Первый глубокий интерес Ван Гога к японским гравюрам был связан с его очень продуктивным и экспериментальным временем в Париже. За короткое время он собрал впечатляющую коллекцию примерно из 600 графических произведений Укиё-э, которые он выставил весной 1887 года в кафе дю Тамбурен - популярном месте встреч авангардистских художников.

В 1888 году он решил покинуть Париж в сторону Прованса. Это регион, который он считал наиболее сходным с Японией, где искусство и дух процветали, а художники могли жить и работать в гармонии с природой, без ограничений академической традиции.

Эти идеи Ван Гог разработал после прочтения романов Эдмона де Гонкура и Феликса Регамея, которые воссоздавали очень идеализированные образы Японии.

Большинство современных французских писателей рассматривали Японию как замершую в вечной девственности до модерности и видели в ней идеальное средство против страданий городской модернизации Европы.

Все мои работы основаны, в частности, на японском искусстве.
- Винсент ван Гог, воскресенье, 15 июля 1888 г.
Цитата из 640-го письма Винсента к брату Тео.

Японизм: японские влияния в искусстве Ван Гога

Японизм - это термин, которым голландский постимпрессионистский художник Винсент ван Гог описывал влияние японского искусства. Как это влияние проявлялось в его искусстве, мы рассмотрим в следующих разделах на примере нескольких произведений.

В 1887 году Ван Гог активно работал со своими японскими гравюрами, начиная с их перерисовки и создания точных копий. В процессе он изучал стиль и технику японской живописи, пытаясь освоить ее особенности и применить их в своих произведениях. Он был восхищен яркими и насыщенными цветами японских принтов, а также их геометрическими формами и изображениями природы. Ван Гог стремился заимствовать их эстетику и передать ее в своих работах, добавляя свое собственное видение и стиль. Эта фаза в творчестве Ван Гога была значительной, поскольку она вдохновила его на создание новых работ, в которых он использовал элементы японского искусства, создавая уникальные и оригинальные произведения искусства.

Название произведения: «Платановый сад в Камэйдо» (1857 год) от Хиросигэ

«Платановый сад в Камэйдо» (1857 год) - знаменитая картина японского художника Хиросигэ, изображающая прекрасный платановый сад в районе Камэйдо. На полотне запечатлены деревья платана, раскинувшиеся своими ветвями над изящным стеклянным прудом. Картина отличается яркой цветовой гаммой и мастерским использованием техники водяных красок.

Хиросигэ, на самом деле Кано Богуцу, был одним из самых известных японских художников эпохи укё-ёси. Он славился своими работами, посвященными природе, пейзажам и путешествиям. В картинах Хиросигэ часто присутствуют особенности японской культуры и традиций, что делает его творчество особенно интересным для изучения.

«Платановый сад в Камэйдо» - визуальное воплощение красоты японской природы и искусства, напоминающее о важности сохранения экосистемы и уважении к окружающей среде. Великолепие и гармония платанового сада приятно воздействуют на зрителя, вызывая чувства покоя и восторга.

«Пфлауменгартен в Камейдо (по Хиросиге)», Винсент Ван Гог, 1887.

В 1887 году он включил несколько из них в качестве живописных фоновых декораций в портрет отца Танги, изображая его в позе, схожей с сидящим Буддой.

Изображение горы Фудзи над головой Танги, скорее всего, было вдохновлено одной из гравюр Хиросиге из серии "36 видов горы Фудзи". Другие принты на заднем плане были выбраны Ван Гогом, чтобы показать разнообразие жанров японских гравюр, включая пейзажи, цветочные композиции и гейши.

Хокусай, фрагмент "Поля Умезавы в провинции Сагами", 1830 год.

Винсент ван Гог, Портрет покупца Танги, 1887 - 1888

В следующем году ван Гог стал более независимым в своей работе с японскими гравюрами. Композиционно несколько его картины с цветущими цветами миндаля напоминают изображения реки Сумиды Хиросигэ.

Изучая японское искусство, ван Гог приобрел свой собственный неотразимый стиль. Этот контакт с японскими прародителями оказался самым важным и решающим встречей в его всем творчестве.

Известная картина Винсента Ван Гога "Звёздная ночь", написанная в 1889 году, является одним из самых узнаваемых его произведений. В ней художник воплотил свою уникальную визию ночного неба, наполненного яркими и мерцающими звёздами.

Художник использовал яркие краски и смелые мазки, чтобы передать эмоции и настроение ночного пейзажа. Он создал впечатление, будто звёзды прямо светят на фоне густых тёмных облаков. Ван Гог играл с цветовыми контрастами, сочетая голубые и жёлтые оттенки, чтобы создать эффект движения и динамики.

В центре картины можно увидеть горизонтальную линию, изображающую горы и здания, которые добавляют глубину и перспективу. Это создаёт ощущение, будто наблюдатель находится в некоем мире, где реальность и фантазия сливаются воедино.

"Звёздная ночь" напоминает нам о великом таланте Ван Гога и его способности воплотить свои чувства и эмоции в искусство. Картина является не только портретом ночного неба, но и отражением внутреннего мира художника, его стремлений и борьбы.

Эта картина стала иконой искусства и по сей день вдохновляет множество художников и любителей живописи. Она напоминает нам о важности природы и красоты, которые нас окружают, а также о ее способности вдохновить нас и вызвать сильные эмоции.