Генри Руссо (21 мая 1844 - 2 сентября 1910) был французским художником, который сегодня считается воплощением влиятельного самоучки (см. также: наивное искусство).

Руссо известен своими яркими и детальными изображениями джунглеподобной растительности, диких животных и экзотических персонажей.

Его волшебные полотна оказали воздействие на несколько художественных направлений. Признаки примитивизма, фовизма и сюрреализма – это лишь три стиля, на которые Руссо оказал прямое влияние.

Среди художников, которые называли его произведения источником вдохновения, были великие мастера современного искусства, такие как Пабло Пикассо, Василий Кандинский и Андре Бретон.

В этой биографии Жуля Руссо вы найдете обзор его наиболее значимых периодов жизни и творчества, несколько образцов его важнейших произведений и их описания, а также оценку его художественного наследия.

Биография Жуля Руссо

Детство

Анри Жюлиан Феликс Руссо вырос в простых условиях в городе Лаваль на северо-западе Франции. Его отец работал мастером по чугунным изделиям и торговцем металлическими изделиями, но часто имел финансовые трудности, и вплоть до 1851 года был даже приказ о конфискации семейного дома.

В результате молодой Анри поступил в интернатскую школу в Лавале, которую он посещал до 1860 года. Он был средним учеником, который помимо наград за рисование блестел и в музыке.

Раннее обучение

В 1861 году семья переехала в Анже, где Руссо нашел работу сотрудником местного пристава. Ему удалось избежать призыва в армию посредством жеребьевки, однако он все же попал в 51-й пехотный полк, где работал кларнетистом. Предполагается, что он хотел избежать личного скандала после того, как его работодатель обвинил его в краже.

Его семь лет активной службы во Франции прошли без происшествий, при этом Руссо часто преувеличивал свои военные подвиги. Одно из его вымышленных приключений заключалось в предотвращении восстания против Максимилиана в Мексике, где ему якобы пришлось выживать в джунглях, что впоследствии вдохновило его на создание картин.

В 1868 году Руссо женился на своей первой жене Клеманс Буатар. Один из их нескольких детей выжил до взрослого возраста.

После того, как он покинул военный полк, он получил должность контролера товаров в таможне, что принесло ему прозвище "Le Douanier" (Таможенник) на протяжении всей жизни.

Во время работы в таможенном управлении Руссо создал свои первые рисунки и картины. Начало его художественной карьеры неизвестно, но он утверждал, что начал рисовать в возрасте сорока лет, примерно в то время, когда получил разрешение на копирование картин из Лувра (1884 год).

Удивительно, но Руссоу восхищался некоторыми художниками, которые следовали традиционной академической манере рисования, такими как Жан-Леон Жером и Уильям-Адольф Бугро. Он даже стремился получить признание от Akademie des Beaux-Arts, подавая свои работы на парижском Салоне при организации, но был отклонен.

Позднее, в 1885 году, он впервые выставил свои картины с группой Independants. Два выбранных для выставки произведения демонстрировали его внутренний конфликт между традицией и современностью: итальянский танец (к сожалению, ныне потерянный) был темой, часто изображаемой академическими художниками. Заход солнца уже ранее был истолкован несколькими импрессионистами.

В следующем году Groupe des Independants провела свой собственный салон, в котором Руссо принимал участие практически каждый год до своей смерти. Его произведение Вечер карнавала уже имело мечтательный эффект и композиционное расположение его последующих работ.

Анри Руссо, Вечер карнавала, 1886

Тигр в тропическом шторме был первым из его известных джунглевых сцен и был представлен на выставке в Салоне независимых в 1891 году. В отличие от собственных описаний Руссо о создании своих произведений, вероятно, они были вдохновлены посещением известного ботанического сада Парижа (Жардин де Плент) и Музея истории естествознания.

Анри Руссо, Тигр в тропическом шторме (ожидание!), 1891

Художественная зрелость

Когда Руссо в 1893 году досрочно ушел из таможенной службы, он полностью посвятил себя живописи. Война (1894), который был выставлен того же года на выставке Independants, стал переломным моментом в его карьере. Эта крупноформатная аллегорическая картина принесла ему единственный положительный отзыв в журнале Mercure de France. Она также привлекла внимание поэта и писателя Альфреда Жарри, который опубликовал литографию этой картины в своем журнале.

Анри Руссо, "Война", 1894 год

В 1898 году, спустя десять лет после смерти своей первой жены, Руссо женился на вдове Жозефине Нури. И он продолжал стремиться к признанию, принимая участие в двух конкурсах на роспись ратуш Венсенна и Асньера между 1898 и 1900 годами, но в обоих случаях не смог получить заказ.

