- и компьютерных технологий.

Различия между постмодернистским и современным искусством

В чем разница между постмодернистским и современным искусством?

Обычно эти два термина используются более или менее синонимично. Технически говоря, "постмодернистское искусство" означает "после модернизма" и относится к определенному периоду, начавшемуся примерно в 1970 году, в то время как "современное искусство" обычно относится к изменяющемуся периоду около 50 лет непосредственно перед настоящим временем.

В настоящее время эти два периода совпадают. Но к 2050 году "постмодернизм" (например, с 1970 по 2020 год) мог быть заменен другой эпохой, в то время как "современное искусство" будет охватывать период с 2000 по 2050 годы.

Как оно отличается от поздней современности

В изобразительном искусстве термин "поздняя современность" относится к движениям или тенденциям, которые отвергают один аспект современного искусства, но в остальном остаются в традиции модернизма.

Стили, такие как абстрактный экспрессионизм (1948-1965), практиковались рядом радикальных современных художников, включая Джексона Поллока и Виллема де Кунинга, которые оба отвергли многие формальные конвенции масляной живописи.

Тем не менее, каждый из Поллока и де Кунинга не мог представить что-то подобное "Изглаженной де Кунинг Рисунок" Раушенберга, так как оба сильно верили в концепции подлинности и значения.

Также в число сторонников постмодернистских движений, таких как Современный Реализм (начиная с 1970 года) и Неоэкспрессионизм (начиная с 1980 года), входили множество художников, работающих скорее современно, чем постмодернистски.

Контекст

Современное искусство обычно связывают со временем с 1870 по 1970 год - примерно от импрессионизма до поп-арта.

Несмотря на несколько мировых катастроф - Первую мировую войну, эпидемию гриппа, крах на Уолл-стрите и мировой экономический кризис, которые подорвали многие моральные устои того времени, современные художники в целом сохраняли веру в основные научные законы разума и рационального мышления.

В целом, как и большинство западных людей того времени, они верили, что жизнь имеет смысл. Что научный прогресс автоматически был положительным, что христианский Запад превосходил остальной мир, что мужчины являлись превосходящими женщин. Современность также верила в смысл, актуальность и прогресс искусства, особенно изобразительного искусства и архитектуры.

На путях Леонардо и Микеланджело они верили в "высокое искусство" - искусство, которое поднимает и вдохновляет образованных зрителей - а не "низкое искусство", которое развлекает только массы. Они преследовали прогрессивный подход и видели искусство как нечто, что должно постоянно развиваться, руководимое ведущей группой авангардных художников.

Вторая мировая война и Холокост перевернули все с ног на голову. Париж внезапно был заменен Нью-Йорком в качестве столицы художественного мира. В результате ужасов войны отдельное искусство потеряло свое значение, и современные художники обратились к абстрактному искусству, чтобы выразить себя. Удивительным образом Нью-Йоркская школа, с картинами Джексона Поллока и спокойным цветовым полотном Марка Ротко, в 1950-х годах возобновила искусство как на Востоке, так и на Западе. Авангардистские художники смогли переопределить границы абстрактной живописи, но они оставались в рамках модернизма. Они верили в создание аутентичных, завершенных произведений искусства с важным содержанием.

Однако современность неизбежно приближалась к концу. Расширяющиеся разоблачения Шоа, испытания атомных бомб, кризис в Кубе и война во Вьетнаме все больше разочаровывали людей в жизни (и искусстве).

Уже в середине 50-х годов Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг создали первые постмодернистские произведения недада и поп-арта. Вскоре поп-арт стал главным направлением постмодернизма, так как американские телеканалы сосредоточились на тет-оффенсиве 1968 года и хаотическом Демократическом национальном конвенте 1968 года.

Примечание. Архитектура современности была повлияна желанием создать совершенно новый стиль для современного человека. Архитекторы хотели убрать все исторические связи и создать нечто совершенно новое. Это привело к Международному стилю (приблизительно с 1920 по 1970 годы), минималистическому дизайну регулярности.

