Концепция "готовых изделий" в искусстве имеет долгую и интересную историю. Она возникла в начале 20-го века и была связана с именем французского художника Марселя Дюшана. Дюшан первым предложил использовать уже существующие, обычные предметы в качестве произведений искусства.

Идея "готовых изделий" заключается в том, чтобы признать обычные предметы как произведения искусства, просто поместив их в галерейное пространство или присвоив им новое значение. Таким образом, предметы, которые раньше считались всего лишь функциональными или декоративными, становятся объектами восхищения и обсуждения.

Одним из самых известных произведений, созданных по принципу "готовых изделий", является фонтан Дюшана. Фонтаном является обычный унитаз, который художник подписал псевдонимом R.Mutt. Это произведение вызвало ожесточенные дебаты о природе искусства и его ценности.

Другой известный пример "готовых изделий" - это работы американского художника Энди Уорхола. Он использовал массово производимые предметы, такие как банки супа Campbell, поп-консервы и банкноты, чтобы исследовать связь между искусством и потребительским обществом.

Ценность "готовых изделий" заключается в том, что они вызывают вопросы о том, что именно делает предмет произведением искусства. Они вызывают размышления о ценностях, потребительстве, о том, что красота может быть найдена даже в обычных предметах повседневной жизни.

После ужасов Первой мировой войны многие художники, писатели и интеллектуалы стали задавать себе вопросы о каждом аспекте своей культуры, который позволил этой катастрофе произойти. Художники задумались о том, как технология, искусство и политика взаимосвязаны.

Художники и писатели, такие как Цара, Хуго Балл, Ман Рэй, Ханна Хёх и Макс Эрнст, пришли к выводу, что единственный способ ответить на эти открытия - это создание неуважительных и (частично) абсурдных произведений.

Художники Дада использовали техники коллажа, ассембляжа и фотомонтажа для создания своих произведений и создавали новый язык изображений, стремящийся существовать вне жестких структур современного общества.

Кабаре "Кабаре Вольтер" в Цюрихе было важным местом встречи для художников Дада, но движение вскоре распространилось в Париж и затем в Нью-Йорк.

Ранние обжет-трув и редимейды

Термин "обжет-трув" буквально означает найденный предмет, который рассматривается как произведение искусства. Часто это повседневные предметы, включенные в художественный контекст и тем самым превращенные из обычных объектов в искусство.

Обжет-трув у Пикассо

Только в начале 20-го века художники стали осознанно включать такие объекты в свою работу. Пабло Пикассо считается первым, кто использовал такие найденные объекты в своем искусстве.

Возможно, самым ранним известным примером этого является "Натюрморт с сиденьем из плетеного тростника" Пикассо. Включая такой материал в свою работу, Пикассо начал уничтожать барьеры между искусством и реальной жизнью, демонстрируя, что искусство всегда производится из реальной жизни.

Марсель Дюшан

Однако именно французско-американский художник Марсель Дюшан развил понятие objest trouve в своей теории готовых изделий до новых уровней. Дюшан считал себя инициатором готового изделия, хотя термин уже использовался намного раньше для описания объектов, изготовленных процессом производства.

Он работал художником с 1904 года и изучал в Академии Жюльена в Париже с 1904-1905 года. Его ранние работы отражают влияние кубизма и освещают творчество футуристов.

Однако с 1912 года Дюшан начал отказываться от живописи и отверг то, что он называл "сетчатой живописью". Он начал разрабатывать идею готового изделия после того, как однажды поставил колесо велосипеда на табуретку в своей студии и начал экспериментировать с другими формами. Среди них были объекты, которые он сам выбрал или некоторым образом адаптировал или изменял.

Для Дюшана готовое изделие тесно связано с промышленностью и ремеслом: выбирая массово производимые объекты и придавая им статус искусства, он именно задает вопрос о процессе, благодаря которому что-либо становится искусством.

В 1917 году Дюшан создал свой самый известный редимейд - "Фонтан", которым был писсуар из фарфора, представленный на выставке современного искусства под псевдонимом "Р. Мутт" в Обществе независимых художников.

Дюшан был членом правления общества, и это произведение вызвало много обсуждений среди его членов о его статусе как произведения искусства. Кризисное собрание привело к отказу в выставке этой работы.

