Пасхальные яйца Фаберже являются настоящими произведениями искусства и символами роскоши. Они были созданы известным ювелиром Карлом Фаберже и его мастерской в конце XIX - начале XX века.

Каждое пасхальное яйцо Фаберже - это уникальное изделие, исполненное в традиционном стиле и украшенное драгоценными камнями, истинным произведением мастерства. Они были созданы для императорской семьи Романовых и других высокопоставленных особ, и часто служили как подарок или символ статуса.

Изначально пасхальные яйца Фаберже представляли собой декоративные контейнеры, внутри которых находился сюрприз. Они могли включать в себя миниатюры, аксессуары и другие ценности. Каждое яйцо было уникально и могло быть адаптировано под вкусы и предпочтения заказчика.

Сегодня пасхальные яйца Фаберже считаются коллекционными предметами и находятся в музеях и личных коллекциях по всему миру. Они представляют историческую и художественную ценность и продолжают восхищать своей красотой и утонченностью.

Итак, пасхальные яйца Фаберже - это настоящее искусство, которое отражает богатство и роскошь эпохи, а также мастерство и талант ювелиров.

Фаберже-яйца - изысканная форма декоративного искусства, создаваемая в стиле традиционных пасхальных яиц, изготовленных из золота, серебра, малахита, нефрита, лазурита и разнообразных драгоценных камней, в том числе алмазов. Как уникальное проявление ювелирного искусства, они стали самыми известными произведениями дома Фаберже.

Компания, основанная в 1842 году Густавом Фаберже (1814-1893) и позднее преобразованная его сыном Петром Карлом Фаберже (1846-1920) в ювелирную мастерскую, стала ведущим поставщиком ювелирных изделий для русского двора Романовых и навсегда стала символом роскоши со своими императорскими пасхальными яйцами. Фаберже специализировался в золотых и серебряных изделиях, совершенствуя техники эмалевой росписи Cloisonne и Champleve, а также работая с филигранью и расплавленным золотым стеклом. Компания, которая ответственная за создание около 150 000 объектов в период с 1882 по 1917 годы, позволяла работать десяткам русских художников, дизайнеров, ювелиров, а также более 500 сотрудников в филиалах в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. Фаберже был крупнее Тиффани, Картье, Асприса и всех остальных ювелиров 20 века и остается легендой в области создания уникальных ювелирных искусств и смежных направлений.

Густав Фаберже (1814-93)

Густав Фаберже, франко-гугоноцкого происхождения, родился в городе Пярну, Эстония, которая в то время принадлежала Российской империи. В возрасте 18 лет он отправился в Санкт-Петербург, чтобы начать свое обучение ювелирному ремеслу у Андреаса Фердинанда Шпигеля. Затем он продолжил обучение в престижной фирме Кейбель, занимающейся ювелирным искусством и изготовлением ювелирных изделий для российских царей. В 1841 году, в возрасте 27 лет, он завершил свое обучение и получил звание мастера ювелирного искусства. В следующем году он основал фирму Фаберже в подвальном магазине в престижном районе Большая Морская в Санкт-Петербурге и вскоре стал известным ювелиром и торговцем изысканными декоративными предметами.

Французское название компании было хитрым трюком, чтобы воспользоваться почитанием русской аристократии к французской культуре. В 1846 году родился его старший сын Петр Карл, за которым последовал второй сын Агафон. В 1860 году Густав вместе с женой и детьми вернулся в Дрезден и передал управление петербургским ювелирным магазином опытным руководителям.

