Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи - "Последняя вечеря" - стала не только главным произведением итальянского художника, но и олицетворением ренессансного искусства в целом. В этой картины Леонардо великолепно запечатлел момент последней встречи Иисуса со своими учениками перед переменами в их жизни.

Картина была выполнена масляными красками на стене кафедрального собора Сант-Мария-делла-Грация в Милане. Работа над "Последней вечерей" заняла несколько лет и полностью заняла стену в рефектории собора.

В центральной части картины изображен Иисус Христос, окруженный двенадцатью апостолами. Каждая фигура отличается своей индивидуальностью и выражением лица. Леонардо сумел передать эмоции и настроение каждого из апостолов, отображая их реакцию на слова Иисуса о предательстве одного из них.

Картина хорошо известна своими уникальными техническими решениями, такими как использование перспективы и освещения. Леонардо добился максимальной глубины и объема, создавая реалистичные изображения и атмосферу напряжения. Его мастерство в создании тончайших деталей и точности анатомических изображений делают "Последнюю вечерю" одним из величайших шедевров искусства.

Хотя картина была подвержена различным проблемам, включая воздействие времени и неудачные реставрационные работы, она остается символом величия Леонардо да Винчи и его вклада в мировую культуру. "Последняя вечеря" продолжает привлекать внимание и восторг зрителей из разных уголков мира, восхищая своей красотой и значимостью.

В эпоху Ренессанса Леонардо да Винчи создал безупречное творчество.

В его обширном творчестве есть три произведения, которые выделяются среди остальных: Мона Лиза (картина), человек Витрувия (научный чертеж человеческой пропорции) и "Тайная вечеря" (библейская фреска).

С момента завершения работы в конце 15 века "Тайная вечеря" поражает своим впечатляющим размером, уникальной композицией и необычной тематикой.

В данной статье мы рассмотрим эту всемирно известную художественную работу, исследуем ее историю и раскроем особенности, делающие ее так особенной.

Картина

В 1495 году Леонардо да Винчи был назначен Людовико Сфорца - герцогом Милана и близким покровителем художника - для написания фрески размером 422 х 904 см в рамках реставрации доминиканского монастыря Santa Maria delle Grazie в Милане.

Более точно, Сфорца просил Леонардо изобразить последнюю вечерю Иисуса Христа, как она описана в Евангелии от Иоанна в Новом Завете Библии.

Как и другие изображения этой известной сцены, Леонардо представил Иисуса и его 12 апостолов за столом, во время празднования Пасхи. В отличие от подобных произведений, Леонардо решил иллюстрировать момент, когда Иисус сообщает своим последователям, что один из них предаст его. В этом контексте он сфокусировался на индивидуальных реакциях персонажей.

Можно буквально прочитать любовь, страх, возмущение или печаль на их лицах. Удивление, которое можно увидеть в жестах и мимике Иуды, так как он знает, что Иисус осведомлен о его плане, обнаруживает его как предателя.

Композиция и классификация персонажей

Да Винчи разделил апостолов на группы по три человека, число, которое представляет священную Троицу.

Апостолы первой тройки выглядят удивленными и отводят от себя вину, что указывается жестами рук (Варфоломей, Иаков, Андрей).

Во второй тройке появляется апостол Петр (5), разгневанный. Он держит клинок, отвернутый от Иисуса. Иоанн (6), сидящий рядом с Иисусом, наклоняется в сторону и смотрит вниз. Иуда (4), предатель, удивлен тем, что Иисус прозрел его намерения.

В центре сюжета находится Иисус (7), одетый в двухцветную одежду, в то время как он обнародует своим апостолам известие. Одежда и два разных жеста рук иллюстрируют возможность различных реакций на такую ужасную новость. Иисус смотрит на свою левую руку, которая покрыта синей одеждой, а ладонь обращена к нему и зрителю. Намек на то, что он принимает свою судьбу и принимает свою смерть.

Возможна добавка: Иисус с целью привлечь внимание апостолов и подчеркнуть важность сказанного, может произносить эти слова с огромной силой и эмоциональностью, что позволяет ему донести свое послание до каждой души.

