Картина "Лас Менинас" является одной из самых известных и значимых работ испанского художника Диего Веласкеса. В ней он изображает сцену в испанском дворце, где находятся принцесса Маргарита и ее служанки. Картина считается важным памятником западного искусства и вызывает много вопросов и дискуссий.

Одной из интересных особенностей картины является ее композиция. Веласкес расположил фигуры на плоскости таким образом, что создает ощущение глубины и пространства. Каждый персонаж имеет свое место в кадре и вызывает интерес со стороны зрителя. Важность каждой из фигур подчеркнута их масштабом и освещением.

Особое внимание уделяется принцессе Маргарите, которая заполняет центральную часть картины. Веласкес изобразил ее в высокой белой платье, создав тем самым ощущение ее высокого статуса и важности. Ее лицо и выражение придают ей особую индивидуальность и жизненность. Она является фокусом внимания зрителя.

На заднем плане картины находятся другие персонажи, служанки и дворцовые официанты, которые стремятся угодить принцессе и выполнить ее желания. Возникает ощущение, что зритель становится свидетелем дворцового обряда и наблюдает за происходящим внутри дворца.

Использование светотени в работе также заслуживает внимания. Веласкес мастерски использует свет и тень для создания объема и глубины. Это придает картине реалистичность и живость. Каждый персонаж имеет свою собственную игру света и тени, что делает его еще более выразительным.

Картина "Лас Менинас" - это сложное и многогранный произведение искусства. Она вызывает интерес исследователей и художников со всего мира и остается актуальной до сегодняшнего дня.

Лас Менинас - загадочный групповой портрет, о beherrschtt от необычного количества фигур, среди которых принцесса, монахиня, карлик и сам барокко художник.

Многие сравнивают эту картину с моментальным снимком, поскольку она представляет множество действий разных персонажей. Одновременно детальное рассмотрение показывает, что она не следует правилам перспективы.

Без явных доказательств намерений художника или желания его покровителя, зрителю и историку обычно остаются только теории и неразрешенные вопросы.

Не смотря на эту неопределенность - или, возможно, именно благодаря ей - Лас Менинаш нашла место среди величайших произведений западного искусства.

В дальнейшем мы раскроем то, что мы знаем о этом неисчерпаемом испанском шедевре и о том, что, вероятно, навсегда останется загадкой.

Кто был художник Диего Веласкес?

Диего Родригес де Сильва и Веласкес родился в 1599 году в Севилье, Испания, в семье маленькой знати. Уже в юном возрасте он проявил талант к живописи и в 11 лет стал учеником художника Хуана де Эрреры.

Пять лет юноша учился у Франсиско Пачеко, который сегодня известен своим техническим маньеристским стилем. Веласкес впоследствии вышел замуж за дочь Пачеко Хуану, и старший художник оставался его наставником.

В 1620-х годах ранние работы Веласкеса принесли ему фанатов в Севилье. Среди его картин были в основном изображения библейских сцен, таких как Поклонение волхвов (1619), а также испанские картины, изображавшие повседневные сцены, такие как Продавец воды в Севилье (1618-22). В других работах, таких как Христос в доме Марии и Марты (1618) и Вечеря в Эммаусе (1620), Веласкес неожиданным образом смешивал оба жанра, сосредотачивая внимание на обычных рабочих людях, в то время как на заднем плане можно было видеть миниатюрные сцены из Нового Завета.

Веласкес здесь демонстрирует великолепное понимание света и тени, чувство передачи мельчайших деталей поверхности и текстуры и талант в уловлении подлинных характеристик людей. Хотя в последующие годы это способность у него была немного ослаблена, так как он должен был льстить своим королевским субъектам, его всегда хвалили за его преданные изображения.

В 1622 году Веласкес привлек внимание консультанта Филиппа IV и был нанят, чтобы на следующий год нарисовать портрет короля. Будучи довольны результатом, монарх, чей предыдущий дворовый художник умер в прошлом году, нанял Веласкеса, чтобы занять вакантную должность в Мадриде.

Филипп IV известен своей поддержкой искусства. Его правление стало второй половиной золотого века испанской культуры, о котором говорят как о "Сигло де Оро", а его коллекция произведений искусства стала основой для Музея национального прадо, национального художественного музея Испании, в котором до сих пор находится знаменитая картина "Las Meninas".

В десятилетиях после его назначения придворным художником Веласкес продемонстрировал свою умелость в изображении королевской семьи: Филиппа, его жен, его детей и других членов королевского двора. В то же время ему удалось установить крепкие личные отношения с королем. В 1652 году Веласкес был назначен казначеем дворца, что позволило ему устроиться во дворце и иметь прямой доступ к королевской семье.

