Кража Сабинянок Джамболоньи вырезана из одного каменного блока и без сомнения является одной из самых значимых скульптур в истории скульптуры.

Статуя, которая одновременно считается техническим и творческим шедевром, сочетает классические акты греческой скульптуры с живостью маньеризма.

Хотя, как произведение римской мифологии, она не является частью религиозного искусства протестантской реформации, "Кража Сабинянок" идеально выражает глубокие неуверенности позднего XVI века. Таким образом, она является антиподом тихого сознания, которое излучает скульптура "Давид" Микеланджело (1504 год), символ Возрождения. Эти два произведения представляют самое лучшее из скульптуры Возрождения XVI века различными способами.

"Похищение сабинянок" сейчас находится в Лоджия дей Ланци на площади Синьории во Флоренции.

Лоджия Ланци во Флоренции Фото: Wknight94 / Wikipedia

Расположение скульптуры в историческом контексте

В 1563 году Джамболоня был принят в престижную художественную академию Флоренции, где он стал главным дворовым скульптором семьи Медичи при герцоге Козимо I де' Медичи и Франческо I де' Медичи.

Однако его первое шедевральное произведение он создал для города Болонья после того, как ему было поручено Папой Пий IV создать огромную бронзовую скульптуру Нептуна для фонтана Нептуна.

Первое упоминание о похищении сабинянок восходит к 1579 году, когда Джамболонья получил предложение о покупке огромного мраморного блока, из которого должна была быть вырезана сложная конфигурация фигур.

По бронзовым моделям для этой работы можно судить, что изначально художник планировал вырезать только две фигуры из камня. Восковые модели, находящиеся в музее Виктории и Альберта в Лондоне, намекают на то, что он вскоре решил создать композицию из трех фигур. Гипсовая модель для финальной работы можно увидеть сегодня в Галерее дель'Аккадемия во Флоренции.

В чем суть мифа

Jacques-Louis David, Дей Сабинек, 1799

Фактическая тема готовой статуи была определена только незадолго до ее открытия в лоджии Ланци в центре Флоренции. Тогда Джамболонья, наконец, решил иллюстрировать миф о похищении сабинянок.

В этой истории из раннеримской мифологии Ромул и его мужские сторонники нетерпеливо искали женщин, с которыми они могли бы основать семьи, чтобы укрепить римское государство. Местное племя сабинян отказалось разрешить своим женам выходить замуж за кого-то из Рима, поэтому римляне устроили фестиваль в честь Нептуна. Они пригласили своих соседей - сабинян, и, по определенному сигналу, похитили множество сабинянок, которые противились своим мужьям.

Описание скульптуры "Ограбление сабинянок" Джамболони

Скульптура "Ограбление сабинянок" является великим произведением итальянского художника Джамболони. Он создал эту работу в 16 веке и она посвящена событиям из римской мифологии, в которой рассказывается о похищении сабинянок.

Скульптура изображает группу мужчин, а точнее группу римлян, захватывающих женщин из сабинского племени. Каждая фигура совершенно уникальна и детально проработана, что придает работе особую выразительность. Художник отобразил движение и напряжение в каждом из персонажей, создавая эмоциональную атмосферу происходящего события.

В центре композиции находятся два главных персонажа - Ромул и Тит. Они представлены в динамичных позах и отображают свою силу и мужественность. Другие фигуры, как сабинянки, так и римляне, также вызывают особый интерес своими выразительными жестами и выражениями лиц.

Скульптура "Ограбление сабинянок" Джамболони придает большое значение моменту истории, который она изображает. Это событие символизирует объединение римлян и сабинян в один народ и является символом мира и понимания. Она выражает идеи силы, любви и мира, которые нашли свое воплощение в этом произведении искусства.

Фото: Арнольд Пауль / Википедия

Скульптура Джамболони высотой 4,1 метра и выполнена из одного куска мрамора. Она изображает три фигуры:

У основания коленится бородатый обнаженный старец, его левая рука поднимается в защиту. Молодой обнаженный мужчина, стоящий на коленящем, держит в своих руках сражающуюся обнаженную женщину.

Коленящий мужчина представляет слабого старшего мужа молодой Сабинки, который был похищен молодым римлянином. Все трое узлованы вместе, как физическим контактом, так и взглядом друг на друга.

Движение, извивающееся, создается благодаря протянутым рукам женщины и продолжается через мускулистую фигуру молодого похитителя. Использование преувеличенных жестов и способность передавать ощущение интенсивной энергии определяют скульптурный стиль маньеризма.

Динамическая композиция изогнутой фигуры серпентинаты поднимается вверх, не раскрывая четкой фронтальной перспективы. Это одно из уникальных свойств статуи - она предлагает несколько точек зрения, а ее воздействие меняется в зависимости от положения наблюдателя.

Художественное наследие Джамболони

Жамболоня, который сегодня считается одним из самых важных и талантливых скульпторов всех времен, получил большую известность за свою жизнь благодаря своим динамичным бронзовым и каменным скульптурам в маньеристском стиле.

Он оказал влияние как на Джанлоренцо Бернини и его соперника Алессандро Альгарди, так и на флорентийского бронзового скульптора Пьетро Такку, который продолжил мастерскую Жамболони.

Другие известные скульптуры, которые ты должен знать

Вот некоторые известные примеры статуй и рельефных скульптур, которые можно увидеть в лучших художественных музеях мира: