Государственная Баухаусская школа была, вероятно, самой влиятельной художественной школой нового времени. Методы преподавания и созданные связи между искусством, обществом и технологией оказали значительное влияние как в Европе, так и в Соединенных Штатах, даже долгие годы после закрытия учебного заведения в 1933 году под давлением НСДАП.

Баухаус был влиян своего рода искусства позднего XIX и начала XX века. Движения, такие как движение "Искусство и ремесло" или "югендстиль" со своими многочисленными международными проявлениями, имели существенное влияние на стиль, который символизировался сочетанием стиля Баухаус.

Все эти художественные направления старались уменьшить разделение изобразительного и прикладного искусства. Однако в середине 1920-х годов эта визия уступила место акценту на объединение искусства и промышленного дизайна, что в итоге привело к важным достижениям Баухауса.

Баухаус как учебное заведение также известен своим выдающимся факультетом с множеством замечательных преподавателей, которые после закрытия учебного процесса возглавляли развитие современного искусства во всей Европе и Соединенных Штатах.

Основные идеи и достижения

Появление и характеристики Баухауса

1919 году в Веймаре архитектор Вальтер Гропиус основал Баухауз. Гропиус унаследовал в Веймаре Памятку великого герцогства Саксен, созданный в 1915 году, и через четыре года слил ее с Веймарской академией изобразительных искусств, чем создал Национальную школу архитектуры в Веймаре.

Концептуально Баухауз вытекал из стремления, возникшего в конце 19 века, сочетать изобразительное и прикладное искусство, отклонять технологическую ориентацию творчества и реформировать систему художественного образования.

Развитие российского конструктивизма в 1910-х годах одновременно создало близкий прецедент и стилистически соответствующий объединению художественного и технического проектирования в Баухаузе.

Архитектор Вальтер Гропиус настоял на создании школы, которая бы проявляла новое уважение к ремеслу и прикладному искусству, и инициировал возвращение к отношению, характерному для средневековья.

Он предполагал, что Баухаус должен включать в себя всю совокупность художественных медиа, включая изобразительное искусство, промышленный дизайн, графический дизайн, типографику, интерьерное искусство и архитектуру.

Учебный план в Баухаусе

Фото: SuperManu / Википедия

Одной из основных особенностей методики обучения художественной школы был ее влиятельный учебный план.

Художественная школа Баухаус, основанная Вальтером Гропиусом, была организована в виде концентрических колец. Внешнее кольцо представляло собой "предварительный курс", которым руководил Иоганнес Иттен. Продолжительность этого шестимесячного базового курса состояла в изучении основных аспектов дизайна, в частности, контрастных свойств различных форм, цветов и материалов.

Два средних кольца представляли из себя промежуточные трехлетние курсы. В них осуществлялось обучение формоведению, направленное на изучение различных материалов, а также учебные программы по материалам и инструментам, нацеленные на развитие ремесленных и технических навыков, являющихся ключевыми в этом периоде обучения.

В этих курсах основным вниманием был функционализм, особенно в использовании простых геометрических форм, которые могли быть легко воспроизведены, что стало концептуальной основой для современной архитектуры и дизайна в следующие десятилетия.

Концепция курса сосредоточена на специализированных занятиях по строительству, где студенты получали основы архитектурного проектирования, инженерии и строительства, но особое внимание уделялось личному мастерству и ремесленным навыкам, которые были утрачены в современных строительных процессах.

Примечание: Основной целью педагогического подхода, который пронизывал все курсы, было устранение конкурентных тенденций для не только поощрения индивидуального творчества, но и развития чувства сообщества и достижения общей цели.

Качество преподавателей факультета

За разработку и проведение этой программы отвечали талантливые преподаватели, которых Гропиус пригласил в Веймар.

Художники Йоханнес Иттен и Лионель Файнингер, а также скульптор Герхард Маркс были среди первых назначений Гропиуса.

Важность Иттена для раннего самопонимания школы была особенно велика: его фон в экспрессионизме сильно повлиял на начальное акцентирование средневекового романтизма, которое дало особый отпечаток Баухаузу, особенно в предкурсе, разработанном им.

Известный своими экспрессионистскими и эзотерическими тенденциями, Иттен стоял в противоречии с научно ориентированным подходом Гропиуса, что привело к их быстрому столкновению.

В 1923 году Иттен отвернулся от Баухауза, на его место пришел Ласло Мохоли-Надь. Мохоли-Надь изменил концепцию предкурса, превратив ее в программу, охватывающую технологию и социальную функцию искусства. Однако Баухауз сохранил эстетические влияния Иттена за короткий срок своего существования.

Несмотря на то, что личности, такие как Мохоли-Нахи, сегодня в определенной степени ассоциируются с технологическим этикетом конструктивизма, среди других важных ранних назначений были художники, подверженные экспрессионистскому влиянию, такие как Василий Кандинский и Пауль Клее.