Художник имел обязанности, которые включали консультирование о королевской художественной коллекции, уход за дворцом и подготовку к приему гостей, но он также помогал в дипломатических вопросах и даже в планировании свадеб.

Ученые задокументировали необычную двойную жизнь художника и указали на его стремление к величию, которое выходило далеко за рамки типичного дворцового художника. Эта вторая роль может объяснить, почему Веласкес был недостаточно продуктивным в своей художественной деятельности: сегодня оценивается, что он создал всего около 120 картин в своей жизни. "Las Meninas" была одной из последних его работ и свидетельствует о том, что он был необычным дворцовым художником.

Что мы видим в "Las Meninas"?

Благодаря исследованиям художествоведа Антонио Паломино XVIII века и его книге, опубликованной в 1724 году, мы узнали многое о людях и физическом пространстве, изображенных на картине "Las Meninas". В ходе своего исследования Паломино беседовал с коллегами Велазкеса (сам художник умер в 1660 году) и с четырьмя из девяти изображенных на картине персон.

Картина "Las Meninas" находится в рабочих помещениях Веласкеса в Реальном Алькасаре Мадрида, во дворце, где жил король и его семья. На противоположной стене комнаты висят копии работ Питера Пауля Рубенса, еще одного любимого художника Филиппа IV, выполненные художником Хуаном Баутистой Мартинесом дель Мазо. (Паломино ошибочно считал, что это оригиналы.) Эта серия показывает сцены из "Метаморфоз" Овидия, в том числе сцену с Минервой и Арахной, а также сцену с Паном и Аполлоном.

В центре комнаты стоит принцесса и Инфанта Донья Маргарита Мария фон Австрии, первый ребенок Филиппа IV и его второй жены Марианы. Принцесса была четвертым ребенком Филиппа и была изображена в Лас Менинас в возрасте примерно пяти-шести лет. Она была одним из любимых мотивов Веласкеса, который неоднократно изображал ее по просьбе короля.

Она носит пышное кремовое платье с изящной юбкой и прозрачными рукавами. Ее мягкие золотистые волосы и розовые щеки кажутся почти ангельскими, светясь естественным отражением света, проникающим в картину. Маргарита является одним из немногих элементов легкости во всей композиции.

Прямо по левую и правую стороны от них находятся именные менины, ожидающие дамы, которые сопровождают и заботятся о молодом короле в повседневной жизни. Прямо слева от принцессы стоит Донья Мария Августина Сарментио, которая преклоняется, чтобы предложить ребенку маленькую кувшинку на серебряной подносе; справа мы видим Донью Изабель де Веласко, согнувшуюся на поклон, ее руки протянуты над ее объемным платьем. Обе женщины одеты в роскошные наряды, включая бабочек, закрепленных в их волосах.

Дальше вправо находятся дворовая гномья Марибарбола и придворный шут Николас Пертузато, которые также входили в придворный ансамбль. Веласкес часто изображал этих второстепенных персонажей; некоторые их портреты также висели в замке. Николасито опирается ногой на большую, кроткую собаку, которую некоторые идентифицировали как мастифф.

Прямо за Менинами находится монахиня Донья Марсела де Ульоа, которая, кажется, втянута в дискуссию и разговаривает с неопознанным стражем. Слева видим самого Веласкеса, который выглядывает из-за большого холста. Он носит изысканную черную придворную одежду, над ней плащ и красный крест Сантьягского ордена, нарисованный на его груди. Этот символ был знаком его рыцарства, которое король присвоил ему в 1659 году.

В центре задней стены находится открытая дверь, через которую мужчина поднимается или спускается по лестнице и смотрит на наблюдателя. Это Хосе Ньето Веласкес, камердинер королевы, который также руководил королевской мастерской гобеленов.

Возможно, самым важным аспектом всей композиции является зеркало слева от Ньето Веласкеса, где мы видим фоновое отражение супружеской пары - короля Филиппа и королевы Марианы. Исходя из этого, предполагается, что они стояли там, где сейчас стоят зрители, когда Веласкес рисовал портрет. "Las Meninas" показывает момент, когда принцесса и ее придворные вошли во время создания портрета. Другие предположили наоборот - что король заходил в ателье художника во время создания портрета Маргариты. Третья теория гласит, что принцесса отказалась присоединиться к семейному портрету, и картина показывает, как ее уговорила одна из Menina.

Независимо от этого, присутствие действий за кадром поддерживается жестами и взглядами различных персонажей.