Следующая тройка, состоящая из Томаса (8 лет), Иакова (9 лет) и Филиппа (10 лет), испытывает огромный шок. Томас поднимает свой палец вверх, будто предупреждает предателя о его предстоящем поступке. Иаков разводит руки и защищает Иисуса от остальных учеников, сидящих слева от него. Филипп сильно потрясен. Иисус призвал его последовать за ним, и теперь он шокирован тем, что предсказанное действительно произойдет.

Группа мальчиков, в которую входят Томас, Иаков и Филипп, испытывает глубокое недоумение. Томас поднимает палец вверх к небу, будто предупреждая предателя о его намерениях. Иаков разворачивает руки и закрывает Иисуса от остальных учеников, сидящих с его левой стороны. Филипп в глубокой тревоге. Иисус призвал его идти за собой, и теперь он потрясен тем, что предсказанное сбудется.

Следующая группа, состоящая из Томаса (восьми лет), Иакова (девяти лет) и Филиппа (десяти лет), испытывает череду эмоций. Томас вздымает палец к небу, как будто пытаясь предупредить предательство. Иаков широко разводит руки, прикрывая Иисуса от остальных учеников, сидящих слева от него. Филипп глубоко потрясен. Иисус призвал его идти за ним, и теперь он шокирован тем, что предсказанное сбудется.

Следующая тройка мальчиков, включающая Томаса (восемь лет), Иакова (девять лет) и Филиппа (десять лет), переживает невероятный шок. Томас поднимает свой палец вверх, будто предостерегает предателя от его предстоящего поступка. Иаков широко разворачивает руки и защищает Иисуса от остальных учеников, находящихся слева от него. Филипп сильно потрясен. Иисус призвал его пройти по его следам, и теперь он шокирован тем, что предсказанное действительно сбудется.

Следующая тройка, включающая Томаса (восемь лет), Иакова (девять лет) и Филиппа (десять лет), испытывает полное недоумение. Томас поднимает свою руку вверх, словно предупреждает предателя о возможных последствиях. Иаков раскидывает руки и защищает Иисуса от остальных учеников, сидящих слева от него. Филипп ошеломлен происходящим. Иисус просил его последовать за ним, и теперь Филипп шокирован тем, что предсказанное начнет сбываться.

Три последних ученика, которые сидят справа от стола при виде сверху, - Матфей (11), Фаддей (12) и Симон (13). Основная тема этой группы - их потрясение после раскрытия пророчества. Они пытаются обсудить значение этого послания, что иллюстрируется обычными движениями рук в дискуссии.

Техника

Чтобы создать Тайную Вечерю, Леонардо отказался от традиционной фресковой техники рисования на мокром гипсе в пользу секко-техники, "сухого" метода.

Да Винчи, известный своим колебанием, но все же амбициозными намерениями, приветствовал факт того, что работа на сухом штукатурном составе позволила ему взять необходимое время и не беспокоиться о высыхании материала.

С помощью этого метода он смог добавить массу деталей и применить свои характерные техники живописи. Среди них - контрасты теней (чиароскуро), размытые оттенки (сфумато) и использование линейной одноточечной перспективы. К сожалению, секко-фрески очень чувствительны. Состояние произведения существенно ухудшилось со времени его завершения в 1498 году. По этой причине оно неоднократно подвергалось реставрации, и, вероятно, теперь содержит всего лишь немного оригинальных мазков художника.

Значение произведения

В истории искусства «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи считается одной из самых значимых шедевров всех времен. Помимо гармоничной композиции и продвинутой перспективы, оно известно своим реалистичным стилем изображения персонажей.

В популярной культуре «Тайная вечеря» да Винчи особенно известна благодаря окружающим ее спекуляциям. В книге «Расколотая реальность» авторы Линн Пикнетт и Клайв Принс утверждают, что на самом деле изображенный Иоанн является Марией Магдалиной, женщиной, упомянутой в Евангелиях. Эта теория дополнительно исследуется в романе Дэна Брауна «Код да Винчи».