Ле Корбюзье, настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннере, был влиятельным французским архитектором, дизайнером и писателем в области архитектуры. Он родился в 1887 году в Шар-ле-Мониаль, Франция, и стал одним из ведущих представителей модернизма в архитектуре XX века.

Ле Корбюзье выделялся своими инновационными идеями и принципами, которые в значительной степени повлияли на развитие современной архитектуры. Одной из его ключевых идей было стремление создать функциональные и эффективные сооружения, сочетая искусство и технологию.

Среди его наиболее известных сооружений можно отметить Виллу Савойи во Франции, Цитроеновский завод в Париже и Почтовый офис в Браззавиле. Эти сооружения отличаются характерным стилем Ле Корбюзье, включающим в себя чистые линии, открытые пространства и использование современных материалов.

Ле Корбюзье также разработал концепцию "Пять точек новой архитектуры", которая включала в себя пилотисы, свободную планировку, горизонтальные окна, свободное фасадное пространство и крышу-сад. Эти принципы обеспечивали оптимальное использование пространства и света в зданиях.

Он также был пионером в использовании новых строительных материалов, таких как железобетон, стекло и сталь, что позволило ему создавать уникальные и современные сооружения, в которых комбинировались функциональность и эстетика.

Ле Корбюзье был не только архитектором, но и социальным реформатором. Он стремился изменить городскую жизнь и улучшить условия для людей, предлагая новые идеи о городском планировании и общественных пространствах.

Сегодня наследие Ле Корбюзье является важной частью архитектурной и искусствоведческой культуры. Его работы и теории продолжают вдохновлять молодых архитекторов и дизайнеров по всему миру.

Ле Корбюзье был родом из Швейцарии и был французским архитектором, принадлежавшим к первому поколению так называемой Международной школы архитектуры.

Более пятидесяти лет после его смерти Ле Корбюзье продолжает оказывать влияние и вызывать эмоции своими идеями и зданиями.

Его сложные политические связи и социологический аспект его архитектуры, а также его обширные документы и архивы будут в течение следующих десятилетий подвергаться дебатам.

Биография Ле Корбюзье

Ле Корбюзье родился 6 октября 1887 года в Швейцарии под именем Шарль-Эдуар Жаннере-Гри. В 1917 году он переехал в Париж и начал выступать под псевдонимом Ле Корбюзье.

В своей архитектуре он использовал в основном сталь и железобетон, а также работал с элементарными геометрическими формами.

Живопись Ле Корбюзье сосредоточена на чётких формах и структурах, соответствующих его архитектуре.

Ранние годы и художественное образование

Шарль-Эдуар Жаннере-Грис был вторым сыном Эдуара Жаннере, художника, который рисовал циферблаты в знаменитой часовой мануфактуре города, и мадам Жаннере-Перре, музыканта и преподавателя фортепиано.

Кальвинизм его семьи, любовь к искусству и восторг по поводу Юрского хребта, из которого его семья бежала во время Альбигойского крестового похода 12 века, являлись основными факторами в жизни молодого Ле Корбюзье.

В возрасте 13 лет Ле Корбюзье покинул начальную школу, чтобы поступить в Школу декоративного искусства в Ла-Шо-де-Фон, где он изучал искусство эмалирования и гравировки циферблатов и следовал по стопам своего отца.

Там он находился под присмотром Л'Эплатениэ, которого Ле Корбюзье называл мастером и позже назвал единственным своим учителем. Л'Эплатениэ преподавал Ле Корбюзье историю искусства, рисование и природную эстетику стиля модерн. Возможно, благодаря этому обширному художественному образованию Корбюзье скоро отказался от часового дела и продолжил свое обучение в области искусства и декорации, чтобы стать художником. Л'Эплатениэ настоял на том, чтобы его ученик также изучал архитектуру, и он организовал для него первые задания по местным проектам.

После создания своего первого дома в 1907 году Ле Корбюзье совершил путешествия по Центральной Европе и Средиземноморью, включая Италию, Вену, Мюнхен и Париж. Его путешествия включали обучение у разных архитекторов, в основном у Августа Перре, пионера использования железобетона, а позже у Петера Беренса, с которым Ле Корбюзье работал с октября 1910 года по март 1911 года в Берлине.

Ранние художественные работы

Эти поездки сыграли важную роль в образовании Ле Корбюзье. Он сделал три больших архитектурных открытия.

1912 году Ле Корбюзье вернулся в Ло Шоде-Фон, чтобы преподавать рядом с Л'Эплатение и открыть свою собственную архитектурную фирму. Он разработал серию вилл и начал изучать использование железобетона в качестве строительной структуры, что было совершенно новой техникой на тот момент.

Ле Корбюзье начал представлять здания, спроектированные на основе этих концепций, как доступное жилищное строительство, которое поможет восстановить города после Первой мировой войны. Планировка жилых помещений состояла из открытого пространства, с отсутствием мешающих опорных столбов, что освобождало внешние и внутренние стены от обычных строительных ограничений. Эта система конструкции стала основой большинства зданий Ле Корбюзье в следующие 10 лет.