Петр Карл Фаберже (1846-1920)

Карл Фаберже получил начальное образование в Санкт-Петербургском Гимназии св. Анны, которая заботилась о сыновьях состоятельной буржуазии и малороссы: явный признак успешности бизнеса своего отца в ювелирном деле. Когда Густав Фаберже переехал в Дрезден, Карл оставался в гимназии до 15-летнего возраста, пока не поступил в Дрезденскую Школу прикладного искусства. Затем его отправили в интенсивное 8-летнее образовательное путешествие по Европе, чтобы изучить ювелирное дело и получить обширное обучение у мастеров ювелирного искусства в нескольких ключевых центрах производства ювелирных изделий, включая Лондон, Париж, Антверпен, Франкфурт, Нюрнберг, Рим и Флоренцию. Кроме того, он получил дополнительное обучение по примененному искусству и торговле им, а также по предметам искусства в ряде музеев прикладного искусства. В 1872 году он вернулся в Санкт-Петербург, чтобы изготавливать ювелирные изделия для семейного бизнеса. В то же время он женился на Аугусте Юлии Якобс, с которой у него было четверо сыновей, все стали ювелирами и присоединились к бизнесу. В 1872 году он стал руководителем компании Фаберже, которую он управлял в течение десятилетия с помощью опытного и надежного мастера Хискиаса Пендина.

Примечание: Мастер Faberge был независимым ювелирным мастером или ремесленником с собственной мастерской, который эксклюзивно изготавливал ювелирные изделия и другие ценные предметы для дома Faberge по эскизам фирмы. Большинство мастерских специализировались на несколько других аспектах ювелирного искусства. Такой децентрализованный метод производства развивался со временем: в то время как Густав Фаберже делал все сам, компания до Первой мировой войны полностью зависела от своей сети из около 40 мастеров и специализированных поставщиков, таких как Юлий Раппопорт (1864-1916).

Развитие в конце 19 века

В поздние 1870-е и ранние 1880-е годы компания занималась не только изготовлением ювелирных изделий в популярном французском стиле 18 века, но и ремонтом и реставрацией декоративных объектов в Эрмитаже. Компания процветала и в 1881 году переехала в более просторные помещения. В 1882 году Петер Карл получил звание мастера ювелирного дела. Вскоре после смерти Хискаяса Пендина он полностью контролировал Faberge. К тому времени он был уже вовлечен в бизнес своего брата Агафона, высоко талантливого дизайнера декораций. Но именно гениальность Карла заключалась в том, чтобы игнорировать экстравагантное подчеркивание драгоценных камней и подчинять их общему дизайну произведения. Например, при проектировании сигаретного футляра мастера Faberge использовали в качестве исходного материала прозрачные синие, красные или розовые эмали, обрамленные рядом маленьких алмазов.

В 1882 году в Москве была проведена Всероссийская выставка, которая стала огромным успехом для компании. Братья Фаберже были награждены несколькими призами, включая золотую медаль и медаль Святого Станислава, что особенно впечатлило императора Александра. Он распорядился, что изделия фирмы должны теперь экспонироваться в Эрмитаже как образцы высочайшего российского ремесла. Это королевское разрешение вызвало огромный интерес у множества дворян на дворе Романовых и за его пределами. В 1885 году император еще дальше пошел и присвоил Фаберже звание Ювелира при Императорской короне по особому указу.

Пасхальные яйца Фаберже

Царь Александр поручил фирме также изготовление пасхального яйца, которое должно было быть подарком для его жены, императрицы Марии Федоровны. Готовый предмет имел внешнюю "скорлупу" из эмалированного золота, которая выглядит как настоящее куриное яйцо. Оно открывалось, чтобы раскрыть золотое "желтое", которое само открывалось, чтобы раскрыть золотую курицу, которая также открывалась, чтобы показать реплику кайзерской короны, на которой висело крошечное рубиновое яйцо. Захватывающий образец личного визуального искусства. Царь был так восхищен результатом, что в 1887 году он ввел традицию Романовых заказывать каждый год новое пасхальное яйцо. Карл Фаберже получил полную свободу творчества, при условии, что каждый ценный предмет содержал сюрприз. Последователи Александра Николай продолжили традицию и заказывали ежегодно по два яйца: одно для его жены, императрицы Александры Федоровны, и одно для его матери. Традиция была сохранена до большевистской революции 1917 года.