Дюшамп был разгневан этим решением и в следующем месяце написал статью под псевдонимом в журнале "The Blind Man", который он совместно издавал, чтобы защитить произведение.

Неважно, сделал ли мистер Мутт этот фонтан собственными руками или нет. Он выбрал его. Он взял обычную вещь из жизни, расположил ее так, чтобы ее практическое значение стало невидимым под новым названием и новым ракурсом, и тем самым создал новую идею для этого объекта.

Джонатан Джонс в этом заявлении находит новую отправную точку для искусства XX века и констатирует: "Кажется, современная история искусства начинается с него". Несмотря на то, что он сделал всего тринадцать готовых изделий, это прорывное произведение стало основой для области концептуального искусства, пытаясь переопределить возможности искусства. Искусство не было просто чем-то, что можно было визуально наслаждаться, оно скорее охватывало идеи и процессы.

Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен

Хотя Дюшан часто считается создателем концепции готовых изделий, сегодня Лорингховен также считается пионером. Лорингховен путешествовала по всей Европе, двигалась в художественных кругах и работала в разных профессиях, таких как официантка, хористка, исполнительница перформансов и позднее модель для фотографов.

Но именно в Америке она начала свою карьеру художницы. В Нью-Йорке она познакомилась с бароном Лео фон Фрейтаг-Лорингховеном и вышла за него замуж.

Фрейтаг-Лорингховен Эльза, Бог, 1917

Ее первая работа "Бог" была создана ею в 1917 году с использованием найденного объекта - ржавого металлического кольца. Редимейд стал возможностью подвергнуть сомнению нормы и ожидания общества и изучить коммерциализацию эстетики.

Редимейд и сюрреализм

Творчество Дюшана имело огромное значение и в искусствоведении, и в практике, и повлияло на многих его современников.

Андре Бретон, один из представителей сюрреализма, использовал объекты-находки и сам редимейд и описал их как способы нарушения мышления и активации бессознательного.

В отличие от Дюшана, Бретон в своем эссе 1937 года исследовал процесс идентификации объекта обществом. Он стремился переосмыслить общение человека с объектами в целом и изучить, каким образом, с помощью техник, таких как сборка, можно создавать новые связи.

Скульптура Сальвадора Дали "Автомобиль или афродизиакальный телефон" была создана для того, чтобы раскрыть бессознательные ассоциации и желания путем противопоставления телефона и гипсового рака.

Эта комбинация, казалось, не только немедленно забавна и вызывающая, но также отсылает к языку снов, в котором новые сочетания объектов и идей становятся само собой разумеющимся явлением.

Концепции и свойства редимейда

Оригинальность

При использовании существующих объектов в новом художественном контексте вопрос оригинальности является одной из самых проблемных тем, с которыми сталкиваются художники.

Вот только некоторые из вопросов, которые возникают у Readymades. Они также ежедневно задаются вопросами о наших отношениях с привычными предметами. Помещая их в контекст искусства, мы иногда заставляем себя видеть, насколько много мы принимаем как должное то, что находится перед нашими глазами в повседневной жизни.

Для некоторых критиков сама идея Readymades вызывает споры, так как иногда оригинальные произведения, которые были потеряны или повреждены, были созданы самими художниками или галереями.

Например, произведение Дюшана "Велосипедное колесо" было перестроено три раза, в то время как оригиналы многих других произведений полностью утрачены и заменены.

В своей повторной версии эти произведения задают еще более глубокие вопросы об оригинальности:

Юмор и визуальные шутки

Юмор и игры были обычными темами в редимейдах, и художники часто включали в свои работы шутки или визуальные уловки. Подобно дадаизму, Дюшан пытался расшатать культурные нормы и играть со смыслом и значением.

Работа L.H.O.O.Q. (1919) объединяет визуальную и вербальную игру слов: название при чтении на французском звучит как "elle a chaud au cul", что означает "У нее горячая задница", а изображение отражает усы, нарисованные на репродукции Моны Лизы Леонардо да Винчи. Это произведение является игривым обращением к одному из самых известных произведений эпохи Возрождения и выражает новую художественную цель – извлечение новых значений из старых предметов, будь то предметы повседневного обихода или произведения великого значения. Юмор становится основным элементом этого подхода, поскольку он ищет новые способы мышления о выражении и создании искусства.

