Художник Ханс Хольбейн, создавший произведение "Посланцы", был мастером использования символики для передачи глубокого смысла. Картина олицетворяет богатство символических элементов, которые могут быть истолкованы различными способами.

Одним из ключевых элементов произведения является двоичная кодировка на коврике стола. Она является отражением сложной политической ситуации того времени и символизирует период противостояния между католицизмом и протестантизмом.

Другой интересный аспект картины - искажение перспективы. Хольбейн намеренно изменил пропорции некоторых объектов, чтобы создать иллюзию глубины и объема. Такое искусство перспективы подчеркивает важность и сложность посланий, которые эти посланцы несут.

Одной из самых важных деталей является правильный угол просмотра картины, который позволяет полностью увидеть эффект анаморфизма. Анаморфизм - это искажение, которое придает особую форму некоторым элементам картины, таким как череп и инструменты. Этот умелый прием Хольбейна говорит о проникновении символики в разные стороны жизни и об истинном смысле произведения.

Тема смерти также находит отражение на картине. Две фигуры на переднем плане в одеждах смерти и жертвы напоминают нам о непостоянстве жизни и неизбежности смерти. Это отсылка к тому, что все мы являемся лишь посланцами времени и не можем сопротивляться течению времени и своей судьбе.

Интересно отметить, что реальных посланцев на картины не изображены в средине полотна. Это создает ощущение пустоты, отражая неясность и непредсказуемость будущих событий. Это также может символизировать открытость толкования произведения и возможность истолкования в разных контекстах и временах.

Хольбейн "Посланцы" является не только шедевром живописи, но и источником богатой символики и глубокого смысла. Это произведение приглашает зрителя задуматься о множестве тем: политике, религии, смертности и неопределенности. Картина оставляет множество вопросов без ответа и продолжает вдохновлять и вызывать восхищение на протяжении многих веков.

Двое посланников - одна из самых важных и впечатляющих картины, которую Ганс Хольбейн Младший нарисовал во время своего второго визита в Англию в 1533 году.

Это живописное портретное изображение известного владельца земель Жана де Динтевиля, посла Франции, и его друга Жоржа де Сельва, епископа Лавура. Размер картины составляет 206 x 209 см.

Работа пронизана скрытыми значениями и символическими элементами, являясь путеводителем северного Ренессанса и поздней символикой ванитас в живописи 16-17 веков.

В настоящее время картина находится в Комнате 4 Национальной галереи в Лондоне.

Создание и инициаторы картины

Художник Жан де Динтевиль заказал это произведение, чтобы вспомнить о посещении своего друга Де Сельва в Лондоне.

Оба мужчины находились в сложной и в конечном итоге неудачной дипломатической миссии по преодолению разногласий между Генрихом VIII и Церковью Рима, отсюда и название картины "Посланники".

Посланники - это не только портрет, но и натюрморт с множеством увлекательных объектов, которые были изображены с высоким мастерством и естественностью. Поэтому символы на картине можно особенно хорошо расшифровать.

Естественно, множество портретов ученых мужчин XVI века отражают предметы, отражающие их профессии и интересы. Картина Гольбейна отличается от большинства этих полотен своей необычайной любовью к деталям и огромным количеством информации.

Она ясно демонстрирует, что на Гольбейна сильное влияние оказали искусство готики и Возрождения, а также тщательный натурализм ранней фламандской живописи.

Описание картины "Посланники"

Изображение двух фигур выполнено как технически, так и символически блестяще.

На левой стороне Де Динтевиль одет в роскошную мирскую одежду. На нем тяжелое черное пальто, насыщенное мехом рыси, над розовой шелковой туникой. Если посмотреть внимательнее на его шляпу, то можно увидеть изображение человеческого черепа, несомненно, напоминающего о собственной смертности.



Портрет Жана Де Динтевиля в картине Ханса Гольбейна "Посланники"



Детальное рассмотрение головного убора: видно изображение черепа сбоку


Епископ и археолог Жорж де Сельв более скромно одет. Заметно, что его поза менее уверенная, чем у его коллеги, и он занимает в целом меньше места на картины.



Портрет Жоржа де Сельва

Примечание: Некоторые историки искусства также отмечают секулярные корни Динтевиля и церковные корни Сельва как символ дисфункционального характера союза между Францией и Ватиканом, а также как основной конфликт интересов между церковью и государством.

Место действия портрета - комната относительно небольшой глубины, украшенная зелеными занавесками с сложными геральдическими узорами. Пол покрыт мозаичными плитками, воспроизведенными по образцу косматов перед высоким алтарем в Уэстминстерском аббатстве, что указывает на величие английской литургии.

На полках, которые стоят между двумя фигурами, выложены множество других объектов, связанных с ними и их эпохой. Они оборудованы смесью навигационных, астрологических и музыкальных инструментов и включают два глобуса, квадрант, торкетум, солнечные часы, T-образную рейку, немецкую математическую книгу и лютеранскую песенник.

Ханс Хольбейн, Посланники, 1533 год

Интерпретация символики картинки

Далее будут рассмотрены наиболее важные символы двух центральных тематических комплексов в этой картине: изучение и освоение Нового Света, а также осознание собственной ущербности и связанная с ней символика пустоты.

Символы Нового Света и торговли

Этот раздел интерпретации изображения сосредотачивается на двух деталях - ковре и глобусе -, которые говорят о глобализации торговли XVI века и особенно об европейских имперских амбициях и колонизации.

Анатолийский ковер

Над верхним уровнем стола между двумя мужчинами находится расположен ковер, известный как "ковер Хольбейна" из-за предпочтения художника к таким текстильным изделиям. В XVI веке такое название еще не использовалось. Вместо этого ковер должен был напоминать зрителя о месте его происхождения. В данном случае это современная Турция, которой в XVI веке правили Османы.

Анатолийские ковры были популярными предметами роскоши в Европе с пятнадцатого века. Ткани из Турции, а также из других частей Восточного Средиземноморья, были высоко востребованы из-за их исключительного мастерства и красоты.

Часто эти ковры имеют восьмиугольные формы, стилизованные узоры и иногда бордюры с куфической, видом арабской каллиграфии. Такая ковровая техника стала настолько популярной в Европе, что другие производители текстиля пытались ее скопировать.

Теплины, как на картине Холбейна, были дорогими. Они играли важную роль в домах европейской высшей сословии и часто стоили столько же, сколько картины и скульптуры. Однако, в отличие от сегодня, такой дорогой теплин тогда не кладут на пол. Его можно было уложить через стол или повесить на стену, чтобы использовать его как красивый предмет.

Почему же тогда на картине Холбейна изображен теплин? Теплин - это предмет роскоши, который должен повысить статус обоих мужчин. Однако он также напоминает нам о власти и престиже Османской империи в то время. Османы считались угрозой для европейских держав, хотя европейцы и завидовали османской роскоши.

Вероятно, в сцене есть еще одна причина присутствия ковра. Французский король Франциск I недавно союзничал с королем Англии Генрихом VIII, чтобы ограничить власть Карла V, императора Священной Римской империи.

Карл V был могущественным правителем, поэтому Франциск I и Генрих VIII были обеспокоены тем, что он может попытаться отобрать контроль у них. Франциск I также пытался поддерживать отношения с Османской империей, обратившись к султану Сулейману Великолепному, правителю Османской империи.