Примитивизм в искусстве - это художественное направление, которое привлекает внимание своей простотой и непосредственностью. Используя примитивные формы и простые линии, художники передают свои эмоции и идеи. В этом искусстве нет места для сложных техник или изысканных деталей - оно стремится выразиться максимально прямолинейно и искренне.

Одним из ключевых моментов примитивизма является его прямота. Художники этого направления не стараются скрывать свою технику или претендовать на профессионализм. Они уверены, что искусство не должно быть ограничено правилами и стандартами и должно быть доступно каждому.

Примитивисты часто изображают простые и знакомые сюжеты. Они могут переосмыслить привычные предметы, создавая новые ассоциации и смыслы. Такие работы часто обладают яркими цветами и грубыми линиями, которые подчеркивают их прямоту и непосредственность.

Среди известных художников примитивизма можно назвать французского художника Анри Руссо. Его работы органично сочетают геометрические формы и живописные пейзажи, создавая своеобразный мир сказок и фантазий. Еще одним из известных представителей примитивизма является американский художник Грант Вуд. Он изображает простые и узнаваемые сюжеты с особым акцентом на американскую провинцию и ее жителей.

Примитивизм в искусстве - это стремление к простоте и искренности. Он предлагает нам увидеть красоту в простых и обычных вещах и ощутить эмоции напрямую. Возможно, именно поэтому это направление остается актуальным и популярным до сегодняшнего дня.

Практика примитивизма позволяла присваивать формы так называемого "примитивного" искусства и играла важную роль в радикальном изменении направления европейской и американской живописи с конца 19 века.

Примитивизм был не только художественным движением, но и тенденцией среди различных современных художников во многих странах, которые, столкнувшись с увеличивающейся индустриализацией и урбанизацией, искали новые источники художественного вдохновения в прошлом и в отдаленных культурах.

В конце 19 века приток племенного искусства Африки, океании и индейцев в Европу предоставил художникам новый визуальный словарь, который они могли исследовать. Примитивизм предоставил художникам возможность по-разному осмыслить застойные традиции европейской живописи.

Использование более простых форм и абстрактных фигур в духе примитивного искусства заметно отличалось от традиционных европейских стилей изображения, и современные художники, такие как Гоген, Пикассо и Матисс, использовали их для революции в живописи и скульптуре.

Примитивизм на самом деле был европейским движением, которое, хотя и пыталось принять и выделить статус племенного искусства, часто отвергало искусство, привнесенное в Европу извне без расширения местного искусства.

В течение позднего 20 века и в 21 веке художники и ученые старались исторически контекстуализировать примитивизм и выделить его недостатки как основу для понимания искусства извнеевропейских культур.

Основные идеи примитивизма

Согласно пониманию современных художников, примитивное искусство предлагало не только новые эстетические формы, но и более глубокую и сложную эмоциональную и духовную модель, с помощью которой художники критиковали модернизацию западного общества. Примитивизм, пропитанный ностальгией, искал связи с доколониальным прошлым, в котором люди были более связаны с природой и другими людьми.

Постоянное наследие примитивизма и долговременные представления о низком качестве искусства из колонизированных областей затруднили включение африканских, коренных и индейских художников в исторические рассказы о искусстве, но есть попытки создать глобальную культурную историю.

Современные реакции на примитивизм, часто заявляемые афроамериканскими художниками, являются попыткой освоить не только формы племенного искусства, но и погрузиться в богатство африканского наследия в современном обществе, исследовать его, восстанавливать и переосмысливать.

Важные художники и примитивисты

Вот некоторые из самых значимых произведений искусства, созданных в эпоху примитивизма. Они представляют обзор основных идей движения и величайших достижений каждого художника этого направления.

Видение после проповеди, 1888 г.

Художник: Поль Гоген

Описание и анализ произведения искусства: Гоген представляет зрителю видение: женщины в белых капюшонах и тёмных платьях, некоторые из них с закрытыми глазами и руками, сжимающими в жесте молитвы, стоят спиной к зрителю, который видит сцену из Библейского Ветхого Завета.