Эстетика и вкус

Readymades также играют с представлением эстетического вкуса и выбора. Традиционно мы рассматриваем искусство в контексте галереи как объект, который можно купить и выставить.

Readymades подвергают сомнению идею искусства как декоративного, интегрируя или используя объекты, которые не могут быть непосредственно идентифицированы как прекрасные. При этом Readymade подразумевает, что произведение искусства не только эстетический объект. Дюшан предложил, что для создания Readymade необходимо иметь "безразличный вкус", отложить свои обычные критерии красоты и попробовать подойти к объекту радикально новым способом.

Одобривая отделение искусства от личных или субъективных вкусовых предпочтений, Дюшан открыл путь для концептуального искусства, где идеи имели приоритет перед окончательной эстетикой произведения.

Массовое производство

При выборе массово производимых объектов Дюшан и другие художники обращали внимание на соотношение искусства и технологии, промышленности. В 20 веке произошла революционная трансформация в способе производства объектов благодаря возрастающей механизации и внедрению фабрик по всему миру.

Массовое производство побуждает население рассматривать объекты с точки зрения их функции, а не их красоты. Однако с помощью редимейдов художники смогли призвать зрителей пересмотреть эту точку зрения и рассматривать объекты скорее из-за их эстетической красоты, а не из-за их предназначения.

Редимейд в современном искусстве

Редимейд в нео-да-да

Концепция редимейда была часто использована художниками в конце 20 века, чья постмодернистская работа нацелена на критику культурного массового производства. Многие молодые художники в Америке восприняли теории и идеи, выраженные Дюшаном.

Особенно Роберт Раушенберг был сильно повлиян дадаизмом и часто использовал найденные предметы в своих коллажах, чтобы перейти границу между высокой и низкой культурой.

В своем произведении "Landing Jump" (1961), где он играл с Дюшановым велосипедным колесом на покрышке, Сайн также обратился к автомобильной культуре 1960-х годов в Америке. Он и другие художники стали известны как неодадаисты, потому что внесли в свое творчество юмор, игру и критику поп-культуры и эстетического вкуса.

Некоторые другие неодадаисты, такие как Йозеф Бойс, отреагировали на идеи Дюшана своими работами, которые нарушали или ставили под сомнение отношение между произведением и галерейным пространством.

Readymades - это базовые принципы концептуального искусства, позволяющие художникам рассматривать и усовершенствовать представление идеи как произведение искусства. Они также оказали влияние на современных художников, наиболее ярко проявившееся как в поп-арт, так и в движении Neo Geo, которое сосредоточилось на предметах массового производства и потребления.

Молодые британские художники

В конце 80-х и начале 90-х годов Readymade приобрел новый вид благодаря группе художников, известных как Jовые британские художники (YBAs). Художники, такие как Дэмиен Хирст, были известны шокирующими работами, проданными по очень высоким ценам. Его всемирно известная сохранившаяся акула - это пример объекта, созданного им как произведение искусства, проданного за многие миллионы.

Они также часто включали массовые продукты из популярной культуры или повседневные предметы и экспериментировали с их новыми контекстами. Их вдохновением стала идея Дюшана о "селекции" и "вкусе", при которой объект становится искусством только потому, что художник делает его искусством.

Самый известный редимейд в это время, вероятно, - это Моя кровать Трейси Эмин, которая была в финале премии Тернер в 1999 году.

Эмин получил много критики, потому что люди считали, что его работа была мало вдохновленной и не проявляла художественные способности. В ответ на утверждение, что каждый мог бы выполнить эту работу, Эмин ответил: "Ну, они этого не сделали, верно? Никто никогда раньше этого не делал".

Многие люди считали, что работа Эмина не представляет особой ценности и что она отстает от других произведений искусства. Однако, сам художник не согласен с этим мнением, утверждая, что его работа является уникальной и неповторимой. Он подчеркнул, что никто никогда раньше не создавал нечто подобное, что делает его работу особенной и значимой.

Эмин гордится своей непростой работой, несмотря на то, что ее критикуют. Он верит, что каждое произведение искусства имеет право на свое место и значение, и что даже если оно не нравится кому-то, это не означает, что оно не является творческим или значимым. Каждый художник приносит свое видение и свою важность в мир искусства, и работы Эмина - не исключение.