«Смерть Сарданапала» — картина французского художника Эжена Делакруа, созданная в XIX веке. Она изображает сцену из древнеассирийской истории, а именно последние мгновения жизни ассирийского царя Сарданапала.

На картине можно увидеть самого царя Сарданапала, окруженного своими придворными, слугами и воинами. Он лежит на кровати, в то время как его слуги, во исполнение его последней воли, поджигают его дворец. Фон картины наполнен пылающими пламенем и кровью.

Композиция картины замечательна своей живописной динамикой и драматизмом. Палитра художника насыщена яркими и насыщенными цветами, что усиливает впечатление от просмотра произведения.

Через эту картины Делакруа передает свои мысли о вечных ценностях и смысле человеческой жизни. Он изображает разрушение и смерть как непременные части жизни, а также уделяет внимание трагичности и беспомощности человеческой судьбы.

«Смерть Сарданапала» — не только произведение искусства, но и критика человеческой цивилизации и власти.

Цена творчества Эжена Делакруа и его «Смерти Сарданапала» заключается в его способности передать эмоции и перенести зрителя в другую эпоху, раскрывая перед ним идеи и философию художника.

Картина "Смерть Сарданапала" - это крупноформатная картина маслом от Эжена Делакруа, которая сегодня находится в зале 700 Денонского крыла Лувра. Более маленькая версия находится в Музее искусства в Филадельфии, но в настоящее время не экспонируется.

Здесь вы найдете подробное описание картины, анализ цветов и композиции, а также информацию об эпическом персонаже Сарданапале.

"Смерть Сарданапала" - обзор

Описание картины "Смерть Сарданапала"

В центре находится король Сарданапал из Ассирии, одетый в белое, на своей кровати, покрытой ярко-красными простынями. На переднем конце его кровати находятся две большие головы слонов. Его кровать стоит на большой куче дров. Видны некоторые деревянные блоки, образующие кучу дров за черным рабом в левом переднем плане и снизу справа.

Пока восставшие окружают его дворец, Сарданапал приказывает своим евнухам и стражникам дворца перерезать горло его возлюбленным. Он не хотел, чтобы кто-либо или что-либо, что приносило ему радость во время его жизни, выжило.

Сарданапал имеет спокойное и безразличное выражение лица, ярко контрастирующее с жестокой сценой вокруг него. Следует также отметить, что все его наложницы и Сарданапал носят дорогие украшения, так как король желает, чтобы его королевское достояние сжеглось с ним на костре. Внизу справа находится коллекция корон и украшений, которые будут погружены вместе с ними.

Сцены на правой стороне

На правой стороне кровати женщина прилегает к кровати, чтобы уклониться от солдата перед ней, который достает свой меч из ножен, чтобы убить ее.

Справа от солдата изображены дым и пламя, пожирающие столицу империи Сарданапала.

Слева от этого солдата повешена другая возлюбленная, чтобы не быть убитой другими.

На правом переднем плане женщина убивается евнухом, который пронзает ее ножом в горло. Рядом справа два мужчины. Один принимает свою судьбу, в то время как другой кажется умоляющим короля остановить безумие.

Сцены на левой стороне

В левом нижнем углу сопротивляется украшенная украшениями лошадь тому, чтобы быть обезглавленной рабом.

Над рабом бездыханно лежит полунагая женщина на кровати короля. Она была его избранной возлюбленной, Мира. Слева от нее находится другая женщина, чье лицо покрыто зеленой простыней. Рядом мужчина пытается извлечь копье из своей груди.

Над ним находятся две женщины, которые все еще способны избежать резни. Одна из них подготовила графин, кувшин и полотенце для короля, если он решит воспользоваться ими.

Особенности цвета и композиции

Это огромное полотно восхищает нас грандиозным оргией движения и цвета. Способ, которым сцена распространяется во всех направлениях, а также полный беспорядок картины, полностью потрясали зрителей. Этьен-Жан Делеклюз, художественный критик журнала "Journal des debats", писал о картине:

"Глазу невозможно освободиться от этого водоворота линий и цвета".

Невероятная динамика картины обусловлена асимметричным характером ее диагональной структуры, извивающимися телами и завитыми линиями композиции, а также шокирующим контрастом между белым цветом женских актов, черным цветом евнухов и кроваво-красным цветом ткани.

Обработка цвета в этой работе, скорее всего, была повлияна исследованием английской акварели и контактом с Джоном Констейблом и Дж. М. В. Тернером во время его посещения Англии в 1825 году.

Фоновая история

Делакруа черпал вдохновение для темы этой картины из произведения английского поэта Лорда Байрона, который, в свою очередь, опирался на более ранние тексты о истории Сарданапала.

В 1821 году Лорд Байрон опубликовал пьесу под названием Сарданапал: трагедия (перевод на русский язык: "Сарданапал"), которая описывает безумную историю о смерти Сарданапала.

Подготовившись к созданию этой картины, Делакруа также изучил несколько старых сочинений о смерти Сарданапала. Он объединил все эти источники, чтобы создать уникальный рассказ.

В картины Делакруа "Смерть Сарданапала" мы можем увидеть несколько персонажей, основанных на пьесе Лорда Байрона. Например, мужчина слева, который вынимает копье из своей груди, - это Салемен, зять Сарданапала. Он только что вернулся с поля битвы и умрет после того, как вытащит копье. Женщина, лежащая на кровати, - это Мирра, возлюбленная Сарданапала. В истории Лорда Байрона она была единственной, кого король взял с собой на костер.

История Сарданапала

По повествованию греческого писателя Ктесия из Книдоса легендарный Сарданапал был последним королем Ассирии в VII веке до н.э.

Сарданапал - легендарный персонаж (не исторический), вероятно, связанный с историческими ассирийскими царями Ашшур-бани-апли, его братом Шамаш-шума-укин и его сыном Син-шар-ишкуном.

Ктесий из Книдоса описывал жизнь Сарданапала как роскошную и беззаботную. Сарданапал считал главной целью жизни физическое удовлетворение. Он следовал своему собственному совету, носил женскую одежду и косметику, был окружен множеством мужских и женских возлюбленных.