Слава Богу, начиная примерно с 1970 года, постмодернистские архитекторы начали возрождать архитектуру 20-го века, создавая структуры с интересными особенностями, взятыми из популярной культуры и более традиционных стилей строительства. Также структуры, которые кажется, обманывают гравитацию, стали возможными благодаря новым возможностям компьютерного управления в рамках деконструктивизма.

Особенности постмодернизма

Постмодернизм - это не движение, а общая философия мышления. Следовательно, нет единого списка признаков, определяющих "постмодернистское искусство". Но, конечно, где-то нужно начать. Итак, здесь вы найдете несколько указаний, которые должны дать вам представление.

Общие признаки

Постмодернизм является выражением широко распространенного разочарования в жизни и власти существующих систем ценностей и/или технологий вносить положительные изменения. В результате, авторитет, опыт, знание и стремление к успеху теряют важность.

Художники стали гораздо скептически настроены по отношению к "великим идеям" (например, что каждый прогресс хорош).

Самым важным было то, что современное искусство рассматривалось не только как элитарное, но и как белое (в смысле цвета кожи), мужское превосходство и неинтерес к меньшинствам. Поэтому постмодерн поддерживает искусство художников из третьего мира, феминистов и меньшинств.

Критики утверждают, однако, что постмодернистское движение, несмотря на его якобы отказ от больших идей, само обладает множеством больших идей.

Например:

Цитируя Энди Уорхола:

"Каждый может быть знаменитым в течение 15 минут".

Эта идея идеально подытоживает постмодернистскую эпоху.

В свете этого нового бессмысленного мира реакцией постмодерна стало принятие этого:

Мы играем с бессмыслицей и признаем, что жизнь и искусство больше не имеют очевидного внутреннего значения, но и что из этого? Давайте экспериментировать, сделаем искусство интереснее и посмотрим, куда это приведет. Может быть, и нам удастся стать знаменитыми на 15 минут!

Образование в области искусства

Постмодернизм изменил приоритеты в образовании на многих художественных вузах. В 1970-х годах живопись (и в меньшей степени скульптура) считалась исчерпанной формой искусства.

Кроме того, идея многолетней работы для овладения необходимыми навыками традиционного изобразительного искусства была рассмотрена как отступление от прогрессивного. Искусство, по мнению многих, должно было быть освобождено от элиты и сделано доступным для общества, поэтому художественные школы начали выпускать нового типа академиков. Людей, знакомых с современными постмодернистскими формами и основными техниками производства.

Вкратце, индивидуальное творчество стало считаться важнее накопления ремесленных навыков.

Применение технологий

Эпоха постмодернизма в искусстве совпала с появлением нескольких новых изобразительных технологий (таких как телевидение, видео, трафаретная печать, компьютер, интернет) и сильно от них выиграла. Новый спектр видео- и фотоформатов уменьшил значение живописи, и с помощью манипуляции этими новыми технологиями художники смогли сократить традиционные процессы создания искусства, но все же творить что-то новое.

Этому примерами являются документальная фотография Дайаны Арбус, сосредоточенная на членах меньшинств в Нью-Йорке, и видеоискусство корейско-американского художника Нам Джун Паика (1932-2006).

Смешение жанров и стилей

Со времен Нео-Дадаизма постмодернисты с удовольствием смешивают вещи - или добавляют новые элементы в традиционные формы - чтобы создать новые комбинации. Фернандо Ботеро рисует примитивные картины полных фигур, Георг Базелиц рисует фигуры вверх ногами.

Герхард Рихтер в своих фотографических живописных работах 1970-х годов сочетал искусство камеры и живопись, тогда как Джефф Кунс сочетал потребительские изображения с высокоразвитыми техниками скульптуры для создания своих нержавеющих стальных скульптур. Андреас Гурски сочетает фотографию с компьютерной графикой в своих произведениях, таких как "Рейн II", а Джефф Уолл использует в своих постмодернистских художественных работах цифрово обработанный фотомонтаж.

