Рогир ван дер Вейден, также известный как Рожье Ван Вейден, был бельгийским живописцем XV века и одним из ведущих мастеров Фламандской школы.

О его ранней жизни известно немного, но считается, что он родился около 1400 года в городе Турнай. Он получил образование в Турнайской школе художественных мастеров, где изучал основы живописи и скульптуры.

В поздних годах Вейден переехал в Брюгге, где стал известным своими портретами и религиозными композициями. Его стиль характеризуется реалистическим подходом и акцентом на выразительности лиц и жестов его персонажей.

Одним из наиболее известных произведений Вейдена является его триптих "Отпевание Христа", который сейчас находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Это произведение выделяется своей мощной эмоциональной силой и мастерством в передаче деталей.

Рогир ван дер Вейден имел значительное влияние на искусство своего времени и впоследствии. Его реалистический стиль и внимание к психологическим аспектам персонажей во многом повлияли на развитие живописи и скульптуры в Европе.

Сегодня произведения Рогира ван дер Вейдена остаются одними из самых ценных и уважаемых в истории искусства, привлекая внимание и восхищение любителей искусства со всего мира.

Рогир ван дер Вейден был одним из самых значимых и влиятельных художников северного Ренессанса во Фландрии. Он стал официальным художником города Брюссель и работал для герцога Бургундии. Группы фигур и композиции для портретов и библейских сцен, созданных Рогиром ван Дер Вейденом, вдохновили поколения последующих художников, а его способность изображать интенсивные эмоции была признана одним из его самых важных достижений в европейском искусстве.

В этой биографии вы найдете подробное резюме жизни художника - разделенное на ранний, средний и поздний периоды его творчества -, обзор его произведений и оценку его художественного наследия.

Основные идеи о Рогире ван дер Вейдене и его творчестве

Деталь из: Рожье ван дер Вейден, Снятие с креста, между 1435 и 1438 годом

Биография Рожье ван дер Вейдена

Детство

Роже (часто Рожье) де ла Пастюр родился в Турне, которое было правлено французским королем, но было окружено территорией, контролируемой герцогами Бургундии и ныне принадлежащей Бельгии.

Его отец Анри де ла Пастюр был мастером ножевой промышленности и, следовательно, был частью процветающей ножевой производственной промышленности Турне. Его мать была демуазель Аньес де Ватерло (или Ватерелос). Когда он позднее переехал в Брюссель, он изменил свою фамилию на фламандскую звучащую Рожье ван дер Вейден.

В связи с многочисленными вариантами его имени в различных документах, а также с потерей документов и произведений искусства со временем, большая часть его биографии неизвестна и долгое время проверялась искусствоведами на ее достоверность.

Ниже представлены факты, которые считаются подтвержденными в течение его жизни.

Ранние работы художника

В середине 1420-х годов Ван дер Вейден начал свое художественное образование, присоединившись к мастерской Роберта Кампена. Кампен был одним из самых значимых художников в Турне и одновременно являлся деканом художественной гильдии.

Скорее всего, Ван дер Вейден работал несколько лет в помощниках Кампинса, прежде чем в 1427 году официально был принят в ученики. Это событие, вероятно, произошло (как предполагает искусствовед Дирк де Вос) из-за новых правил в малярской гильдии Турне, которые требовали, чтобы художники были официально приняты в ученики, прежде чем они могли работать самостоятельно.

Возможно, Ван дер Вейден также прошел университетское образование, так как 17 ноября 1426 года он был отмечен городом Турне как "Мастер Роджер де ла Пастюр".

Однако титул "Майстер" был редко присваиваем художникам и не означал, что они закончили свое обучение, а только то, что они получили другое отличие, которое, хотя и не определено однозначно, могло отражать университетское образование.

Соображение: Утонченность его композиций и иконографии могла быть еще одним подтверждением того, что он получил академический титул.

В 1426 году он женился на Элизабет Гоффаерт, дочери брюссельского сапожника. Паре родилось четыре ребенка между 1427 и 1438 годами.

