Картина "Саския как Флора" представляет собой интересный художественный шедевр, на котором изображена Саския в образе богини Флоры.

Согласно римской мифологии, Флора была богиней цветов, весны и плодородия. Автор картины оживляет этот мифологический образ, превращая Саскию в живую инкарнацию Флоры.

Вцелом, композиция картины органична и гармонична. Саския стоит на фоне прекрасного летнего пейзажа, окруженная широким разнообразием цветов. Одна из рук девушки держит цветок, символизирующий ее связь с природой и красотой. Вторая рука касается ветки с ягодами, что подчеркивает богатство и изобилие.

Анализируя краски и технику выполнения картины, можно сказать, что художник использовал мягкую палитру, гладкие штрихи и пастозное нанесение краски для создания объема и текстуры. Это придает картины особую нежность и реалистичность.

Одной из ключевых особенностей картины является выразительное лицо Саскии. В ее глазах можно увидеть спокойствие и глубокую привязанность к природе. Ее улыбка, тонкая румянцеватая кожа и роскошные рыжие волосы подчеркивают ее женственность и естественность.

Выводя Саскию на первый план и превращая ее в Флору, автор заставляет зрителя восхищаться красотой природы и уважать ее силу. Картина также придает человеческой форме божественные черты и символизирует гармоничное единство с природой.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669), или просто Рембрандт, был настоящим гением бароковой живописи. Выдающийся художник нидерландского Золотого Века (1585-1717) считается революционерным инноватором. Чтобы достичь неожиданно реалистичного эффекта детализации, он разработал оригинальный и яркий образ, основанный на использовании контрастных цветов и техники светотени, а также на научной практике тщательного методического изучения выражений лица, жестов рук, поз и психологии соблазна и сексуального влечения. Он обнаружил, что простой акт наряжения модели не превращает ее автоматически в историческую или мифологическую фигуру, которую она только что изображает. Однако акт нанесения краски на наряженную модель в ее театральной презентации и выбор техники могут это сделать. Таким образом, готовое произведение иллюстрирует не только представленное человеческое тело, но также придает ему повествовательные, психологические и духовные измерения.

Флора, богиня весны и цветов, была нарисована Рембрандтом три раза: в 1634 году (Саския в образе Флоры, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия), в 1635 году (Саския в образе Флоры, Национальная галерея Лондона, Великобритания) и в 1641 году (Саския с красным цветком, Государственные художественные собрания Дрездена).

Хорошо известно, что Рембрандт был плодовитым портретистом. Его репутация у современников, его самоуважение и признание, его богатство и процветание в значительной степени зависели от его деятельности в этой области. Каждому новому портрету предшествовала ряд набросков. Сохранившиеся до сегодняшнего дня, эти рисунки демонстрируют интенсивность его наблюдения и психологии, способ, которым свет и контур определяют человеческую форму, восхищение трансформацией, которую могут производить различные предметы одежды и световые эффекты, исследование средств, способных создать атмосферу драматической меланхолии, удивления, печали, несчастья с одной стороны, и наслаждения, возбуждения и эйфории с другой стороны. Рембрандт поддерживал тесные отношения с моделями в своей работе как портретист. Для него важнее всего было не только показать образ портретируемого, его лицо и одежду, но и эмоциональные, интеллектуальные и психологические аспекты.

Дополнительная информация о данной теме:

Информация о контексте данного мотива

Рембрандт был тесно связан с моделью, его музой и любимой женой Саскией ван Уйленбург (1612-1642). Она была дочерью мэра Левардена и кузиной художественного дилера Хендрика ван Уйленбурга, для которого Рембрандт работал четыре года с 1631 по 1635 годы. Брак с Саскией принес ему значительное приданое, настоящую любовь его жизни и статус патриция. В 1630-х годах Саския сама стала объектом большинства отдельных портретов. Эти замечательно нежные портреты показывают, что это должно было быть благополучное союз. 
В портрете Саскии в образе Флоры, созданном в год свадьбы (1634), впечатляюще показана любовь и восхищение, которые художник испытывал к своей юной жене.

В римской религии Флора была богиней цветов и плодородия. Ее праздник, Флоралии (28 апреля - 1 мая), был введен в 238 г. до н. э. и отмечался с большой радостью, счастьем и сексуальной разгульностью. Легенда гласит, что она шла по полям весной, когда Зефир, ветер весны, увидел ее и влюбился в нее. Он похитил ее и они поженились. Чтобы проявить свою любовь к ней, он позволил ей царить над всеми цветами в садах, лугах и оранжереях. Среди множества подарков, которые богиня приносит людям, наряду с бесконечным разнообразием цветов, есть и мед.

Представление Саскии в образе Флоры

В своем произведении Рембрандт изобразил женщину, которую он любил, как прекрасную по внешности, украшенную драгоценностями и изысканными тканями, ее голова украшена гирляндой из календулы, аквилегии, анемон, незабудок и тюльпанов, что указывает на то, что она является воплощением Флоры. Рембрандт уделил особое внимание текстурам, полосатости и отделкам ее роскошного наряда. Внимательный взгляд на картину, однако, показывает, что довольно трудно распознать ее истинную личность. Она священница, пастушка, или просто богато одетая женщина?

Величие и реализм, вместо божественной красоты юной женщины в роскошном наряде, указывают на то, что это портрет, возможно, мог быть эскизом для исторической или библейской женской фигуры, которую Рембрандт в это время рисовал. Ни один из ученых и критиков искусства не исключает возможность того, что Саския была изображена как мифологическая женская фигура. Сильная тенденция Рембрандта к демифологизации его мифологических тем оставляет этот вопрос открытым. Что кажется ясным, так это то, что Рембрандт играл с идеями женской красоты, чувственности, чистоты, соблазнительной силы и сексуального влечения, вдохновленный великолепной чувственностью Флоры Тициана.

Жизнь Рембрандта как портретиста

Введение экстравагантного и полного энтузиазма стиля Антония ван Дейка в портретной живописи больше соответствовало публичному вкусу, нежели строгий натурализм Рембрандта. Отказ приспособиться к новым формам портретной живописи был одной из причин его все более растущей изоляции, одиночества и нищеты в конце его жизни. В начале своей карьеры он был самым востребованным и лучше всего оплачиваемым портретистом в Амстердаме. Каждый год ему заказывали 50 портретов, большинство из которых были щедро оплачены. Космополитичный Амстердам 17 века был хорошим рынком для портретов. Богатые жители, купеческие патриции, хирурги, религиозные консерваторы, известные проповедники, иностранцы и гостевые дипломаты, все они требовали высококачественные портреты.