Постмодернистский фокус на популярную/низкокультурную культуру

Термин "высокая культура" часто используется критиками искусства, когда речь идет о высокой культуре живописи и скульптуры (и других изобразительных искусствах), отличающейся от "низкой" популярной культуры журналов, телевидения и других массово производимых товаров.

Современность и ее влиятельные сторонники, такие как Клемент Гринберг (1909-94), считали эти формы культуры неполноценными по сравнению с высокой культурой. В отличие от этого постмодернисты - сторонники "демократического" понимания искусства - рассматривают "высокую культуру" как элитарную.

Таким образом, поп-арт - первое постмодернистское движение - превратил обычные товары потребления в искусство. Художники поп-арта и другие, стремясь демократизировать искусство, пошли дальше, печатая свои «произведения искусства» на кружках, бумажных пакетах и футболках: это метод, который, кстати, иллюстрирует постмодернистское желание подорвать оригинальность и подлинность искусства.

Постмодернистская многозначность

Постмодернистские художники отказались от идеи о том, что произведение искусства имеет только внутренний смысл. Вместо этого они считают, что зритель - одинаково важный смысловой строитель. Например, сюрреалистическая фотография Синди Шерман подчеркивает идею того, что произведение искусства может быть истолковано разными способами.

Некоторым художникам, например, художнице по перформансу Марине Абрамович, действительно позволяют зрителям участвовать в их искусстве или даже требуют от зрителей вмешательства, чтобы завершить свои произведения.

Акцент на зрелищности

В связи с отсутствием истинного смысла жизни, особенно когда мы постоянно подвергаемся атаке радио- и телерекламы, художникам постмодерна предпочтительнее сосредоточиться на стиле и зрелищности, часто используя рекламные методы и техники для достижения максимального эффекта. Этот подход иллюстрируется коммерческими методами печати и плакатными изображениями художников поп-арта, таких как Рой Лихтенштейн и Джеймс Розенквист. Фокусировка на поверхности является постоянной чертой постмодернистского искусства, иногда достигающей мелодраматического, блестящего, часто даже шокирующего образа. С 1980-х годов использование компьютеров и других технологий революционизировало мультимедийное искусство (например, анимацию) и создало новые возможности в таких областях, как архитектура.

Как важно для постмодернизма привлечь внимание аудитории, показывает шок-тактика группы студентов Колледжа Голдсмитса, известных как молодые британские художники (Young British Artists - YBAs), в Лондоне в конце 80-х и 90-х годов. Став известными после трех выставок, YBAs были раскритикованы за шокирующий плохой вкус, тем не менее, несколько из них стали лауреатами премии Тёрнер, а другие также достигли значительной известности и богатства.

Удовлетворение потребностей потребителя

В последние десятилетия ХХ века рост потребления и прямая культура наслаждения сильно повлияли на изобразительное искусство. Потребители теперь хотят инновации. Они также хотят развлекаться и наслаждаться шоу. Многие постмодернистские художники, кураторы и другие специалисты воспользовались этой возможностью и превратили искусство в развлекательный продукт.

Введение новых форм искусства, таких как перформансы, хаппенинги и инсталляции, а также новых тем - включая мертвых акул, огромные ледяные скульптуры, толпы обнаженных тел, здания, кажущиеся движущимися, коллекцию из 35 000 терракотовых фигур, окрашенные тела, жуткие проекции на государственных зданиях (и многое другое) - позволили зрителям испытать целый ряд новых, иногда шокирующих впечатлений.

Вопрос о том, являются ли эти новаторские так называемые формы искусства на самом деле "искусством", остается спорным. Постмодернисты концептуалисты говорят "Да", традиционалисты отвечают "Нет".

Три принципа постмодернистского искусства

1. Мгновенное значение

Больше нет выцветших масляных картин, изображающих загадочные события из греческой мифологии, чтобы вызвать знающую улыбку у культивированных зрителей. Со времен возникновения поп-арт движения постмодернистская живопись и скульптура были смелыми, яркими и сразу узнаваемыми.

Задача создателей постмодернизма - сделать искусство из самых необычных материалов и отходов.

Идея заключается в демократизации искусства и его доступности.