Значение картины "Las Meninas"

Мы знаем, что "Лас Менинас" была предназначена для короля и первоначально была повешена в его кабинете в летней резиденции. Однако отсутствие точной датировки картины затрудняет историческую классификацию произведения и его значение. Инвентаризация после смерти короля Филиппа в 1666 году позволяет сделать выводы, что "Лас Менинас" была создана в 1656 году, хотя эта дата также не является достоверной. В инвентаризации говорилось о картине Веласкеса, созданной в 1656 году и изображающей принцессу Маргариту. Поскольку мы знаем, что Маргарита родилась в 1651 году, дата примерно совпадает с описанием произведения. Однако противоречительным является красный рыцарский крест на груди Веласкеса, поскольку известно, что он был рыцарем только в ноябре 1659 года.

Начиная с Паломино, различные историки искусства предполагали, что красный крест был добавлен к картине по указанию короля в более поздний период. Паломино даже считал, что это произведение изначально было частью кампании Веласкеса для рыцарского звания. Он считал монументальное полотно примером поиска художника вечной славы, средством сохранения своего собственного имени и связи с королями. «Имя Веласкеса будет жить из века в век, так же долго, как имя выдающейся и прекрасной Маргариты, в тени которой увековечено его изображение», написал Паломино.

Картина была хранилась в королевском дворце до 1819 года, затем она была перевезена в Прадо. Но уже до этого несколько привилегированных лиц, которые видели ее, заметили новизну художника, изображающего себя рядом с монархией. "Картина больше похожа на портрет Веласкеса, чем на портрет королевы", прокомментировал португальский писатель Феликс да Коста при рассмотрении "Дамы с придворными" в 1696 году. Хотя изначально она была описана как картина семьи Филиппа IV, в 1843 году она была названа "Дамы с придворными", чтобы признать ее статус гораздо больше, чем у обычной семейной картины.

В новое время реставраторы, проведшие исследование картины, заверили нас в том, что в ней нет двух разных слоев краски, как долго предполагалось. Именно поэтому крест был частью оригинальной картины, что в свою очередь привело к появлению новых теорий. Несмотря на то, что большинство историков до сих пор датируют картину 1656 годом, Браун разработал откорректированную хронологию для "Las Meninas". Он поместил создание картины между 28 ноября 1659 года, когда Веласкес был рыцарем, и апрелем 1660 года, когда он помогал королю в экспедиции в Пиренеи для встречи с французами. На данном фоне Веласкес создал "Las Meninas" всего за четыре месяца. Браун утверждает, что "Las Meninas" - это благодарность королю после того, как Веласкес был принят в орден Сантьяго.

В настоящее время общеизвестно, что сценарий, который мы видим, является вымышленным. Веласкес, безусловно, наблюдал каждую часть картины из первых рук, но он конструировал их вместе и вплетал рассказ, соответствующий его собственным целям. «Факт превращается в вымысел», пишет Браун. «Произведение является чистым продуктом фантазии художника».

Сегодня многим известно, что то, что мы видим, - вымысел. Веласкес наблюдал каждую часть картины лично, но соединил их вместе и создал рассказ, который подходил его целям. Браун пишет о том, что «факт превращается в вымысел» и что произведение является чистой фантазией художника.

Сейчас все знают, что то, что мы видим, - выдумка. Веласкес наблюдал каждую часть картины непосредственно, но соединил их воедино и увязал в историю, соответствующую его собственным целям. Браун пишет, что «факт превращается в вымысел» и что это полностью результат фантазии художника.

Сегодня все знают, что видимое нами сценарное действие - вымысел. Веласкес, безусловно, сам видел каждую деталь картины, но собрал их воедино и плел повествование в соответствии с собственными целями. Так как пишет Браун, «факты превращаются в вымысел», и произведение - чистый результат фантазии художника.

В наше время все знают, что увиденный нами сюжет - вымысел. Сам Веласкес наблюдал каждую часть картины лично, однако соединил их в одно и создал сюжет, который подходил его собственным целям. По словам Брауна, «факт превращается в вымысел», а произведение является полностью результатом фантазии художника.

Спигель - одна из нескольких неразрешенных загадок. Ученые не уверены, является ли это настоящим королем и королевой или же это портрет пары, который появляется на холсте, над которым работает Веласкес. Благодаря тому, как художник играл с перспективой в этой картине, можно найти аргументы в пользу обоих сценариев; несколько ученых стараются исследовать размеры, геометрию и перспективу в "Las Meninas".

В своем эссе 2002 года Сюзанн Л. Страттон-Прюитт собрала различные подходы к интерпретации произведения в 20 веке - от аллегорических чтений до исследований его физической структуры. Ученые и писатели, такие как Мишель Фуко, использовали картину как корм для продвижения своих интеллектуальных усилий. Наиболее убедительным аргументом является Las Meninas, который представляет собой празднество благородного искусства живописи.

«В начале 21 века», заключает Страттон-Прюитт, «Las Meninas несмотря на все анализы, всё ещё ускользает от нашего внимания.»

Хотите узнать больше о различных методах исторической интерпретации на примере Las Meninas?