Французский художник Эдуард Мане играет важную роль в истории искусства. С помощью своих картины Мане смог разработать смелый язык изображения и многогранный стиль рисования, которые нарушили жесткие правила парижских художественных академий.

Олимпия Эдуарда Мане была завершена в 1863 году и является одной из его самых известных картин, которая вначале была сильно критикована французским обществом и престижными художественными учреждениями в Париже, но затем оказала влияние на многие поколения художников.

В этом тексте рассказывается о том, что делает актовая картина Олимпия Эдуарда Мане так особенной и почему она оказалась настолько влиятельной. Обзор начинается с формального описания картины, затем рассматриваются обстоятельства ее создания и объясняется, почему она вызвала огромный скандал в свое время.

Содержание

Описание картины: Олимпия от Эдуарда Мане

Эта чрезвычайно спорная композиция была написана в 1863 году и два года спустя впервые представлена широкой публике на Парижском салоне.

Описание центрального персонажа - Олимпии

Эдуар Мане, Олимпия, центральный персонаж

В центре композиции находится главный персонаж Олимпия. Мы видим ее спокойно отдыхающую на шезлонге с белыми простынями и кремовым восточным покрывалом для кровати. Олимпия лежит на покрывале и небрежно держит его в своей правой руке, а локоть опирается на большую подушку.

Этот жест указывает на то, что ей не нужно прикрываться и она уверена в своей наготе.

Ее левая рука покоится в области гениталий, пальцы на правом бедре. Ее ноги перекрещены, левая нога перекинута поверх правой, что делает ее интимную область немного прикрытой, но при этом привлекает больше внимания к ней. Однако, поза руки не выглядит так, будто она пытается прикрыться.

На ее шее висит изящная черная лента, на которой, при ближайшем рассмотрении, кажется крепиться прозрачное драгоценное каменье. Она носит золотой браслет на правой руке и жемчужные серьги на обоих ушах. За ее левым ухом находится большой розовый цветок, возможно, орхидея. С ее правой ноги снята туфля на высоком каблуке, так что эта нога свободно лежит рядом с левой.

Олимпия лежит полностью обнаженной, и ее светлая оттенок кожи выделяется на фоне более темного окружения. Она почти сливается с белым ложемента, на котором она лежит, при этом ее украшения, аксессуары и покрывало, на котором она лежит, имеют нежные оттенки золота.

Ее темные волосы собраны и почти сливаются с более темными оттенками стены за ней. Обои на заднем плане выполнены в более темных оттенках зелени и горчицы с различными узорами. Слева мы видим зеленовато-голубую шелковистую занавеску.

Более темные оттенки окружения подчеркивают центральный образ. Внимание привлекается особенно к яркой белизне Олимпии и ее постельным принадлежностям.

Описание персонажей служанки и кошки

На другой стороне кровати, немного смещенной вправо, находим служанку, которая дарит Олимпии букет цветов в белой подарочной бумаге. Служанка также одета в светлую одежду, которая привлекает внимание на передний план. Ее более темный цвет кожи едва отличается от более темных фоновых цветов.

Внизу кровати на правой стороне изображения стоит черный кот на четырех лапах и поднимает свой хвост в воздух. Может быть, это кот, который только что проснулся или собирается лечь спать? Кот смотрит в нашу сторону, точно так же, как Олимпия смотрит на зрителя, в то время как служанка смотрит на Олимпию, чтобы заставить ее посмотреть на цветы.

Освещение и цветовая гамма

"Эдуар Мане, Олимпия, эффект освещения и контрасты, иллюстрируемые эффектом размытия"

Если рассмотреть цвета и воспроизведение света на картине "Олимпия" Эдуара Мане, можно заметить значительную разницу по сравнению с академическими полотнами, предшествовавшими ему.

Мы видим плоскую композицию без песпективной глубины. Две большие площадки цвета сильно контрастируют между собой и делают Олимпию светлой фигурой в центре событий, в то время как служанка и кошка кажутся сливаться с фоном.

Манера выполнения кистью в "Олимпии" Эдуара Мане

Эдуар Мане, Олимпия, деталь кистевого нанесения

Кистевое нанесение Мане очень свободное, и при внимательном рассмотрении можно заметить, что нанесение краски иногда выглядит случайным и поспешным. Это был новый метод нанесения краски на то время. В особенности по сравнению с академическими правилами, согласно которым краску следовало наносить максимально совершенно, это шокировало зрителей еще больше, когда картина была выставлена.

Это свободное нанесение краски является прямым предвестником импрессионизма и вдохновило многих импрессионистических художников следовать за Мане. Это было выражением изображения современной жизни и сцен из повседневности в отличие от предпочитаемых идеализированных сцен того времени.

Необычно большой формат

Фото: fmpgoh / Flickr

Картина Мане "Олимпия" была нарисована на большом холсте размером 130,5 x 190 см. Это был огромный формат для картин жанра того времени и соответствовал скорее размерам, которые выбирались для героических мифологических изображений или исторических картины.

Перспектива и линия

Взаимодействие горизонтальных и вертикальных линий несомненно. Например, горизонтальность фигуры Олимпии и ее лежанки занимает всю ширину композиции. Заметна золотая вертикальная линия на фоновой ткани, отделяющая темно-красную часть стены от темно-зеленой. Эта линия находится недалеко от гениталий Олимпии, на которых она опирает свою руку.

Особенностью этой картины Мане является отсутствие использования линейной перспективы, что делает полотно более плоским и приближает всю сцену к зрителю. Эта картина часто сравнивается с "Венерой Урбино" Тициана.

Инспирация для Олимпии Эдуара Мане

Тициан, "Венера Урбино", 1538

Эдуар Мане был очарован произведениями Тициана, поэтому его Олимпия, вероятно, была создана на основе "Венеры Урбино", написанной в 1538 году.

Работы различаются в выражении жеста главного персонажа. Венера Тициана является образом богини, нежно прикрывающей свою интимность, в то время как Олимпия Эдуара Мане прикрывает себя, чтобы подчеркнуть свою сексуальную и экономическую независимость от мужчин.

Одним из отличий является выбор животных. Вместо собаки Мане нарисовал черную кошку, что снова является символом свободы мысли в искусстве.

У Тициана фон изображен с помощью линейной перспективы и одной точки схода вдалеке, что придает изображению ощущение глубины.

Кроме того, вертикальная линия занавески за Венерой прямо связана с ее интимной зоной, что привлекает внимание к этой области - как уже упоминалось, в "Олимпии" Мане эта область легко децентрирована.

Другая картина, которая повлияла на Мане, - это "Спящая Венера" Джорджоне 1508/1510 года. "Голая Майя" Франциско Гойи также считается источником вдохновения.

В XIX веке было создано множество картин, изображающих наготу, но большинство из них изображали богинь, в то время как в "Олимпии" Мане представлена французская сексуальная работница, ожидающая клиента.

Модель в картинах "Олимпия" Эдуарда Мане: Викторин Меран

Викторин Меран - это имя модели XIX века, изображенной на самых знаменитых картинах Эдуарда Мане, в том числе в "Олимпии" и "Завтраке на траве".