Однако, он обнаружил по отзывам прессы, что его джунглевым картинам удалось достичь некоторой известности, и в 1904 году он вернулся к этой теме с работой "Патрули, атакованные тигром". Выставка этой работы на Салоне "Независимых" вызвала многочисленные отзывы, которые снова привлекли Руссо к вниманию публики.

Генри Руссо, "Патрули, атакованные тигром", 1904

В то время молодое поколение художников открыло для себя Руссо, чья работа тесно связана с "примитивным искусством", которое стало все более популярным среди многих участников авангарда. Он быстро подружился с несколькими из этих художников, включая Пабло Пикассо, Жоржа Брака и Роберта Делоне.

В 1906 году Руссо познакомился с Вильгельмом Уде, немецким коллекционером и критиком искусства, который в последние годы своей жизни играл важную роль в продвижении его работ.

Творческий путь Руссо, однако, потерпел неудачу, когда в 1907 году он был арестован за банковское мошенничество. Заметки, которые он написал судье в заявлении об освобождении, преувеличивая свой характер и достижения, представляют собой одну из наиболее точных информаций о жизни художника, которые нам известны сегодня в письменном виде.

Поздние годы и смерть

В 1908 году Удде организовал первую, хотя и неудачную, персональную выставку Руссо. В том же году Пабло Пикассо приобрел портрет женщины Руссо (1895 года), который он нашел в антикварном магазине.

Генри Руссо, портрет женщины, 1895 год

Чтобы отметить свою покупку, Пикассо устроил сегодня уже почти легендарное вечеринку, которая вдохновила многих гостей, в том числе и Гертруду Стайн, на захватывающие истории.

В качестве почетного гостя Руссо сидел на импровизированном троне и даже вносил свой вклад в развлечение, исполняя вальс, который он написал и назвал в честь своей первой жены. Несмотря на его популярность среди коллег-художников, он жил в бедности до конца своей жизни. Он умер 2 сентября 1910 года от осложнений инфицированной раны на ноге.

Художественное наследие Анри Руссо

Друзья и коллеги художника Руссо сыграли важную роль в продвижении его художественного влияния сразу после его смерти.

Творчество Руссо оставило неизгладимое впечатление на художников следующего поколения и не только. Автодидактические методы и чувство детской простоты его работ нашли отклик в "примитивизме" современных художников раннего 20-го века, таких как Пикассо и Кандинский.

В 1910 году художник Макс Вебер представил творчество Руссо американской публике на выставке в Нью-Йорке, за которой последовала памятная выставка, организованная Робертом Делоне на Салоне Независимых на следующий год. Также Уде опубликовал первую биографию Руссо, которая глубоко впечатлила Василия Кандинского. В результате Кандинский приобрел две картины Руссо и включил репродукции его работ в свой альманах, изданный им в 1912 году.

По мнению Андре Бретона, Руссо также был назван "Прото-сюрреалистом", потому что его искусство имело сонно-подобную, абсурдную и метафизическую ноту. Согласно утверждениям Бретона, использование ярких цветов и четких контуров предвосхитило работы сюрреалистов, таких как Рене Магритт.

Знаменитые произведения Руссо

Тигр в тропическом шторме, 1891 год

Анри Руссо, Тигр в тропическом шторме (сюрприз!), 1891 год

В этой первой джунглевой картина Руссо выныривает зубастый тигр из травы. Изогнутые ветви, дождь и темное небо показывают анонсированную в названии бурю.

Этот джунглевый пейзаж, выставленный на Салоне независимых, был надруган многими критиками из-за его явно самоучительного и почти любительского качества.

Однако для художника и критика Феликса Валлоттона это произведение является абсолютным пиком выставки. По его мнению, детская наивность, с которой Руссо нарисовал картину, подвергает сомнению общепринятые традиции и принципы академического стиля живописи.

Сон, 1910

Анри Руссо, Сон, 1910

Сон - подходящее название для данной работы с сюрреалистическим изображением обнаженной женщины, лежащей на диване в лесу. Женщину окружает яркая, тщательно изображенная природа с множеством цветов и множеством растений. Несколько львов также являются частью композиции, частично уставившись на зрителя картины.

Это изображение почти с юмором изваянного акта в академическом стиле, напоминающее некоторых известных одализок, в экзотической обстановке, далеко ото Франции, можно считать реакцией Руссо на экспансию французов в конце 19 века. Руссо видел эти места только в произведениях искусства в музеях или журналах.

Своей невероятной любовью к деталям, яркой цветовой гаммой и абсурдным сочетанием отдельных изображений Сон заставляет предположить, почему искусство Руссо было так восхищено сюрреалистами.