Баухаус в Дессау

В 1925 году баухаус переехал в промышленный город Дессау. Гропиус спроектировал новое здание для школы, которое с тех пор считается символом современной функциональной архитектуры.

Здесь баухаус наконец создал отделение архитектуры, которое ранее отсутствовало в его составе. Однако уже в 1928 году Гропиус устал от своей работы и от возрастающих конфликтов с критиками школы.

Он ушел и передал руководство школой швейцарскому архитектору Ханнесу Мейеру.

Мейер, который также руководил архитектурным отделом, был убежденным коммунистом и внес свои политические идеи в студенческие организации и учебные планы.

Школа становилась все более влиятельной, но критика по поводу марксизма Мейера росла, в результате чего он был уволен с поста директора в 1930 году. После того, как коммунальные выборы 1932 года привели фашистов к власти в Дессау, школа была вновь закрыта и перевезена в Берлин, где она должна была испытать последний год своего существования.

В Берлине Баухаус существовало недолго под руководством архитектора Людвига Миса ван дер Роэ, который позже стал связываться с так называемым Международным стилем вместе с Гропиусом. Однако Мису ван дер Роэ было намного меньше ресурсов, чем его предшественникам.

К тому времени уже несколько выдающихся преподавателей покинули организацию. Ему удалось удалить политику из учебного плана школы, но эта идея провалилась, когда НСДАП пришла к власти в 1933 году. Баухаус был закрыт на неопределенный срок под огромным политическим давлением.

Развитие после Баухауса

В десятилетиях после закрытия многие бывшие члены факультета были вынуждены бежать из Европы, когда последствия фашизма стали заметны.

Переехав в Соединенные Штаты в 1937 году, Гропиус преподавал в Градуэйт Скул оф Дизайн Гарвардского университета и считался ключевым фигурантом введения архитектуры Международного стиля в США.

То же самое относится к Миесу ван дер Роэ, который приехал в США в том же году, что и Гропиус, и стал директором колледжа архитектуры, планирования и дизайна при Институте технологии Иллинойса.

Четыре года ранее Йозеф Альберс был назначен руководителем художественной программы в знаменитом Блэк Маунтин Колледж в Северной Каролине, где он потом обучил мирово известных учеников, таких как Роберт Раушенберг и Сай Твомбли.

После бегства из Германии в 1933 году Ласло Мохоли-Надж основал будущий Институт дизайна в Чикаго.

После Второй мировой войны в 1953 году был основан Ульмский университет дизайна (Hochschule fur Gestaltung in Ulm), что позволило оживить наследие Баухауса на федеральном уровне. Во многих отношениях этот университет был духовным наследником Баухауса, а его первым директором был назначен бывший ученик Баухауса Макс Билль.

Мохоли-Надь и Альберс сыграли особую роль в адаптации философии Баухауса к новому времени: они превратили ее в современный университет исследований, более подходящий для маркетинговой культуры, в то время как Билль сыграл важную роль в распространении геометрической абстракции в форме конкретного искусства, наследующего конструктивизм.

Направления и стили Баухауса

Стиль Баухауса широко характеризуется как сочетание движения "Искусство и ремесло" с современностью, что проявляется в акценте на функции объекта.

Типичные дизайны Баухауса - будь то живопись, архитектура или дизайн интерьера - отличаются отсутствием излишней украшенности и сосредоточением на минималистичных и абстрактных формах.

Искусство, вдохновленное Баухаусом

Пауль Клее, "Основные пути и пути второстепенные", 1928 год

В искусстве эта акцентированность на функции проявляется в сбалансированных композициях абстрактных картин художников, таких как Василий Кандинский и Пауль Клее.

Неоспоримо вдохновленные архитектурой, эти картины обычно сочетают плоскости с перекрывающимися формами, чтобы создать ощущение объемности.

Помимо живописи, художники часто создавали абстрактные скульптуры, авангардные коллажи и современные плакаты с смелой типографикой и яркими цветовыми блоками.

Особенности архитектуры Баухауса

Фото: Adrian be / Flickr

Подобно живописи Баухауса, архитектура в этом стиле отличается гармоничными геометрическими формами и упором на функциональность.

С фокусом на открытых пространствах и большом количестве стекла она вдохновлена простым, но изысканным внешним видом американского движения "Искусство и ремесло".

Кроме того, эта современная архитектурная направленность сильно вдохновила внешний вид современных домов середины 20 века, которые заимствовали ясные линии и функциональный дизайн концепций Баухауса.

Интерьер

Фото: Ян Уй / Фликр

Внутренние помещения, соответствующие идеалам баухауса, известны своей простотой и открытостью. Они украшены только минимально иконической мебелью и простыми акцентами, отражая свою внешнюю формуальную ориентацию.

Фото: Диб / Википедия / Стул "Фраушвингер" Марселя Бройера