В большую часть 1420-х годов Турне переживало политические и социальные перемены, так как власть перемещалась между гражданским правительством, французским королем и бургундскими герцогами.

Хотя Ван дер Вейден, возможно, не присутствовал при продаже дома своего отца после его смерти в 1426 году, Дирк де Вос отмечает, что вероятно он находился в Турне в это время.

Ван дер Вейден стал мастером цеха в Турне 1 августа 1432 года, после того как он прошел необходимые четыре года как зарегистрированный ученик. Вероятно, это было вызвано тем, что его учитель Роберт Кампен был изгнан из цеха и его мастерская некоторое время не могла принимать новые заказы. Два маленьких панно с изображением Девы с ребенком в нише и святого Георгия с драконом (около 1432-35 гг.) относятся к ранним работам, которые можно приписать Рогиеру и которые были созданы еще в мастерской Кампена.

Рогир ван дер Вейден, святой Георгий с драконом, 1432 - 1435

В Турне он также создавал картины, в том числе знаменитую Вознесение Креста (около 1435-38), а также многоцветные скульптуры и расписанные элементы архитектуры для церквей.

От Кампена Рогир ван дер Вейден усвоил детальный натурализм, который можно увидеть в его самых ранних картинах. Оба художника обладали проницательностью и интересовались поиском равновесия между поверхностями, объемом и пространством изображения.

Рогир ван дер Вейден, Снятие с креста, между 1435 и 1438 годами

Более тонкие стилистические различия осложняются коллективным характером практики мастерской и постоянным несогласием среди историков искусства относительно характера творчества Кампина. Также неясно, могут ли его работы быть отождествлены с работами неизвестного художника, иногда называемого "Мастером Флемалле".

В течение своего времени в Турне Рогир ван дер Вейден, вероятно, познакомился с художником Яном ван Эйком, который посетил город и принял участие в приеме художественной гильдии в 1427 году.

Примечание: Как два самых известных художника своего времени, они, скорее всего, были знакомы и ценили творчество друг друга на протяжении всего своего творческого периода.

Под конец 1435 года Ван дер Вейден переехал в Брюссель, новую столицу бургундского государства. Возможно, его привлек особый заказ на четыре крупноформатные работы для Брюссельского ратуши, который он получил.

Впоследствии главное место жительства и мастерская Ван дер Вейдена находились в Брюсселе, на "Золотой улице" недалеко от дворца Куденберг, резиденции герцога Бургундии. В марте 1436 года даже упоминается его как "художника города Брюссель". Казалось, эта должность была специально создана для него в это время переезда. В это время он также принял фламандскую версию своего имени. Его брюссельская мастерская была большой, и там, вероятно, работало несколько сотрудников, в том числе его сын Питер и племянник Луи ле Дюк.

Заказ на ратушу состоял из четырех огромных живописных полотен, которые вместе были шириной около 20 метров. Сцены изображали легенды о Траяне и Геркинбальде, исторические примеры правосудия, и были размещены в "Золотой комнате" ратуши.

Множество комментаторов, включая Альбрехта Дюрера и Джорджо Вазари, хвалили мастерство этих картин. Они - единственные работы, о которых известно, что художник их подписал.

К сожалению, здание и его содержимое были уничтожены при бомбардировке Брюсселя в 1695 году во время девятилетней войны между Францией и группой европейских сил, однако частичная копия произведений, сделанная в виде гобелена, сохранила некоторое содержание и стиль.

По мнению Рогиера ван дер Вейдена, Вантеппиц с изображением Траяна и Геркинбальда

Работа Рогиера над этими панелями, вероятно, заняла большую часть его времени в 1440-х годах. Только около десяти других известных произведений из этого десятилетия дошли до наших дней.

Благодаря своему возрастающему благосостоянию и статусу он мог сделать пожертвования бедным, посвятить большую алтарную картину картузийскому монастырю в Шюте близ Брюсселя и некоторое время занимать административную должность в благотворительном фонде.