В 1900 году Карл представлял Россию на Парижской Всемирной выставке, где он получил золотую медаль, а также стал рыцарем Почетного легиона вместе со своими двумя старшими сыновьями и главным мастером. Выставка оказалась большим успехом для компании, которая смогла привлечь множество новых клиентов из всей Европы. К тому времени она стала крупнейшей ювелирной фирмой России, и к началу 1900-х годов они заняли собственное многоэтажное здание на Большой Морской улице. Карл Фаберже может быть официальным ювелиром российского царя, но его клиентами были люди со всего мира. В один день в 1898 году он принимал короля и королеву Норвегии, королей Дании и Греции и королеву Александру Англии.

Особенности яиц Фаберже

Компания Faberge подарила семье Романовых 50 императорских пасхальных яиц (за исключением двух яиц, которые были запланированы и частично завершены для презентации - Синяя Заргенская звезда и «Береза»), из которых сохранилось 42. Некоторые из них были простыми, изысканно расписанными яичными скорлупами, из которых была вынута желток. Другие являлись настоящими произведениями искусства: сказочные украшения, усыпанные драгоценными камнями. Главной особенностью этих яиц из Императорской фаберже было наличие «сюрприза» внутри.

Одним из самых прекрасных из этих произведений искусства с драгоценными камнями было пасхальное яйцо Большой Сибирской железной дороги. Оно состояло из яйца из синей, зеленой и желтой эмали, на котором особые серебряные вкладки показывали карту Сибири и маршрут Транссибирского поезда. Внутри находилась масштабная модель длиной около 30 сантиметров и шириной в пять с половиной сантиметров, включающая пять вагонов и локомотивов Сибирского экспресса.

Все колеса и другие движущиеся части были точно изготовлены, так что золотой и платиновый локомотив, чьи рубины сверкают от фар, действительно мог тянуть поезд всего лишь несколькими поворотами золотого ключа. К грузовым вагонам была присоединена карета с половиной мест для женщин, еще одна машина для детей и еще одна для курильщиков, а также церковный вагон с русским крестом и золотыми колоколами на крыше.

Возможно, стоит добавить, что это уникальное яйцо было создано к юбилею Сибирской железной дороги и было представлено в подарок ее руководству. Такое яйцо могло стать не только символом достижений железной дороги, но и прекрасным произведением искусства, которое теперь украшает коллекцию.

В Пасху 1913 года Николай подарил Александре Яйцо Фаберже, внутри которого находились миниатюрные портреты всех царей и цариц романовской династии, вставленные в русские двуглавые орлы. Внутри также находилась стальная шариковая пишущая ручка, украшенная золотыми картами Российской империи, одна из которых относилась к 1613 году, а другая - к 1913 году, чтобы напомнить о трехсотлетней династии Романовых.

  • Посмотреть книгу "Фаберже. Императорские яйца" на Amazon (аффилиатская ссылка)

Другие украшения, сокровища и произведения искусства Фаберже

Компания создала не только знаменитые пасхальные яйца для русских царей, но и множество других предметов, таких как золотые куртки, столовое серебро, золотой-серебряный декор, гилошированная эмаль, предметы из твёрдого камня с золотом и серебром, маленькие эмалированные рамки и золотые сигаретные кейсы, маленькие ювелирные изделия, такие как булавки для галстука, предметы из эмали Клузонне, позолоченные иконописные картины, а также обычный ассортимент орнаментов, ожерелий, серёжек и других ценных изделий из драгоценных металлов и слоновой кости. Фактически, в фин де секле в России ни одна княжеская свадьба, ни один великодушный день рождения, ни один юбилей полка или общества не обходились без душевного дождя из брошей, ожерелий, подвесок, сигаретных кейсов, запонок, письменных принадлежностей и часов Фаберже.

Компания также создала большое количество резных изделий в русском стиле (русские крестьяне, казаки, цыганские певцы) и миниатюрных резных изделий из полудрагоценных камней с изображением людей, цветов и животных - многие из них украшены инкрустацией, золотом, серебром и драгоценными камнями - которые стали предметами коллекционирования по всему миру. Например, в королевской коллекции исландская семья имеет более 250 изделий Faberge.

Национализация предприятия