Переезд в Париж

В 1917 году Ле Корбюзье переехал в Париж, где он работал архитектором над бетонными конструкциями по государственным заказам. Однако большую часть своего времени он посвятил более влиятельному и прибыльному в то время искусству - живописи.

В 1918 году Ле Корбюзье встретил кубистическую художницу Амеде Озанф, которая вдохновила его на занятие живописью. Оба начали сотрудничество, отвергая кубизм.

Имея эти мысли в голове, пара опубликовала антикубистический манифест "Apres le cubisme" и создала новое художественное движение - пуризм. В 1920 году они вместе с поэтом Полом Дерме основали журнал "L'Esprit Nouveau" о пуризме.

В первом выпуске новой публикации Шарль-Эдуар Жаннере принял псевдоним Ле Корбюзье, который является вариацией фамилии его дедушки, чтобы подчеркнуть свою точку зрения, что каждый может переосмыслить себя. Также использование одного имени для художественного самовыражения было популярно в то время. Ле Корбюзье хотел создать личность, которая отличала его критическое письмо от его работы как художника и архитектора.

На страницах "L'Esprit Nouveau" эти три человека выступали против прежних художественных и архитектурных движений, таких как те, которые включали сложные, неструктурные украшения. Они защищали новый стиль функционализма Ле Корбюзье.

В 1923 году, была опубликована книга Верс Ун Архитектуре авторства Ле Корбюзье, в которой собраны его полемические тексты из журнала Л'Эсприт Нуво.

Ситрохан и современный город

В собранных Ле Корбюзье статьях также было предложено новое архитектурное решение, которое соответствовало требованиям промышленности и учитывало проблемы архитектурной формы, определенные в течение нескольких поколений. Его предложения включали его первый городской план, Виль Контемпорен, и две формы жилья, которые стали основой его архитектуры: Maison Monol и Maison Citrohan, которую он также называл "жизненной машиной".

Ле Корбюзье, Мэйсон Ситроан в Штутгарте Фото: Шекспир / Википедия / CC BY-SA 3.0

Ле Корбюзье разработал готовые дома, которые, например, имитируют концепцию конвейерного производства автомобилей. Мезон Ситроан демонстрировал характеристики, с которыми архитектор позднее определит современное искусство строительства:

В интерьере присутствовал типичный контраст между открытой гостиной и камероподобными спальнями.

В сопроводительном чертеже проекта город, в котором расположится Ситроан, имел зеленые парки и сады у подножия многоэтажных зданий. Идея, которая будет определять градостроительство в следующие годы.

Скоро идеалы Ле Корбюзье по социальным вопросам и теориям по конструкции стали реальностью. В период с 1925-1926 гг. он построил рабочее поселение с 40 домами в стиле дома-Цитрохан в Пессаке неподалеку от Бордо. К сожалению, выбранный дизайн и цвета вызвали некоторую враждебность со стороны властей, которые отказались прокладывать водопровод в комплекс, и здания оставались нежилыми в течение шести лет.

Ville Radieuse

В 1930-х годах Ле Корбюзье обновил свои теории о градостроительстве и опубликовал их в 1935 году в знаменитой книге "La Ville radieuse". Самое явное отличие между "Ville Contemporaine" и "Ville Radieuse" заключается в том, что в последнем была отказано от классовой системы первого проекта. Теперь жилье распределено не по финансовому положению, а исходя из размера семьи.

Интересно отметить, что "Ville Radieuse" предлагает не только новую систему разделения жилья, но и новые идеи о городской организации. Ле Корбюзье предлагает создать города с разнообразными элементами - от жилых зон до коммерческих и рекреационных. Таким образом, каждая семья может иметь доступ к необходимым услугам и отдыху прямо в своем микрорайоне.

Интересно, что концепция "Ville Radieuse" вызвала большое влияние на градостроительство во всем мире. Многие города взяли на вооружение идеи Ле Корбюзье и начали создавать города-сады с разнообразными функциональными зонами. Примером такого города может служить Бразилия, где были созданы множество современных городов, соответствующих принципам "Ville Radieuse".

Вилл-Радиус вызвала некоторые контроверзы, как и все проекты Ле Корбюзье. Описывая Стокгольм, классический город, Ле Корбюзье видел только "пугающий хаос и грустную монотонность". Он мечтал "очистить и убрать" город с помощью "спокойной и сильной архитектуры". Для него это означало сталь, плоское стекло и железобетон, что многие наблюдатели воспринимали как современное опустошение красивого города.

В конце 1930-х годов и вплоть до окончания Второй мировой войны Ле Корбюзье занимался разработкой известных проектов, таких как предложенные рамочные планы для городов Алжир и Буэнос-Айрес, и внедрением своих идей для последующего восстановления через правительственные связи - безуспешно.