Завершающий период творчества

Документы говорят о том, что Ван дер Вейден путешествовал в Италию в священном году 1450 года, чтобы совершить паломничество в Рим.

В пути он встретил итальянских художников и меценатов, включая семью Эсте из Феррары и семью Медичи из Флоренции, которые заказали у него произведения.

В июне 1455 года ему было поручено еще одно важное задание - создать триптих для главного алтаря церкви в Камбре, городе, расположенном к югу от Турне.

Рогир ван дер Вейден, алтарь святого Иоанна, 1459 год.

Большинство его портретов относятся к позднему периоду и часто имеют форму андактдиптихона - формата, который ему приписывают как изобретателю - состоящего из покровителя, стоящего напротив изображения Девы и ребенка. Он продолжал работать над различными проектами, и его репутация продолжала расти. Этому свидетельствуют примеры, такие как просьба Бьянки Марии Висконти, герцогини Милана, около 1460 года, отправить своего художника в Брюссель, чтобы учиться у Ван дер Вейдена, что он принял.

Ван дер Вейден умер 18 июня 1464 года в Брюсселе и был похоронен в Катариненкапелле Собора Святого Михаила и Святого Гудула. Надгробная надпись описывала его как "Мастера Роджера, знаменитого художника. Ты был так искусен в передаче формы вещей, что Брюссель оплакивает твою смерть." И малярские гильдии как Брюсселя, так и Турне устроили поминальные службы в его честь.

Наследие Роджера ван дер Вейдена

Рогиер ван дер Вейден был одним из наиболее влиятельных художников своего времени, вместе со своим учителем Робертом Кампином и Яном ван Эйком. Эти три художника в основном определили искусство Северного Возрождения через детальное наблюдение и изображение человеческих фигур и их окружения. "В Фландрии", как сказал Микеланджело о своих предшественниках, "они рисуют, стремясь к внешней точности. Они рисуют ткань и камень, зеленую траву полей, тень деревьев и рек и мостов". Это внимание к внешним явлениям также повысило реализм их работ и усилило эмоциональные реакции зрителей на них.

Вот деталь из картины "Снятие с креста" художника Рогира ван дер Вейдена, созданной между 1435 и 1438 годами.

Изображение детали: Рогир ван дер Вейден, Снятие с креста, между 1435 и 1438 годами

Композиции и стиль ван дер Вейдена оказали большое влияние на последующие поколения фламандских художников. Его наследие было частично результатом его огромной и активной мастерской, где он обучал других (в основном неизвестных) художников и разрабатывал рисунки и модельные книги, используемые для создания новых картин.

Хотя единственным документированным учеником дворовых художников герцогини Милана был Занетто Бугатто, Мемлинг также, вероятно, провел время в мастерской Ван дер Вейдена. Мемлинг адаптировал многие композиции Ван дер Вейдена для своих собственных интерпретаций. Изучение рисунков в ранних работах Мемлинга показало, что он сначала подходил к рисованию таким же образом, как и Ван дер Вейден. Мемлинг также стал известным благодаря резным диптихам, где изображение покровителя располагалось рядом с изображением Девы с ребенком в молитве.

Влияние Ван Дер Вейдена распространялось далеко-далеко: по Италии, Испании, Германии и Франции. Немецкий художник и гравер Мартин Шонгауэр вдохновлялся композициями и типами фигур Ван Дер Вейдена в конце 15 века, а Альбрехт Дюрер стремился увидеть его работы во время своей поездки по Нидерландам в 1520-21 годах. Инновационная иконография Ван Дер Вейдена, начиная от изображений Марии с младенцем Иисусом или огорченной его смертью, и заканчивая представлениями покровителей в прямом контакте с святыми фигурами, была многократно скопирована более поздними художниками.

Мадонна с Ребенком - картина Рогира ван дер Вейдена, созданная около 1454 года.