Эдвард Мунк (1863-1944) был одним из самых значимых символистов и экспрессионистов своего времени. В юности Мунк потерял свою сестру и мать от туберкулеза, поэтому он использовал свое искусство в качестве противовеса своим позднейшим страхам и неуверенностям.

В этой статье мы представляем 12 произведений Эдварда Мунка, которые все вместе иллюстрируют эмоциональное восприятие человеческой смертности художником.

Крик

Скрик - самая известная картина Эдварда Мунка, изображающая испуганную фигуру, закрывающую уши под огненным закатом, полным ужаса.

Говорят, что картина была вдохновлена видением, которое художник испытал во время прогулки с двумя друзьями. В период с 1893 по 1910 год были созданы две картины маслом и две пастели, изображающие это видение. Свои переживания в поэзии Мунк выразил на рамке своей пастели 1895 года:

Я шел по улице с двумя друзьями - солнце садилось - внезапно небо стало кровавым - я остановился, чувствуя усталость, и прислонился к забору - над сине-черным фьордом и городом взметнулись кровь и языки пламени - мои друзья шли дальше, а я остался и трепетал от страха - и я почувствовал бесконечный крик, пронесшийся через природу.»

  • Анализ точного значения крика

Вечер на улице Карла Юханс гата

В 1891 году Мунк завершил свою яркую картину "Весна на Карл Йоханной улице". Это радостное изображение Карл Йоханной улицы является полным противоположностью Мунковой картины этой улицы ночью, которая была завершена в 1892 году. Солнце уже зашло, и группа печальных пешеходов либо уходит от похорон или от страшного события.

То, как эта картина так сильно контрастирует настроение весенней работы Мунка на улице, добавляет анонимным, призрачным фигурам холодный элемент.

Меланхолия

Треугольник любви был распространенной темой в творчестве Мункса, которая была представлена в 11 различных картинах.

Первая меланхолия была написана в 1895 году, а последняя в 1930-х годах. Хотя места действия разные, каждая эмоциональная картина показывает ревнивого мужчину, смотрящего на зрителя, в то время как в фоне влюбленная пара обнимается.

Вдохновение для этой серии пришло от желания Мункса и его коллеги иметь отношения с одной и той же женщиной. Художники решили сотрудничать и каждый из них создал свои собственные картины на тему ревности. Здесь Мункс изображает себя с женщиной и оставляет ее бывшего возлюбленного в состоянии ревности.

Смерть Марата

Одной из самых известных картин Французской революции является полотно влиятельного классицистического художника Жака-Луи Давида под названием «Смерть Марата». На нем изображен революционер Жан-Поль Марат, умерший в ванне после убийства Шарлоттой Корде. Картина Давида была написана в 1793 году, всего несколько месяцев после этого события.

Эдвард Мунк был одним из нескольких художников, которые вдохновились этим шедевром и создали свою собственную версию смерти Марата.

Его живописная картина 1907 года показывает не только мужскую фигуру, умирающую на кровавой кровати, но и изображение ответственной женщины. Его воссоздание изображает себя самого в роли Марата и его возлюбленную Туллу Ларсен в роли убийцы, голых и одновременно зловеще спокойных.

Больное дитя

Между 1885 и 1926 годами Эдвард Мунк создал шесть версий картины «Больное дитя». Картина показывает слабую, бледную молодую девушку в постели с более старшей женщиной, вероятно, ее тетей, которая сидит рядом в горе. Эдвард Мунк ссылается на туберкулез, от которого умерла его сестра Йоханна София в возрасте 15 лет, на этих картинах.

Сам художник почти умер от этого инфекционного заболевания, и считается, что картина отображает его отчаяние и чувство вины за то, что он был тем, кто выжил, вместо его сестры.

Ночь в Сен-Клуде

В то время как «Больное дитя» является любящим посвящением любимой сестре Мунха Йоханне Софие, «Ночь в Сент-Клуде» является намного более сложным и мрачным памятником отцу художника, умершему в прошлом году.

Картина была создана вскоре после приезда Мунха в Париж и отражает прямое влияние постимпрессионистов Ван Гога и Тулуз-Лотрека, чьи многочисленные портреты отдельных людей или пустых помещений предшествуют этой теме.