Годы войны

Вторая мировая война и немецкая оккупация Франции помешали ему работать в качестве конструктора и путешественника и прервали его 20-летнюю связь с Пьером Жаннере, который, в отличие от Ле Корбюзье, присоединился к французскому сопротивлению. Хотя он был готов сотрудничать с правительством Виши, в те времена во Франции мало строили, и его единственными занятиями были живопись, письмо и размышления.

Мысли Ле Корбюзье в этот период привели к разработке первых основ "Модулор"-концепции, набора гармоничных измерений, которые связывают архитектурные элементы с человеческим телом. Эта теория была окончательно совершенствована в 1950 году, и Ле Корбюзье использовал ее при проектировании всех своих последующих зданий и заявил, что они должны иметь человеческое измерение.

До конца войны Ле Корбюзье превратил акции его противников из среды традиционной архитектуры в миф. Он стал для общественности «Пикассо архитектуры», а для студентов архитектуры — символом модернизма.

Творческий период Ле Корбюзье после Второй мировой войны

Ле Корбюзье считал, что он, наконец, сможет применить свои планировочные теории при восстановлении Франции. В 1945 году он разработал два плана для городов Сент-Дие и Ла-Палис-Рошель. В Сент-Дие в Вогезском хребте он предложил включить 30 000 жителей разрушенного города в пять функциональных небоскребов. Эти планы были отклонены, но позже они распространились по всему миру и стали признанными учебниками.

Благодаря безоговорочной поддержке французского правительства Ле Корбюзье, наконец, получил возможность построить крупный частный жилой комплекс. Ему было поручено построить жилой комплекс в Марселе, который воплощал его видение социальной среды.

Проект Марсель (unite d'habitation) - это жилой комплекс с 18 этажами. В 23 типах квартир размещено 1800 жителей.

В состав общественных зданий входят две внутренние тропинки внутри здания с магазинами, школой, отелем и на крыше - детским садом, спортзалом и открытой сценой. Квартиры выполнены в виде отдельных "вилл", расположенных как бутылки на полке. Проект был завершен в 1952 году, и еще две Unites были построены на других объектах во Франции и Западном Берлине.

Во Франции два религиозных здания были заказаны под влиянием доминиканского отца Кутюрье. Нотр-Дам-дю-О-О в Роншампе (1950-55) отказывается от принципов Ле Корбюзье о видимом функционализме.

Стена построена двойной толщины для оптического эффекта, а крыша опирается на множество опор.

Очень жестким характером отличается монастырь Сент-Мари-де-ла-Туретт в Эве-сюр-Арль, недалеко от Лиона. Квадратное здание образует бетонную крепость в природной среде. На трехуровневом стеклянном фасаде ла Туретт Ле Корбюзье сначала разместил панели, установленные в "музыкальных" интервалах, чтобы достичь лирического эффекта.

Только с 1950 года Ле Корбюзье начал активно работать за пределами Франции. В 1951 году правительство Пенджаба назначило его консультантом по архитектуре для строительства новой столицы Чандигарх. Впервые в своей жизни Ле Корбюзье смог применить принципы градостроительства на большом масштабе. Он разработал дворец правосудия, секретариат и собрание, не имея никакого отношения к местной традиции.

Основные элементы архитектуры - это железобетонные стены с окнами, скульптурные фасады, внушительные крыши и грандиозные лестницы. Он создал проект Национального музея Западного искусства в Токио (1960), Центра визуального искусства Carpenter в Гарвардском университете (1964) и разработал выставочный павильон в Цюрихе, который был построен после его смерти.

Центр визуального искусства Carpenter, Гарвардский университет Фото: Джон Грасиано / Фликр / CC BY-SA 2.0

Ле Корбюзье не очень был впечатлен своей поздней известностью. Он, похоже, предпочитал образ одинокого и страдающего гения. Тем не менее, до конца своей жизни он разрабатывал новые проекты: Центр обработки данных Olivetti в Милане (1963), Палац де Конгре в Страсбурге (1964) и французское посольство в Бразилии (1964).

Ле Корбюзье умер 27 августа 1965 года неожиданно во время плавания.

Мужчина, который считал себя неправильно понятым в свое свободное время, был похоронен на национальном похоронном обряде, а в 1968 году был основан Фонд Ле Корбюзье.

Художественное наследие Ле Корбюзье

За шестьдесят лет своей профессиональной карьеры Ле Корбюзье оказал влияние на города от Южной Америки до Индии. Он построил семьдесят пять зданий в двенадцати разных странах и работал над четырестами архитектурными проектами. Свои идеи он распространял через почти сорок книг и сотни опубликованных эссе.

Этот обширный подход, который, как выразился архитектурный историк Кеннет Фрамптон, олицетворяет "поэтическую и часто провокационную интерпретацию технологий и ценностей новой эпохи машин", установил его как одного из самых влиятельных и спорных художников XX века. Однако многие идеи Ле Корбюзье были слишком утопичными, чтобы быть реализованными на практике, особенно те, которые отражают его желание к некоторому чрезмерному контролю и порядку в обществе.