Орфизм, который оторвался от кубизма, чтобы запечатлеть яркие цвета и представления о времени и опыте, представил бессодержательное искусство французской публике. Орфизм, будучи одним из первых стилей, приближавшихся к полной абстракции, объединил современные теории философии и цвета, чтобы создать произведения, погружающие зрителей в динамический мир ритмичных форм и ярких элементов. Вместо долгосрочного связанного движения орфизм был слабо связанной группой художников, с общей целью выхода за пределы конкретной реальности и представления потока видения одновременности и изменения. В годы перед Первой мировой войной орфизм цветел короткое время, прежде чем стихнуть в 1914 году с началом войны.

Важные идеи

С самого начала орфизм был междисциплинарным и объединил философские теории о времени и опыте Эрикюла Бержсона с поэтическими экспериментами символизма и абстракции. Поэт Гийом Аполлинер ввел это понятие, назвав его в честь греческого бога Орфея, известного своими музыкальными талантами. Фактически, художники орфизма стремились к абстрактным уровням, достижимым в музыке, где звуки могли вызывать эмоции и переживания, отделенные от реального мира. Орфисты организовывали гармонии цветов по образцу музыкальных гамм и аккордов.

Орфизм был основан на кубизме, однако с новым уклоном в цвет, под влиянием неоимпрессионистов и символистов. В отличие от одноцветных полотен Пабло Пикассо и Жоржа Брака, орфисты использовали призматические цвета, чтобы стимулировать движение и энергию. Обращая внимание на чувственное и интуитивное, они предлагали радикально новые возможности для абстракции кубистических идей и создавали еще один путь к прогрессу модернизма.

Ведущие художники движения

Никто не знает наверняка, кто первым создал абстрактную живопись, но в этом отношении претензии предъявляют орфисты. В период с 1910 по 1912 год несколько художников создали абстрактные полотна, включая экспрессиониста Василия Кандинского и американца Артура Дова, хотя Франтишек Купка, Соня Делоне и Роберт Делоне также создали работы, которые могли бы быть потенциальными конкурентами.

Состязание сложно: абстрактный узор на потолке Сони Делоне, который вдохновил ее и ее мужа на создание абстрактных композиций, изначально не считался произведением искусства. Как Роберт Делоне, так и Купка рисовали свои мотивы по определенным темам, поэтому их работы часто считаются непредметными. Тем не менее, их принадлежность к орфистическому движению свидетельствует о значимости их авангардных экспериментов.

В своей уверенности в том, что гармония цветов и излучающие формы орфизма представляют собой универсальные энергии, художники выходили за рамки масляной живописи и экспериментировали с более популярными возможностями. От поэзии до дизайна, некоторые из наиболее заметных продуктов движения стали странствия Сонии Делоне через моду и декор. Раннее и смелое абстрактное произведение движения было создано Сонией в текстильном искусстве, которое затем вдохновило художественное абстрагирование ее мужа. Ее широкое понимание художественного производства способствовало развитию идеи искусства как общей среды обитания и дальнейшему содружеству между художниками и промышленностью.

Важные произведения орфизма

La Ville de Paris (1910-12)

Художник: Робер Делоне

Описание и анализ произведения искусства: Делоне рассматривал это монументальное полотно (406 х 267 см) как поворотную точку в своем творчестве и предлагал более крупное метафизическое континуум времени и опыта. Оно должно было стать визуальным манифестом и включать элементы современной фрагментации, сталкивая их с классическими ссылками и историческими масштабами. Произведение объединяет фрагментарные виды Парижа с элементами его истории, начиная слева с Кай дю Лувра, представляющего древний Париж, и заканчивая справа Эйфелевой башней, символизирующей современность города.

Работа отражает акценты орфизма, представляя одновременные состояния модернизма и передает мимолетные ощущения современной жизни в Париже. В 1909 году он впервые исследовал изображения Эйфелевой башни, которая должна была стать центральным символом в его творчестве. Делоне также добавил символический уровень трех женщин; их фрагментированные фигуры представляют Париж прошлого, настоящего и будущего, а также относятся к мифу о Парижском суде. Женщины были частично вдохновлены фреской трех граций из древнего Помпеи.

Величественный масштаб и использование аллегорических фигур показывают, что Делоне намеревался сделать это произведение своего рода тур де форс и объявить свое прощание с кубизмом на своей выставке в Салоне независимых 1912 года. Блестящая орфистская цветовая гамма, основанная на контрастных первичных и вторичных тонах, создает ощущение живого движения и одновременного восприятия. Делоне верил, что это предлагает еще один уровень значения, выходящий за пределы конкретной реальности. Как написал Аполлинер, "Это больше, чем художественное проявление. Это изображение отмечает начало понятия искусства, которое, возможно, было утрачено со времен великих итальянских художников. оно сжимает в себе все подходы к современному искусству без всякой научной показухи".


Обложка к Berceau (1911)

Художница: Соня Делоне

Описание и анализ произведения искусства: Покрывало из 70 треугольных и прямоугольных лоскутков ткани расположено в контрастных узорах вдоль грубо выполненной сетки и создает мягкий и гармоничный, но все же динамичный эффект. Доминирующим горизонтальным и вертикальным линиям противостоят треугольные пятна, вводящие тонкие диагонали, чтобы передать чувство живого движения. Расположение черных прямоугольников, зеленых треугольников и маленьких вертикальных желтых прямоугольников в центре произведения создает ощущение глубины, словно вы глядите в глубокое пространство. Тем не менее, текстиль имеет выраженную плоскую поверхность, создающую визуальное напряжение между иллюзией и реальностью.

Несмотря на то, что это произведение должно было послужить основой для орфизма, его истоки были довольно скромными. Соня Делоне сказала: "В 1911 году у меня появилась идея создать для своего сына, который только что родился, одеяло из лоскутков ткани, которые я видела в домах русских крестьян. Когда оно было готово, мне показалось, что расположение тканевых частей напоминает кубические представления, и мы тогда попытались применить тот же процесс к другим объектам и изображениям". Статус одеяла как предмета для дома, а не как произведение искусства, позволил экспериментировать с чистой абстракцией. Возможности использования были ограничены, и было приемлемо преследовать узоры и цвета исключительно в декоративных целях.

Это ранняя работа орфизма влияла на теорию и практику движения, так как она вдохновила серию одновременных окон ее мужа. В действительности работа Сони настолько прогрессивна: серия Роберта сохраняла некоторые предметные элементы, в то время как...

Ритм (Адам и Ева) (1910-1913)

Художник: Владимир Баранов-Россине

В центре композиции вихрится солнечный диск, а вокруг него излучаются шесть колец, представляющих библейские дни творения. Растительность, растущая из третьего кольца, создает оживленный рост, в котором видны фрагментированные и формованные животные.

Использование аллегорических и космологических мотивов Бараноф-Россине было повлияно аллегорическими фигурами Делоне в работе "Город Париж", поскольку его солнечный диск наталкивает на мысль о гербе его наставника. Тем не менее, художник использует аллегорию с другой целью и создает не ощущение современной реальности, а символическое чудесное место - мир, возрожденный из ритма света, где динамичный солнечный диск представляет глаз Бога.