Темы и образы были заимствованы главным образом из высококачественных потребительских товаров, журналов, рекламных графических материалов, телевидения, фильмов, мультфильмов и комиксов. Впервые каждый понял изображаемое искусство. Хотя постмодернизм развивается с момента поп-арта, основной целью остается незамедлительное понимание значения.

2. Из всего можно создать искусство

В своих традициях Марсель Дюшан - чьим первым знаменитым примером стал унитаз с названием Фонтан (1917), первый образец обработки обычного предмета в произведение искусства (см. также История редимейда) - поставил перед собой задачу искусство создавать из необычных материалов и мусора.

Идея заключается в демократизации искусства и его доступности.

3. Идея важнее самого произведения искусства

В целом, художники до 1960-х годов верили, что без готового продукта ничего не существует. Поэтому было уделено большое внимание качеству готового произведения и необходимому мастерству. Сегодня все по-другому. Постмодернисты обычно верят в концепцию за конечным продуктом больше, чем в сам продукт. Именно поэтому многие "постмодернистские произведения искусства" называются "концептуальным искусством" или "концептуализмом".

Другие формы концептуализма включают инсталляции, перформанс-искусство, явления, проекционное искусство и другие.

Постмодернистские художественные движения

В эпоху Постмодерна не существовало крупных международных художественных течений. Вместо этого было свидетельство возникновения ряда узких, локализованных течений, а также нескольких совершенно новых форм искусства, таких как видео- и словесная живопись. Кроме того, существовало десятки художественных фракций, а также один или два антипостмодернистских центра, члены которых старались создать такой вид искусства, на который Микеланджело или Пикассо могли бы гордиться.

Вот краткий список основных постмодернистских движений и стилей, включая наиболее распространенные новые формы искусства.

- Поп-арт (с 1960-х годов)

Под руководством Энди Уорхола (1928-87), который создавал из банальных, массово производимых изображений изобразительное искусство. Более подробно о поп-арте можно узнать в этой статье.

Word Art (текстовая живопись) (с 1960-х годов)

Форма концептуального искусства или скульптуры, использующая изображения на основе слов или текста. Хорошим примером постмодернистского использования новых элементов в старых средствах является "письмо на фоне"

Концептуальное искусство (с 1960-х годов)

Забудьте о готовом продукте, важна идея, которая лежит в его основе. Первым и, вероятно, величайшим концептуальным художником был Ив Кляйн (1928-62), основатель французского нового реализма.

Перформанс и хаппенинг (с 1960-х годов)

Пионерскую работу в этой области провели художники, такие как Джон Кейдж и Аллен Капроу, которые превратили этот жанр в новый способ представления искусства широкой публике.

Инсталляционное искусство (с 1960-х годов)

Существует новый способ привлечь зрителей к произведению искусства или ассамбляжу. Один из ведущих сторонников инсталляционного искусства - немецкий художник Йозеф Бойс.

- Флюксус (1960-е годы)

Антихудожественное движение в стиле дада, запущенное Джорджем Мацынасом. Сначала появилось в Германии, а затем распространилось в Нью-Йорк. Сильное использование и взаимодействие с хеппенингами.

- Видеоискусство (начиная с 1960-х годов)

Видео - один из самых универсальных медиаформатов. Видеофильм может (1) быть самим произведением искусства; и/или (2) записью процесса создания произведения искусства; и/или (3) элементом в инсталляции; и/или (4) частью многоканальной аранжировки видео. Видео делает искусство более динамичным и живым. С конца 80-х годов как видео, так и анимация стали зависеть от использования компьютерного программного обеспечения для редактирования изображений.

- Минимализм (с 1960-х годов)

Убежище для интеллектуальных художников и скульпторов, которые заботятся о "чистоте" в искусстве. Минималисты пытались создать искусство без внешних ссылок, оставив только форму.

- Фотореализм (1960-1970 годы)

Гиперреалистическая живопись, которая обычно основана на фотографиях. Ведущими фотореалистами являются Чак Клоуз (р. 1940) и Ричард Эстес (р. 1936).