Посвящение Мунха своему отцу состоит из затемненного, кажущегося освященным пространства, погруженного в полумрак – пространства, заполненного только тенями и тишиной. Выбор мотива соответствует напряженным отношениям между отцом и сыном.

В других картинах, посвященных смерти, Мунк делает субъект физически присутствующим, но в этом случае смерть отца Мунка вызывает только чувство холодной пустоты.

Танец жизни

"Танец жизни" показывает пары, танцующие под луной в один летний вечер. В центре картины находится пара в середине, которая считается Манком и Туллой Ларсен, любовью его жизни.

Картина в целом рассказывает историю человеческого опыта, а две женщины, стоящие по обе стороны от пары, представляют разные фазы жизни женщины. Левая женщина, в своем белом платье, протягивает руку к цветку, олицетворяя детскую невинность, устремленную вперед. Женщина в темных тонах изображает зрелую женщину - возможно, вдову, огруженную грустью, глядящую назад на эту пару.

Это отличный пример эмоциональной чувствительности художника и его меланхолического отношения к жизни и любви.

Мадонна

В то же время, когда Мунк создал свой «Крик», он изобразил свою Мадонну мягкими мазками кисти и сравнительно приглушенными пигментами. Мунк изображает Деву Марию таким образом, что противоречит всем предыдущим «историческим» изображениям — от натурализма Возрождения до реализма 19-го века — почтительной матери Иисуса Христа.

С одним чувством скромности, которое передается только через ее закрытые глаза, ее тело изящно и подчиняется неприметному свету. Фактически, Мадонна Мунк может быть воспринята как современное, хотя и дерзкое изображение Непорочного Зачатия. Красный нимб на голове Мадонны, в отличие от обычного белого или золотого кольца, указывает на господствующую страсть, соответствующую изображениям предмета времен эпохи барокко, с минимальной религиозной скромностью.

В то время как сам художник никогда полностью не поддавался религиозной страсти и учениям своего отца, это произведение явно показывает постоянную борьбу Мунк со своей собственной природой его собственной духовности.

Расставание

Это грустное и эмоциональное полотно было нарисовано в 1896 году. Оно иллюстрирует любовь, потерю и сердечную боль, показывая молодого человека, который прислоняется к дереву и держит свое сердце, с фигурой женщины в фоне, лицо которой не видно, но которая освещена светом.

Это произведение явно изображает разлученных влюбленных, но так как женщина представлена как ангельская фигура, удаляющаяся от молодого человека, это, возможно, символизирует, что хотя любовь мужчины и исчезла, воспоминания о ней и прошлое всегда будут его преследовать.

Переходный период юности

Эдвард Мунк создал картину "Пубертат" между 1894 и 1895 годами. Она изображает молодую обнаженную девушку, только что вошедшую в период полового созревания, поэтому она стала одной из самых контроверзных его работ. Поскольку тело девушки нарисовано с такой детализацией, многие верят, что это изображение живой модели.

Девушка сидит застенчиво на кровати, с закрытыми ногами и перекрещенными руками, прикрывая себя – возможно, это символизирует подавленную сексуальность. Рядом с девушкой скрытое темное пятно, возможно, оно символизирует ее страх и тревогу перед взрослением.

Вампир

Это изображение является одним из самых спорных и шокирующих в истории европейского искусства, а также одним из наиболее публикуемых и желанных произведений Мунк. Оно является частью его 20-частного цикла "Фриз Жизни" и изначально называлось "Любовь и боль". Мунк создал четыре версии этой картины и всегда настаивал на том, что это не что иное, как женщина, успокаивающая мужчину.

Однако, когда она стала общедоступной в 1894 году, многие увидели в ней мужчину, поглощенного в объятиях рыжеволосой вампирши, и связали ее с садо-мазохизмом, связями Мунка с проститутками, а некоторые даже видели в ней фантазию о его мертвой сестре. Таким образом, картина получила название "Вампир", которое она и сегодня носит.

Рабочие на пути домой

«Рабочие на пути домой» - одно из многих произведений Эдварда Мунка, которые изображали жизнь с точки зрения страдания, горя и меланхолии. Он впечатляющим образом показывает поток худых, измученных мужчин рабочего класса, возвращающихся домой после рабочего дня в фабриках.

Темное настроение, изможденное выражение лица и прозрачность ног мужчин, коснувшихся земли, делают их почти призрачными существами, несчастными в пути с восхода солнца до заката.