В центре действия находится сцена, где Иаков борется с ангелом. Гоген помещает духовное видение на ненатуралистический красный фон, что противоречит доминирующему с ренессанса способу изображения реалистичного представления. Плоское, практически безперспективное пространство и упрощенные формы говорят о новом языке живописи, который Гоген и другие символисты того времени разрабатывали.

Гоген связал упрощенные и сплющенные формы своей композиции с тем, что он считал первобытностью бретонского народа. Такие абстракции не соответствовали наблюдаемой реальности, а являлись внутренним значением, которое имело параллели с религиозными практиками бретонцев и символистической эстетикой. Гоген использовал эти вновь найденные формы и абстракции, чтобы изобразить аналогичные аспекты таитянской культуры, с которой он позже столкнулся, и знаменито изображал полинезийских девушек и женщин в эротических позах на абстрагированных пейзажах и внутренних пространствах.

Демойсели д'Авиньон, 1907

Художник: Пабло Пикассо

Описание и анализ произведения искусства: Девушки из Авиньона - одна из самых известных картин 20 века, изображающая пять обнаженных женщин в различных позах. Четыре из пяти женщин смотрят на зрителя. Их тела криволинейные и абстрактные, у трех из них есть маскировочные лица.

В то время как фон стилизован под занавеску и натюрморт на низком столике в переднем плане, множество эскизов Пикассо указывают на то, что женщины находятся в борделе.

В этом великом труде Пабло Пикассо объединил свои исследования примитивного искусства иберийской и африканской скульптуры (например, племенные маски) с ссылками на Эль Греко и Микеланджело, создав новое комплексное решение, которое получило широкое признание в течение 20 века и стало поворотным моментом на пути к модернизму.

Раздевающаяся в комнате, 1909, перекрашена в 1920 году

Художник: Эрнст Людвиг Кирхнер

Описание и анализ произведения искусства: В этой крупноформатной живописи Кирхнер переносит обычное идиллическое пространство традиционных купальщиков на свою студию, ярко окрашенную и украшенную псевдопримитивными артефактами и текстилем.

Высокие темные статуи украшают дверные обивки на заднем плане, а на левой стороне занавес с яркими окрасками разделяет две комнаты.

Кирхнер был знаком с африканскими и океаническими скульптурами, которые он видел в Музее этнографии в Дрездене.

Если скульптуры и занавес являются неопределенными и неспецифичными, то примитивные предметы вместе с яркими цветами, искажениями и перекошенными положениями фигур давали "аутентичное" выражение, которое связывалось с примитивными или нецивилизованными культурами.

Ла Бель Жардиньер (1923)

Художник: Макс Эрнст

Описание и анализ произведения искусства: Безусловно, сюрреалисты проявляли больший интерес к формам примитивного искусства, чем другие современные художники, но они также глубоко интересовались идеями, на которых оно основывается, исследуемыми антропологами в первые десятилетия XX века.

Французский антрополог Люсьен Леви-Брюль описал мировоззрение дикарей как дуализм, понимающий мир как физическую и духовную сферы, где духовное оживляет физическое. Кроме того, Леви-Брюль признал сны решающим местом пересечения этих двух сфер.

В сочетании с толкованием снов Фрейда, сюрреалисты приняли эти представления о примитивном мышлении, описывая роль художника как своего рода волшебника или шамана, который способен открывать неосознаваемые области.

"La Belle Jardinere" вероятно была разрушена в нацистской Германии после того, как произведение было признано как извращенное искусство в 1937 году.

На этой картине обнаженная женская фигура стоит на крошечном пейзаже. Ее верхняя часть тела напоминает анатомическую модель, которую можно использовать для исследования, а перед ее паховой областью парит белая птица. Кроме того, позади нее виден призрачный очертание фигуры. Эрнст явно основывал эту фигуру на изображении татуированной фигуры с Маркизскими островами.