- Фотография (с 1960-х годов)

YBA были только одной из нескольких постмодернистских групп, которые использовали камеру в своей работе. Четыре самых влиятельных постмодернистских фотографа - Хельмут Ньютон, Роберт Мэплторп, Синди Шерман и Нэн Голдин.

- Арте Повера (1966-1971)

Самообразованное "бедное искусство", созданное антикоммерческой авангардной группой художников в Италии. Ведущими участниками были Пьеро Манцони, Микеланджело Пистолетто и Джузеппе Пеноне. Сильный упор на физические свойства используемых материалов.

- Пост-минимализм (1970-е годы)

В пост-минималистическом искусстве, термин, впервые введенный художественным критиком Робертом Пинкус-Виттеном, акцент смещается с чистоты идеи на ее передачу. Ознакомьтесь с работами немецко-американской художницы Эвы Хессе.

- Феминистское искусство (1970-е годы)

Художественное движение, занимающееся специфически женскими темами, такими как рождение, насилие в отношении женщин, трудовые условия для женщин и так далее. Среди участвующих художниц Луиза Буржуа и японская исполнительница Ёко Оно.

- Граффити-искусство (с 1970-х годов)

Новая модернистская движущаяся сила: мгновенное искусство, мгновенная слава. Постмодернистские художники, смогшие перебраться в "высокое искусство", - Жан-Мишель Баскья и Кит Харинг.

- Постмодернистская скульптура (с 1970-х годов)

Среди важных вкладов в постмодернистскую скульптуру можно выделить: Сальвадор Дали, Жан Тангели, Дональд Джадд, Сол Левитт, Ричард Серра, Аниш Капур и Брюс Науманн.

- Неоэкспрессионизм (с 1980-х годов)

Характеризуется крупноформатными картинами с интенсивными, мощными мотивами, созданными с высокой скоростью. Иногда в поверхность картины внедрялись материалы. Ведущими неоэкспрессионистами были Георг Базельитц, Герхард Рихтер, Ансельм Кифер и Джулиан Шнабель.

- Деконструктивизм (1980-2000)

Постмодернистский стиль, наиболее ярко проявленный в работе лос-анджелесского архитектора Фрэнка О. Гери. Деконструктивистская архитектура часто включает использование компьютерного дизайна с использованием высокотехнологичного программного обеспечения для создания зданий, которые кажутся переосмыслением правил физики.

- Нео-поп-арт (с конца 1980-х годов)

Огромные пластиковые скульптуры игрушек и других объектов поп-культуры, также как и работы Джеффа Кунса.

- Телесное искусство (1990-е годы)

Жанр искусства, использующий тело как холст. Самая популярная форма - татуировки, а также различные виды лицевой росписи. Еще одним средством является нейл-арт.

- Цинический реализм (1990-е годы)

Существующее время китайского искусства, возникшее после подавления событий на площади Тяньаньмэнь (1989). Цинические реалисты использовали стиль фигуративной живописи с насмешливым повествованием. Повторяющимися мотивами являются фигуры, лысые мужчины и фотографические портреты. Стиль высмеивал политическое и социальное состояние Китая и был хорошо принят западными коллекционерами, так как для китайских художников это был новый старт.

- Проекционное искусство (21 век)

Одна из самых новых форм постмодерна, проекционное искусство, представляет собой компьютерную проекцию видеоизображений на здания или другие большие поверхности.

- Компьютерное искусство (21 век)

Цифровое или интернет-искусство, также известное как интернет-искусство, является универсальной категорией, включающей в себя разнообразные формы искусства, связанные с компьютером.

- Постмодернистская живопись

Важными участниками постмодернистских художественных направлений, перечисленных выше, являются: неповторимый Фрэнсис Бэкон, современный реалист Люсьен Фрейд и фигуративный художник Дженни Сэвилл.

- Молодые британские художники (Бритарт) (1980-1990-е годы)

Комбинация стремительного коммерческого оппортунизма и шокирующих идей. Самым известным членом YBA является Дэмьен Херст, а главным спонсором группы был коллекционер искусства Чарльз Саатчи.