Портрет Леона Баттисты Альберти

Трактат Леона Баттисты Альберти является историческим событием в предмете искусства. Это важный текст, который оказал огромное влияние на развитие искусства и его истории. В своем трактате Альберти обсуждает различные аспекты искусства, включая его сущность, цели и правила. Его работы заложили основы для многих понятий искусства, которые используются и в наши дни.

Леона Баттисты Альберти был великим итальянским художником и ученым периода Возрождения. Он сделал огромный вклад в развитие архитектуры, живописи и скульптуры. В своем трактате он описывает и объясняет важные принципы искусства, такие как пропорции, перспектива и гармония. Его работы не только вдохновили многих художников и архитекторов того времени, но и оказали влияние на будущие поколения.

Трактат Леона Баттисты Альберти открыл новые горизонты в области искусства и способствовал его дальнейшему развитию. Он стал источником вдохновения для многих художников, исследователей и искусствоведов. В его работе можно найти множество новых идей и концепций, которые позволяют лучше понять и оценить искусство. Трактат Альберти стал отправной точкой для многих дебатов и исследований в области искусства, которые продолжаются до сих пор.

Трактат Леона Баттисты Альберти не только изменит представление о искусстве, но и повлияет на саму историю искусства. Его работы остаются актуальными и значимыми до сегодняшнего дня. Он продемонстрировал новые подходы и перспективы, которые изменили понимание искусства. В его работах можно найти глубокий анализ и обсуждение различных аспектов искусства. Он учил людей мыслять и воспринимать искусство с новой точки зрения.

«De Pictura» Леона Баттиста Альберти (Uber die Malkunst, 1435) является первым трактатом, написанным в Европе об искусственной теории. Оригинально написанный на латыни, но уже через год переведенный на итальянский язык под названием Della Pittura, это была первая художественная работа, описывающая линейную перспективу, и первый известный текст в Европе, обсуждающий цель живописи.

Хотя Филиппо Брунеллески уже в 1420-х годах экспериментировал с линейной перспективой, Это Альберти удержал эти идеи на бумаге. В течение своего времени во Флоренции Альберти развивал свои мысли о живописи, взаимодействуя с художниками, такими как Брунеллески, Донателло и Лоренцо Гиберти.

Мазаччо, Денарий за каппелу Brancacci

Альберти познакомился с произведениями, такими как цикл фресок Мазаччо о жизни святого Петра (включая вышеупомянутое произведение "Дань гроша"), в которых библейские персонажи убедительно отображены в трехмерном виде, расположены на создающем тень фоне и эмоционально взаимодействуют, чтобы передать сюжет. Итальянская версия "О живописи" была посвящена художникам, у которых Альберти черпал свои идеи.

Основные идеи Альберти о успешной живописи, изложенные в "О живописи", были следующие:

Мы рассмотрим каждый раздел его тезисов о живописи на примере нескольких примеров.

О живописи: Создание трехмерного пространства

Перугино, передача ключей, около 1481-1482 гг.

Альберти был убежден, что хорошие и похвальные картины должны иметь убедительное трехмерное пространство, подобное тому, которое мы видим, например, в передаче ключей Перунино.

В первом разделе О живописи он объясняет, как построить логическое, рациональное пространство на основе математических принципов.

Здесь он пишет о линейной перспективе и о том, как построить геометрическую точку схода, вокруг которой группируется композиция картины.

На картинах Перуджино все формы кажутся удаляющимися от зрителя и сходятся в одной точке на середине горизонтальной линии. С помощью одной точки схода, Альберти указывает зрителю на то, что картину нужно смотреть, как если бы она была видна через раму окна.

Максимально натуралистичный подход: сделать фигуры реальными

Альберти считал, что высшая цель живописи заключается в том, чтобы состязаться с природой в изображении реальности.

Формы на полотне должны быть таким образом моделированы светом и тенями, чтобы они казались объемными, отделяющимися от двумерной поверхности, как формы на древних рельефах.

Фреска Доменико Гирландайо, изображающая Рождение Пресвятой Девы Марии, является примером искусства идущего в ногу с требованиями Альберти - исключительного естественного реализма.

Доменико Джирландайо, Рождение Девы Марии, ок. 1485-90 гг., Фреска во Флоренции

Альберти также хотел, чтобы человеческие тела выглядели анатомически правильно и чтобы движения и выражение лица персонажей выражали их эмоции.

Во второй части своего трактата Альберти излагает эти идеалы и дает советы художникам о том, как наиболее эффективно рассказывать историю (которую он назвал "историей" или повествованием) через свою живопись, используя различные виды фигур и жесты.

Альберти хотел, чтобы зрители устанавливали связь с историями, изображенными в искусстве, и могли вжиться в нарисованных персонажей. Но он также хотел, чтобы картины представляли идеализированное видение человеческого поведения.

В сцене Жирландайо женщины стоят, преклоняют колени или сидят. Две женщины на заднем плане наклоняются друг к другу, чтобы обняться. Мы также видим, как Жирландайо рисует женщин, которые смотрят в разные стороны, чтобы создать впечатление, что они взаимодействуют друг с другом и предлагают зрителям захватывающую историю, не просто показывая Святую Анну, лежащую на кровати.

Намерения Леона Баттисты Альберти за рисованием

Почему Альберти так усердно говорит о живописи и ее цели? Он хотел, чтобы живопись рассматривалась как отдельная искусство, подобно музыке, а не просто как ремесленный труд без творческого и спонтанного влияния.

Его целью было повысить статус живописи, а следовательно, и статус художников.

Леонардо Баттиста Альберти опирался на идеи римских писателей, таких как Плиний Старший, Плутарх и Цицерон, которые занимались изучением древних форм искусства и искусств, которые они создали.

Он цитирует Плиния, когда говорит о том, что художники, такие как Праксителис, были так виртуозны в живописи, что каждая работа греческих художников была дороже золота и серебра.

Включение классических писателей свидетельствовало о его гуманистическом образовании и способствовало формальному преобразованию изобразительного искусства из ремесленного искусства в интеллектуальное дело.

Так были внедрены идеи Леонардо Баттисты Альберти

Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря", 1495 - 1498

Хотя идеи Альберти по живописи теперь очень известны, в его время это не было так.

Во-первых, его трактат не был распечатан, так как первая печатная машина была изобретена в Европе только около 1450 года. Это означало, что идеи Альберти получили широкое признание только позже.

Кроме того, большинство художников Ренессанса не могли прочесть латинскую версию "О живописи" Альберти из 1435 года.